Как продлить детство

Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Карелии и единственная актриса в республике, удостоенная премии «Золотая маска», Любовь Бирюкова отметила юбилей. В свой бенефис на сцене Театра кукол она сыграла в спектакле «Золоченые лбы», который и принес ей высшую театральную награду. Актриса рассказала «Республике», почему выбрала Карелию и что любимая ее роль в жизни — это бабушка.

Любовь Бирюкова. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Любовь Бирюкова. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

— Любовь Алексеевна, вы отметили юбилей. Как вы относитесь к тому, что публичные люди, в частности актеры, не могут скрыть возраст? И как вы воспринимаете свой возраст?

— Хотела бы я сказать, что я его воспринимаю позитивно, но, пожалуй, это не совсем так. Все мы к этому придем рано или поздно, поэтому принимаю как данность и воспринимаю как определенный этап в жизни. Надеюсь, что впереди еще будут новые открытия и переживания. А юный зритель, для которого мы работаем, заряжает позитивной энергией, дарит радостное настроение. Это хорошее дело — работать с детьми.

— Сейчас многие дети не знают даже самых популярных детских произведений. Юный зритель меняется?

— Да, читают сейчас мало. Но разницы между поколениями детей я не чувствую. Для меня дети что 30 лет назад были детьми, когда я только пришла в театр, что сейчас. Во всяком случае, во время спектаклей они демонстрируют те же самые чувства, реакции и эмоциональный настрой.

Любовь Бирюкова. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Любовь Бирюкова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Моим внукам 7 и 2 года. Они не очень часто бывают у нас в театре, хотелось бы почаще. Боюсь, что вырастут и не успеют. Но сами понимаете, сейчас такая загруженность у детей — секции, тренировки, кружки.

— У вас есть не только роли в детских спектаклях, но и в постановках для взрослых. Что интереснее и сложнее?

— Конечно, это разные подходы к работе. Не будем лукавить, детские спектакли играть проще. Взрослые постановки требуют особого настроя и подготовки, жизненного и профессионального опыта. Но в детских спектаклях есть большое преимущество — это позитивное настроение, очень доброе, раскрепощенное, и твое детство продлевается, и в тебе оно никогда не умирает. Я люблю детские спектакли и люблю детские роли. А что касается взрослых постановок, к ним я отношусь очень серьезно, они тоже самые любимые, потому что самые тяжелые. Было бы скучно, если бы мы работали в одном направлении, в нашем театре есть возможность попробовать себя в разных ролях.

Раневская - Любовь Бирюкова. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Раневская — Любовь Бирюкова. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Почему и в какой момент вы решили попробовать себя в режиссуре?

— У большинства творческих людей помимо основной работы есть еще какое-то увлечение. Мое увлечение режиссурой началось еще в юности. Когда я была студенткой, мы делали небольшие режиссерские работы. И они были настолько интересные, они развивали нас как личностей, мы придумывали и роли, и постановки, и пьесы сами писали. А когда я пришла в театр, это увлечение осталось. И хотелось пробовать. Не вся работа приносила удовольствие мне как актрисе. Были мысли, задумки и самое главное — моими единомышленниками стали актеры, они меня поддержали. Людмила Бондаренко была в то время директором Театра кукол, она доверилась и сказала: «Пробуй». И с этого все началось. Первый  спектакль был «То ли люди, то ли куклы». Это был спектакль с пальчиковыми куклами в черном кабинете. Но я хочу отметить, что это не только моя самостоятельная работа как режиссера, все спектакли — это совместная работа всей труппы, потому что придумывали мы все вместе.

— Что сложнее — работа режиссера или актера?

— Мне кажется, что работа режиссера намного сложнее. Он придумывает идею спектакля, работает с художником, пока сидишь на репетиции, проиграешь за каждого актера роли, в голове одни картинки складываются, а если получается не так, то расстраиваешься. А иногда актеры принесут такие идеи, что подумаешь: как здорово. В любом случае это очень интересная и творческая работа.

Сцена из спектакля "Железо". Фото из архива театра

Сцена из спектакля «Железо». Фото из архива театра

— Вы единственная в Карелии получили «Золотую маску» как лучшая актриса. Вы мечтали об этом?

