Музыке, как ни одному другому виду искусства, удалось воспеть ту мощь и первозданную красоту бесценных материальных и духовных сокровищ, которыми исстари богата Карелия. И среди множества имен, прославивших карельское искусство далеко за пределами республики, мы первым всегда невольно называем Гельмера Синисало (1920-1989).
Родился он на Урале, в Златоусте, где первое время после эмиграции проживала семья финского коммуниста Нестора Синисало, вынужденного искать убежища в России после поражения революции 1918 года в Финляндии. До рождения сына Нестор успел поучиться в Петроградском интернациональном военном училище, после которого отправился на фронт и участвовал в боях против Деникина. Он был ранен и вернулся к семье. Затем после нескольких лет жизни в Ленинграде семья перебралась в Карелию и обосновалась в Петрозаводске.
Уже в раннем детстве Гельмер обнаружил явные художественные наклонности: он хорошо рисовал, участвовал в любительских театральных спектаклях отца, любил петь и по слуху подбирал на мандолине популярные финские песни и танцы. В 14 лет благодаря случаю попал в духовой оркестр, где ему была вручена флейта. И хотя желания «покорять» флейту он поначалу не проявил, благодаря замечательному музыканту и педагогу Николаю Солнышкову занятия пошли настолько успешно, что вскоре он оказался на месте второго флейтиста рядом с учителем в симфоническом оркестре. Солнышков сумел привить мальчику любовь к инструменту, открыв ему мир большой музыки. Впоследствии Синисало говорил, что оркестр стал для него настоящей консерваторией, в которой, к сожалению, ему учиться не пришлось.
В 1935 году Гельмер становится студентом театрального училища (ныне музыкального колледжа имени Карла Раутио), где его педагогом также был Солнышков. Но в 1937 году Солнышков неожиданно умер. За первым ударом последовал второй – в 1938 году во время кампании чистки от потенциальных врагов был арестован и осужден без права переписки отец. С арестом отца юноша как сын «врага народа» посчитал невозможным оставаться в рядах ВЛКСМ и сдал комсомольский билет. Честность и открытость в поступках отличали Синисало на протяжении всей жизни. Далее последовали исключение из училища, арест и отправка на каменотесные работы в Пудожский район на остров Гольцы, откуда ему чудом удалось сбежать. Какое-то время пришлось скрываться, после чего появился шанс вернуться в оркестр.
Получить полноценное музыкальное образование Гельмеру так и не пришлось. Щедро одаренный природой, он интуитивно нащупывал единственно верный для себя путь, практически оказавшись самоучкой.
Первым значительным произведением Синисало стал Концерт для флейты с оркестром, создание которого сделало его уже в 19 лет членом Союза композиторов. Дальше процесс сочинения музыки был уже безостановочным. Ему не помешала даже война, которую он прошел флейтистом в одной из концертных бригад, обслуживавших фронт. Музыка, которую создавал Синисало, спонтанно рождалась в разных жанрах и формах: песни, фортепианные и другие инструментальные произведения, симфонические композиции, кантаты и оратории – все удавалось ему без особого труда.
Поистине судьбоносной для композитора стала встреча с молодым московским балетмейстером Игорем Смирновым, ставшим либреттистом и хореографом созданных совместно пяти балетов. Два из них – «Сампо» и «Кижская легенда» по праву стали фундаментом национального балета и эмблемой карельского искусства.
В карельской музыке Гельмеру Синисало принадлежит пальма первенства в сочинении таких жанров, как балет, симфония, инструментальный концерт. Им создано много прекрасной музыки, сохраняющей свою привлекательность и поныне, в других жанрах. Велика его заслуга и на общественном поприще — 33 года он бессменно возглавлял карельскую композиторскую организацию. Все осуществленное отмечено множеством наград. Но самым дорогим стало звание «Народный артист СССР».
Наталия Гродницкая,
музыковед, заслуженный деятель искусств КАССР ,
член Союза композиторов
Смотреть все материалы проекта «Карелия-100. Лица».