Остановка без требований

Во время празднования Дня Карелии три крупных компании сорвали 40% всех автобусных рейсов по республике. Руководство «Карелавтотранса» и Госкомитет по транспорту быстро отреагировали – призвали на помощь местных предпринимателей. Что теперь ждет рынок пассажирских перевозок, рассказал руководитель Госкомтранса.

9 июня поздно вечером три компании — ООО «Инлайн», «Транском» и «АТК» — уведомили республиканский Госкомтранс и петрозаводский автовокзал, что с 10 июня они не будут обслуживать свои маршруты. Такое решение для региональных властей оказалось внезапным. За этими компаниями было закреплено примерно 40 процентов всех междугородних и пригородных рейсов республики. Ситуация оказалась сложной еще и потому, что почти все автобусы госпредприятия «Карелавтотранс» обслуживали население на праздновании Дня Карелии в Олонце.

Помощь от местных

Сорвавшие рейсы компании до 10 июня обслуживали множество пригородных маршрутов, а также междугородние – из карельской столицы в Кемь, Сегежу, Костомукшу, Сортавалу, Лахденпохью, Вяртсиля.

10 июня Госкомтранс решил восстановить сначала пригородные рейсы, потому что в субботу основной контингент пассажиров — дачники. Кроме того, местная компания ООО «Рапид» полностью взяла на себя обслуживание одного междугороднего рейса – Петрозаводск – Сегежа.

На следующий день – опять же с помощью местных перевозчиков – удалось восстановить движение автобусов в Кемь, Костомукшу и Сортавалу, еще через день – в Лахденпохью и Вяртсиля. Транспортного коллапса удалось избежать.

Автобус автовокзал

Фото: Виталий Голубев

И. о. председателя Госкомтранса Карелии Евгений Пыленок на встрече с журналистами 14 июня сообщил, что предполагал уход компаний ООО «Инлайн», «Транском» и «АТК». Перед этими фирмами ГУП «Карелавтотранс» и ГУП «Карелавтотранс-сервис» сейчас имеют кредитную задолженность.

– Своим действием, очевидно, перевозчики добиваются, чтобы все кредитные обязательства перед ними были погашены. Обязательства эти возникли в течение двух лет (с 2015 по 2017 год) за счет неправильных управленческих решений предыдущего руководства «Карелавтотранса» и Госкомитета по транспорту.

Более того, мне кажется, что этот кредитный объем был сформирован искусственно. Конкурс, проведенный в 2015 году, осуществлен без учета прибыльности и убыточности маршрутов, – рассказал Пыленок.

Руководитель республиканского Госкомтранса отметил, что уже 10 июня поручил подчиненным направить запросы в контролирующие инстанции, чтобы проверить, законно ли ушли с карельского рынка пассажирских перевозок питерские фирмы. В комитете не исключают и судебных разбирательств с этими компаниями.

Евгений Пыленок в рабочем кабинете. Фото: Николай Смирнов

Евгений Пыленок в рабочем кабинете. Фото: Николай Смирнов

– Нормами соглашения предусмотрено, что отсутствие финансирования со стороны «Карелавтотранса» не является причиной останавливать свою деятельность без решения суда, – добавил Евгений Пыленок.

Как оказалось, глава Госкомтранса встречался 9 июня с представителями компаний, сорвавших перевозки, в присутствии гендиректора «Карелавтотранса» и его заместителя. Он просил дать ведомству время, чтобы решить все финансовые вопросы.

Пыленку ответили, что его просьбу рассмотрят и примут решение. Вечером того же дня в комитете узнали, что компании отказались осуществлять перевозки в одностороннем порядке. При этом никто из них не заявлял в суд — ни на Госкомтранс, ни на «Карелавтотранс».

«Карелавтотранс» в рамках текущей деятельности выплачивает все, что должен фирмам-перевозчикам. Речь идет об объеме средств, который накапливался с 2015 по 2017 год. В то же время Пыленок заметил – не было такого, чтобы финансирование «Карелавтотрансом» вообще не осуществлялось. Более того, госпредприятие за последние 1,5 месяца уже начало снижать свой кредитный долг перед перевозчиками.

– Медленно, но это идет, – резюмировал Пыленок.

Новый флагман

Уже сейчас все рейсы, которые сорвали компании «Инлайн», «Транском» и «АТК», восстановлены, за исключением маршрута на Костомукшу: вместо трех автобусов в день ходит один. Эту проблему в госкомитете должны решить уже 16 июня.

По мнению Евгения Пыленка, у «Карелавтотранса» появилась задолженность из-за неправильного распределения лотов в предыдущем конкурсе. Получилось так, что одни компании осуществляли перевозки на прибыльных маршрутах, а другие – в том числе «Карелавтотранс» – работали там, где большой прибыли нет.

– В 2015 году при рассмотрении конкурса на осуществление перевозок неправильно была распределена география и частотность рейсов, – пояснил Евгений Пыленок.

Сейчас Госкомтранс готовится к проведению нового конкурса. Он пройдет уже в июле. В нем и география, и частотность будут полностью изменены.

– Мы считаем, что лоты нужно формировать таким образом, чтобы из десяти маршрутов 7-8 должны быть прибыльными, а 2-3 — нет. За счет того, что перевозчик на каких-то маршрутах будет аккумулировать прибыль, он сможет смело субсидировать свои убытки. Почему такой механизм не был предусмотрен ранее, мне неизвестно, – сказал руководитель Госкомтранса.

По мнению Евгения Пыленка, флагманом в отрасли пассажирских перевозок должно быть государственное предприятие – «Карелавтотранс». Оно, кстати, уже подготовило заявки в две крупные лизинговые компании на предоставление 17 больших новых автобусов. Сейчас стороны обсуждают условия.

– Надеюсь, что уже в скором времени мы насытим наш рынок новыми комфортабельными автобусами, рассчитанными на 80 мест и более, – добавил Пыленок.

Также руководитель Госкомтранса поблагодарил местных перевозчиков за то, что они отозвались в сложную для всех минуту и помогли избежать транспортного коллапса.

Кстати, именно местным перевозчикам будут отдавать предпочтение при проведении июльского конкурса. А главным условием участия в нем будет большой парк автобусов и их хорошее состояние.

«Республика» попыталась связаться с руководителями компаний «Транском», «АТК» и «Инлайн» и узнать их позицию относительно произошедшего. Дозвониться удалось только до директора ООО «Инлайн» Сергея Бузина. Никакого внятного комментария он не дал, заявив, что ответы на все вопросы можно получить в офисе фирмы по телефону 33-07-53.

Корреспондент, позвонив по этому номеру, услышал сначала автоответчик, а потом — короткие гудки.