— Не могу сказать, что я мечтала о «Золотой маске», но с другой стороны, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Когда я получила «Маску», конечно, была гордость за свою работу, за режиссера, за партнера, с которым я работала. Я всегда понимала, что это наша общая награда. А еще это дело случая. Когда заседает комиссия фестиваля, все так непредсказуемо и очень индивидуально. Так случилось, что повезло больше мне в тот раз. Но для меня это был еще и соревновательный процесс, потому что после этой номинации были и другие: в спектакле «Железо», в спектакле «Сад». И ты понимаешь, что как артист ты все-таки состоялся и чего-то стоишь. Да, была только номинация, но я же говорю, это дело случая. Могло ведь и номинации не быть.

Сцена из спектакля "Золоченые лбы". Фото из архива театра

Сцена из спектакля «Золоченые лбы». Фото из архива театра

Сейчас я очень рада за наших коллег, за театр. Спектакль «О рыбаке и рыбке» — очень хорошая постановка, он, конечно, достоин маски.

— Почему для бенефиса вы выбрали спектакль «Золоченые лбы»?

— Этому спектаклю уже 15 лет. И мы сейчас играем его редко, раньше он был у нас часто в репертуаре. Но он один из моих любимых, я решила, что в свой бенефис хочу именно эту постановку. Зритель любит этот спектакль. И партнер у меня там замечательный. За годы жизни спектакль не поменялся, мы повзрослели. Мне бы не хотелось, чтобы эмоциональная составляющая этой постановки поменялась. Вообще, не просто восстановить спектакль после долгой паузы: вспомнить текст, мизансцены, а главное — все задачи. И чем интересен этот спектакль и в то же время не прост: он идет час, но за этот час нет ни одной секунды, где бы ты мог расслабиться, выйти за кулисы и выдохнуть. Ты все время что-то делаешь, ты все время в процессе. Но мы же не ищем легких путей.

— Расскажите, как вы попали в Карелию. Вы ведь окончили Горьковское театральное училище.

— Когда я училась, у нас еще было распределение. На 4-м курсе перед выпуском к нам приезжали режиссеры и приглашали на работу. Предложений было очень много: начиная от Калининграда и заканчивая театрами Дальнего Востока. Я выбрала Петрозаводск. Хотя очень хотела поехать туда, где тепло. Но приехал очень интересный режиссер из Карелии, он так заманчиво рассказывал о республике, о Петрозаводске. Конечно, моя мастер много рассказывала об этом театре, о режиссере, который тогда начал работать, — Сергее Львовиче Белкине. Мне сказали, что в Карелии очень интересная, сильная труппа, там есть чему поучиться. Режиссер рассказывал много о географическом положении республики, о том, что это совсем другая культура, другой регион, менталитет у людей, нежели, чем средняя полоса. И это действительно так. Я как только приехала, сразу это почувствовала. И даже когда сейчас я возвращаюсь на родину в Нижний Новгород, я сразу ощущаю эту разницу.

Любовь Бирюкова. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Любовь Бирюкова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

И потом я почти сразу вышла здесь замуж, а мой супруг не знает лучше места, чем Петрозаводск. Так сложилось, что другого варианта и не было.

— А как у вас в Театре кукол есть борьба за роли? Как вы принимаете молодых актеров?

— Такой борьбы, как в драматических театрах, кто главный, а кто не главный, у нас такого, слава богу, нет. Но это естественно, когда актер хочет хорошую роль. Но все это ко мне не относится совершенно точно. Я человек другого формата, я придерживаюсь позиции — в тени. Ничего не проси, тебе дадут все сами, и ролей мне хватает. За них драться точно никогда не буду. Я этого не люблю.

А к молодым артистам я отношусь позитивно. Они отличаются от нас. Но и мы, наверное, тоже, когда пришли в театр, отличались — смотрели только вперед, казались странными, активными. Наверное, это свойственно молодым. Мы всегда готовы помогать и учить, если у актеров есть желание.

— Как вы пережили пандемию?

— Сначала действительно был переломный момент. Как скучно, жизнь остановилась, быстрее бы на работу, и как это так, все дела переделала, не знала, чем заняться. А потом все привыкли к этому, и стало так хорошо. А потом — а что, на работу надо?! Сейчас втянулись уже, работаем в обычном графике. Очень люблю гастроли. Но из-за пандемии много гастролей не случилось.

— А что еще, кроме театра, вы любите?

— Люблю проводить время с внуками, почитать, полежать, полениться, иногда и фитнесом заняться. Очень радуюсь встречам с детьми и с внуками. Такое простое и обыкновенное счастье. Дома я с ними бабушка-бабушка. Актриса «работает», только когда мы с ними читаем сказки.