Женщины в деле

Что движет женщинами, которые идут в общественную деятельность и бизнес? Почему именно женское предпринимательство зачастую становится драйвером развития социальной сферы и экономики, особенно в небольших городах и поселках? Об этом в новом выпуске проекта «Женская тема» рассказала известный ученый-экономист, председатель Общественной палаты Карелии Любовь Кулакова.

В 2017 году в России была утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин. Среди ее направлений — поддержка участия женщин в общественной жизни и женского предпринимательства. Причем очень часто эти две темы оказываются взаимосвязанными, ведь в подавляющем большинстве именно женщины занимаются социально ориентированным бизнесом, который направлен не исключительно на извлечение прибыли, но и на решение общественно значимых проблем. Например, женщины-предприниматели открывают частные детские сады, развивающие центры для детей, оказывают помощь престарелым, тяжелобольным людям. Или возрождают интерес к национальным традициям и культуре, успешно продвигают уникальные для своего региона бренды, превращают забытые и умирающие населенные пункты в новые точки на туристической карте.

При этом в бизнес многие женщины приходят, уже имея опыт общественной, благотворительной деятельности. И такое социальное предпринимательство становится драйвером развития территорий. Об этом шла речь на республиканском форуме «Женщина и бизнес», который состоялся 4 марта в Петрозаводске. На него собрались более трехсот женщин — предпринимателей и руководителей общественных организаций. Одним из ведущих экспертов форума выступила кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела региональной экономической политики Института экономики Карельского научного центра РАН, председатель Общественной палаты Карелии Любовь Кулакова.

Председатель Общественной палаты Карелии Любовь Кулакова. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Председатель Общественной палаты Карелии Любовь Кулакова. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Любовь Михайловна, вы экономист-исследователь. Что подвигло вас заняться общественной деятельностью и вопросами поддержки предпринимательства?

— К этому меня привела именно научно-исследовательская деятельность. Моя диссертационная работа была посвящена формированию и развитию предпринимательства на сельских локальных территориях. Как исследователя меня интересовало, как складывается взаимодействие между муниципальными органами власти, субъектами предпринимательства и, конечно же, жителями. Знакомство с участниками этого процесса насытило мои исследования практическими примерами, раскрыло много граней как общественной, так и социально-экономической жизни республики.

Исследования подтвердили, что институт предпринимательства формируется более успешно в условиях гражданской ответственности и активности, когда у людей есть стремление изменить к лучшему среду, в которой они живут, найти для этого инструменты, партнеров. Поэтому столь важно создать эффективные механизмы поддержки гражданских лидеров, их инициатив, объединить усилия общества, бизнеса и государства. Это одна из главных задач Агентства стратегических инициатив (АСИ), где я, как и многие мои коллеги из разных регионов России, являюсь экспертом. Такой большой командой мы работаем с 2013 года. Агентство оказывает поддержку в продвижении новых проектов и лучших практик, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, самозанятости. Это тесно связано и с моей деятельностью в Институте экономики КНЦ РАН. Наш институт уже много лет является одной из самых узнаваемых и авторитетных дискуссионных площадок в регионе по обсуждению вопросов социально-экономического развития с привлечением представителей законодательной, исполнительной, муниципальной власти, общественности.

Поэтому, когда мне предложили войти в состав Общественной палаты, я, безусловно, согласилась, так как это еще одна масштабная площадка для диалога между гражданами и властью, которая позволяет обсуждать и находить решения очень многих вопросов. Среди них поддержка как некоммерческих организаций, так и предпринимательских инициатив. В Общественной палате второго созыва я работала в комиссии по развитию экономики и предпринимательства. При формировании третьего созыва в июне 2018 года коллеги выразили мне доверие, избрав меня председателем Общественной палаты, где я имею честь и ответственность трудиться по сей день. Это безвозмездная деятельность на общественных началах, но уровень ответственности очень высокий и серьезный. Наша задача — служить посредником между властью и обществом, обычными гражданами, найти общий язык для такого диалога, чтобы стороны не только слушали, но и слышали друг друга.

