Мэр или сити-менеджер: какая система лучше для города?

В Карелии продолжают обсуждать модели городской власти. Управленец по контракту или прямые выборы мэра: каковы плюсы и минусы этих вариантов?

В Карелии продолжают обсуждать модели городской власти. Управленец по контракту или прямые выборы мэра: каковы плюсы и минусы этих вариантов?

Напомним, что с инициативой изменить порядок избрания глав городов выступил Петрозаводский городской Совет. Для этого требуется внести поправки в региональное законодательство. Петрозаводских коллег практически единогласно поддержали депутаты Костомукши. Предлагается, чтобы горсовет выбирал главу исполнительной власти города из числа кандидатов, которые предварительно прошли через конкурс.

Председатель местной общественной организации ветеранов войны, труда (пенсионеров) и правоохранительных органов Петрозаводска Валентина Дрогайлова, комментируя инициативу, напоминает: расцвет карельской столицы пришелся на годы, когда город возглавлял Павел Сепсяков. Сегодня о нем вспоминают как о лучшем в истории Петрозаводска руководителе. Достаточно отметить, что при нем столица республики пять раз признавалась самым благоустроенным городом страны.

— А ведь Павла Сепсякова никто не выбирал, он был назначенным руководителем. Я убеждена, что сегодня нам необходимо так выстроить систему, чтобы в муниципальную власть приходили профессионалы. Пять-шесть умных, талантливых, хозяйственных людей будут участвовать в конкурсе, где комиссия оценит именно их опыт и знания. И депутаты Петросовета сделают выбор из этих кандидатов. Очень важно, что тогда и спрос с градоначальника будет другой: если не справился – уходи. Уверена, тогда руководитель совсем по-иному будет к своей работе относиться. Контроль и ответственность – это главное, если мы хотим, чтобы в Петрозаводске все-таки был наведен порядок, — считает Валентина Дрогайлова.

Депутат Заксобрания Сергей Пирожников отмечает: партия ЛДПР одобряет всенародные выборы.

— Но на сегодняшний день в Петрозаводске сложилась уже критическая ситуация. Ведь для людей важно не то, каким образом к власти пришел человек, а то, чтобы было чисто на улицах, не было ям на дорогах, какие-то бытовые вещи. У нас ситуация подходит к критической, поэтому такая инициатива может быть рассмотрена и, возможно, даже принята на сессии Законодательного Собрания. 16 июня планируется заседание совета по контролю за реализацией посланий президента. Там на эту тему будет большое общественное обсуждение. Пока своего мнения фракция ЛДПР не сформировала. Повторю, мы считаем, что должны быть выборы, но в связи с критической ситуацией у нас будут консультации. Мы будем очень внимательно подходить к этому вопросу, — говорит Сергей Пирожников.

Член Общественной палаты Карелии Роман Голубев отмечает: последние 20 лет мы наблюдаем не очень эффективную модель, когда фактически существует конфликт между руководителем города и руководством республики, причем вне зависимости от персоналий.

— Очевидно, что это система, это затянувшееся явление, связанное с самой моделью формирования органов местного самоуправления республики в нынешней политической системе. Очень своевременно и актуально пересмотреть эту модель и еще раз вернуться к ее обсуждению, — считает Роман Голубев.

Постоянный член Общественного комитета по реализации послания Президента РФ в Петрозаводске Александр Шарафудинов полагает, что есть смысл опробовать контрактную систему. По его мнению, суть должности больше отражает не термин «сити-менеджер», а название «городской управляющий» — руководитель муниципальной администрации, который занимается решением текущих задач и работает по контракту.

— На мой взгляд, институт городских управляющих имеет свои плюсы и минусы. Самое важное — отобранный конкурсной комиссией претендент со значительно большей вероятностью окажется профессионалом. Только необходимо обеспечить полную гласность и прозрачность работы конкурсной комиссии. Предположим, выбрано по 5 человек, от правительства, общественных организаций, региональных и городских депутатов. Необходимо, чтобы и через несколько лет можно было поднять документы и выяснить, кто и как голосовал.

Еще более важна разработка контракта, по которому будет работать городской управляющий. Этот документ должен составляться лучшими юристами Карелии, в нем необходимо предусмотреть все, чтобы не дать возможности управляющему, за несколько лет задрав до небес коррупционную планку, исчезнуть вместе с деньгами. Возможно, не помешает и широкое общественное обсуждение этого документа в социальных сетях, — поясняет Александр Шарафудинов.

Среди минусов общественник отмечает то, что прямые выборы считаются все-таки более демократическим вариантом.

— Несмотря на риски, я бы все-таки рекомендовал опробовать контрактную систему. Необходимо учесть, что большое количество муниципалитетов предпочло эту схему управления. И еще мы с каждыми выборами наступаем на одни и те же грабли. Не знаю, как в Костомукше, но не было в столице Карелии еще ни одного градоначальника, который скорее рано, чем поздно не вступал бы в конфликт с республиканскими властями. А именно от республики во многом зависит наполняемость городского бюджета. Хочется верить, что в Карелии действительно найдется самородок, который сможет изменить ситуацию. А то время идет, а порядок в Петрозаводске все хуже и хуже. Стыдно перед жителями и гостями республики, — говорит Александр Шарафудинов.