Пустить на самокат: к чему приводит мода на индивидуальную мобильность

В Петрозаводске становится все больше самокатчиков. На этом популярном средстве передвижения ездит не только мэр карельской столицы, но и клерки, и спортсмены, и подростки, и даже мамы с детьми. Растет и количество происшествий. Разбираемся, как карельская столица переживает новую моду.

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Повсеместное увлечение кикшерингом (краткосрочная аренда самокатов – прим. ред.) дошло и до Карелии. На городских тротуарах кроме пешеходов все чаще появляются люди на самокатах. Популярность этого средства индивидуальной мобильности (СИМ) у горожан вполне понятна  – это и возможность довольно быстрого передвижения, и спорт, и развлечение, и бизнес. На Онежской набережной уже несколько точек проката, и они пользуются немалым спросом.

Мнение урбанистов

Российские эксперты в области урбанистики заговорили о том, что массовое распространение электросамокатов может помочь в решении транспортных проблем многих городов, например, освободить от засилья авто исторические центры. Плюс электросамокат – экологичный «транспорт», от него нет выбросов в атмосферу, он занимает немного места, а по скорости передвижения вполне способен заменить общественный транспорт.

Не учли эксперты здесь только то, что инфраструктура большинства российских городов на электросамокаты просто не рассчитана. Они не вписываются ни в автомобильную, ни в пешеходную зоны, часто и на велодорожках им не хватает места.

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Онежская набережная Петрозаводска. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Электросамокаты официально к транспорту пока не относятся, а считаются средством индивидуальной мобильности, при этом они могут развивать скорость до 25 км в час, а некоторые модели и до 75 км в час. Конечно, на отремонтированных к 100-летию республики тротуарах кататься стало гораздо комфортнее. Скорость можно развивать больше. Но и количество происшествий растет.

Наезды и кражи

По информации МВД России, с января по май этого года в нашей стране зарегистрировано 112 ДТП с участием самокатов. По сравнению с прошлым годом таких ДТП стало больше на 195%. Во время этих происшествий погибли два человека и пострадали 119. В лидерах по числу аварий ожидаемо Москва и Санкт-Петербург.

В полиции Карелии с начала года зарегистрированы три факта наезда на пешеходов, один факт наезда самокатчика на столб. Всего в региональное МВД за полгода поступило более 90 сообщений, связанных с самокатами. Они стали чаще попадать и в статистику хищений. С января по май украли 40 обычных самокатов и два электрических. Зафиксированы два факта мошенничества при покупке самокатов. Кроме того, люди заявляют в полицию, когда не помнят, где оставили самокат, или когда недовольны слишком быстро гоняющими на них подростками.

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Вот последние новости о самокатах на «Республике»:

После столкновения велосипеда с самокатом 10-летний ребенок оказался в больнице

Семилетний ребенок попал под колеса электросамоката на набережной Петрозаводска

Петрозаводчанин может получить до двух лет за кражу самоката

В «рейтинге зла» у травматолога

В петрозаводских больницах тоже заметили моду на индивидуальную мобильность.

Травматолог БСМП Антон Серов рассказал, что этим летом пациентов, получивших травмы при падении с самокатов, стало значительно больше. Точного количества медик не назвал, но сказал, что это десятки людей.

«В травмпункте, конечно, таких пострадавших гораздо больше. К нам в больницу попадают взрослые люди с травмами, требующими длительного лечения. Переломы рук, сотрясения головного мозга, травмы, как бы это поприличнее сказать, копчика, – сказал врач. – Вообще, упасть можно со всего, что движется со скоростью. В моем личном рейтинге травматолога абсолютное зло – это мотоцикл. Так вот, электросамокаты к нему приближаются».

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Фото: «Республика»/Сергей Юдин

В «рейтинге зла» для пешеходов самокаты тоже занимают не последнее место.

Несколько дней назад читатель «Республики» прислал нам такое письмо:

«Сегодня вечером мы хотели семьей прогуляться по набережной, вроде все прекрасно, отличное место для спокойной прогулки. И вдруг мимо нас пролетает компания на электросамокатах. И на всей скорости один из них сбивает моего ребёнка 6 лет! Этот субъект хотел сразу скрыться с места происшествия, но общими силами неравнодушных граждан его задержали. Никакого сочувствия или раскаяния с его стороны и близко не было, в итоге он все же сбежал… Вызвали полицию, скорую, все зафиксировали. Главное – у ребенка нет сотрясения, отделались ушибами, ссадинами на голове и по телу.

Ситуация ужасная, не описать словами, ездили с ребенком в больницу, и еще новорождённый ребенок на руках.

Хочется привлечь общественность к проблеме этих самокатов. Ведь если нет специального места для них, зачем вообще нужен прокат, они на большой скорости петляют между пешеходами! Сегодня произошло происшествие, но ведь оно не единственное, надо что-то с этим делать. Либо выделить для них специальные зоны катания, либо запретить совсем!

Верю в силу интернета и общественного мнения, может, мой пост поможет двинуть этот вопрос с мертвой точки».

Запрещать или нет?

Минтранс России сейчас работает над определением статуса электросамоката в Правилах дорожного движения.

Из последних предложений:

  • запретить электросамокатам, гироскутерам и моноколесам массой более 35 килограммов выезжать на тротуары;
  • разрешить садиться на самокат с 14 лет, причем в защитной экипировке;
  • ограничить скорость скутеристов до 15 км в час.

Если смотреть на опыт Европы, то там в основном для всех легких средств передвижения предусмотрен скоростной лимит 25 км в час. Во Франции запрещено ездить на электросамокатах детям до 8 лет, подростки младше 12 лет во время поездки обязаны надевать шлем. В Испании электросамокатчики должны получить права, выдают их с 15 лет. В Чехии водители самокатов младше 18 лет обязаны надевать шлем.

Карельские депутаты, конечно, будут ориентироваться на федеральные правила, когда они появятся. Но наши парламентарии уверены, что ограничения в таких вопросах – не лучший вариант. Нужно учитывать мнение и любителей покататься, тем более что таких людей все больше, уверен Алексей Хейфец.

Алексей Хейфец. Фото: пресс-служба Заксобрания Карелии

«Я не люблю ограничений. Все запрещать – это не выход. Нам нужно работать с проблемой командой, – говорит председатель комитета по здравоохранению и социальной политике карельского Заксобрания Алексей Хейфец. – Нам надо строить велодорожки и специальные места, где можно будет кататься. И разделять зоны. Вот здесь зеленая зона, мамы с колясками – здесь не надо кататься. А вот специально предназначенные места. Для этого нам надо уметь договариваться».

Пока в Петрозаводске единственное место, где электросамокатчикам комфортно кататься, – это Онежская набережная, главное – чтобы теперь на ней нашлось место пешеходам. Наш фотокорреспондент Сергей Юдин снял там летний репортаж.