— До вас Общественную палату также возглавляла женщина — известный общественный деятель, директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова. И в целом сегодня в составе Общественной палаты женщин больше половины. Это показатель того, насколько активны представительницы прекрасного пола в общественной жизни? Как в целом Карелия выглядит в этом плане на фоне других регионов?

— Есть хороший маркер, показывающий, насколько активны общественные организации Карелии. Наши НКО уже не первый год входят в тройку лидеров на Северо-Западе по получению президентских грантов. По итогам участия в конкурсах общественные организации, большинство из которых возглавляют женщины, выигрывают десятки миллионов рублей на реализацию своих проектов. Эти проекты решают конкретные, четкие, продуманные задачи в самых разных сферах: образовании, экологии, в сфере социальных услуг и социальной поддержке.

Так что женщины сегодня не просто активно представлены в общественной жизни, они являются инвесторами в социальную сферу республики и вносят весомый вклад в решение действительно насущных проблем, чтобы изменить окружающий мир к лучшему.

— Нередко именно из таких общественных проектов вырастают и бизнес-инициативы в сфере социального предпринимательства…

— Да, именно так, и на состоявшемся на днях форуме «Женщина и бизнес» мы видели много примеров такого социально ориентированного предпринимательства. Так, председатель благотворительного фонда «Моя бабуля» Светлана Барташевич рассказала о пансионате для пожилых людей и инвалидов, который работает в Петрозаводске с 2017 года. Фонд как негосударственная организация включен в официальный реестр поставщиков социальных услуг в республике.

 

Председатель фонда поддержки и развития Пряжинского района «Вместе» Светлана Хребтова представила очень интересный проект по развитию этнодеревни в Киндасово: он востребован у туристов, количество посетителей растет. И таких примеров можно привести еще немало.

У нас в стране до 90% социально ориентированного бизнеса находятся в женских руках. Однако в целом доля женщин в малом и среднем бизнесе составляет менее 30%. Это существенно ниже уровня стран с развитыми и диверсифицированными экономиками.

— Значит, несмотря на уже существующие меры поддержки женского предпринимательства, есть, к чему стремиться?

— Безусловно. За последние годы, действительно, появились беспрецедентные меры поддержки предпринимательства, в том числе женского. Подчеркну, что это федеральная государственная политика, благодаря которой по федеральным программам регионам выделяется значительное финансирование на развитие малого и среднего бизнеса. При этом, конечно, нельзя не отметить, что у нас в республике экономический блок правительства, Корпорация развития Карелии со своей стороны также сумели выстроить грамотную, эффективную систему мер поддержки предпринимателей.

В Карелии действует большой спектр мер поддержки для предпринимателей: льготы по региональным налогам, субсидирование затрат малого и среднего бизнеса на приобретение оборудования, электроэнергию, оплату процентов по кредитам, уплату лизинговых платежей и так далее. Для женщин-предпринимателей предусмотрены специальные программы, в том числе льготное кредитование под 4%.

В то же время очевидно, что еще есть над чем работать. И это также показал форум «Женщина и бизнес». В частности, предприниматели высказали просьбу распространить систему добровольной сертификации «Сделано в Карелии» не только на производство товаров, но и на сферу услуг. Но суть в том, что это уже сделано! И мы, эксперты, знаем, что эту меру поддержки могут получить в том числе социальные предприниматели. А вот среди представителей бизнеса, как выясняется, далеко не все в курсе.

Если предприниматель просит ввести ту или иную меру поддержки, а она уже по факту есть, значит, недостаточно хорошо налажено информирование. Нужны новые формы, способы, каналы, чтобы информация до предпринимательского сообщества доводилась мобильно, быстро, по принципу «здесь и сейчас». Кроме традиционных способов, таких, как СМИ, необходима социальная реклама — возможно, наружная (в виде биллбордов, баннеров), в общественном транспорте, в социальных учреждениях или торговых центрах, то есть везде, где ее сможет увидеть как можно больше людей. Убеждена, это станет хорошим стимулом для предпринимательской инициативы.

 

— Мы пока что всё время говорим о малом и среднем предпринимательстве. А крупный бизнес? Ведь в нем женщин не так много?

— Вы знаете, ведь существующий мир — это не чистый лист, на протяжении практически всей истории человечества лидирующие позиции в нем занимали мужчины. По сути, кардинальные изменения начались меньше ста лет назад. И за этот очень маленький с исторической точки зрения период мы продвинулись очень далеко в вопросах равноправия, самореализации женщин. Мы доказали и успешность женского интеллекта, и наше умение совмещать главную задачу — материнство и воспитание детей — с участием в деловой и общественной жизни, способностью быть лидерами.

Отмечу, что наша страна лидирует по количеству женщин-руководителей: 43% компаний в России возглавляют женщины. Так что примеров немало. Но широкая аудитория часто о них просто не знает. И здесь опять хочется вернуться к вопросу об информировании.

На форуме «Женщина и бизнес» я выступила с презентацией, сопроводив ее фотографиями успешных женщин-предпринимателей. Например, в Медвежьегорске есть уникальная фабрика «Карельские узоры», которая существует уже более 90 лет! Наша заонежская вышивка известна по всей стране, а шедевры рукоделия, сделанные руками карельских мастериц, получали награды Парижской выставки и до сих пор остаются брендом республики.

Но многие ли жители Карелии, а особенно молодежь, знают, что уже долгие годы «Карельскими узорами» руководит замечательная, талантливая женщина Нина Алехина?

 

Хочется, чтобы имена таких предпринимателей звучали не только на специализированных форумах и конференциях. Надо больше рассказывать об этом, чтобы мы знали в лицо своих земляков, которые обладают невероятным трудолюбием, энергией и, развивая свой бизнес, вместе с тем развивают и территории, где они живут, и своим профессиональным трудом прославляют Карелию. Надо популяризировать женщин-лидеров, чтобы их истории успеха становились примером, ориентиром в том числе для подрастающего поколения.

— На ваш взгляд, женский стиль ведения бизнеса, подход к предпринимательству отличается от мужского?

— Конечно, отличается. Женщина по своей природе эмоциональна, открыта ко всему новому, любопытна, стремится как можно больше узнать, попробовать. Но в бизнесе она очень осторожна и осмотрительна.

Мужчина в бизнесе более амбициозен, склонен к риску, для него немалое значение имеет самоутверждение. Для женщины на первом месте — созидание и забота. Что самое главное для матери? Не только дать жизнь другому человеку, но и сделать все, чтобы твой ребенок вырос талантливым, умным, успешным, благополучным. И эта женская, материнская природа проявляется и в предпринимательской деятельности: своему проекту, своему детищу женщина тоже должна дать достойную, долгую жизнь. Осмотрительность, вдумчивость женщины способствуют устойчивости ее бизнеса, его равномерному развитию.

Кроме того, в женской природе заложено желание привлекательно выглядеть, быть обаятельной. Женщина творит красоту, ей хочется, чтобы вокруг нее были комфорт, чистота и порядок. И, когда приходит в бизнес, проецирует это свойство, стремится создать такой продукт или услугу, которые были бы привлекательны, удобны, комфортны и востребованы.

В этом сила женского бизнеса, конкурентные преимущества, которые помогают представительницам прекрасного пола добиваться успеха не только в традиционных для них областях предпринимательства, но и в тех сферах, которые до недавнего времени считались исключительно мужскими, от высоких технологий до строительства или финансов.

Сегодня у нас в стране, как я уже отмечала, не только действует комплекс мер по стимулированию предпринимательской инициативы, но и приняты важные решения в сфере социальной поддержки семьи и детства, созданию новых мест в детских садах, содействию самозанятости. Все это призвано расширить возможности для самореализации женщин. Поэтому, надеюсь, с каждым годом женских историй успеха в бизнесе и общественной деятельности будет все больше.

«Женская тема» — новый проект «Республики». Мы разговариваем с женщинами о работе, семье, самореализации, их интересах и проблемах. Приходится ли нашим женщинам бороться за свои права? Насколько для них остро стоит вопрос социальной защищенности? Как надо решать «традиционные женские задачи»? Наши героини — совершенно разные: бизнес-леди и многодетные матери, руководители и общественницы. Разбираемся, что волнует женщин Карелии.