Контраварийное вождение: мастер-класс

Профессиональный гонщик и инструктор контраварийного вождения показал «Республике», как надо управлять автомобилем зимой. И как — не надо.

Автомобиль для многих — штука непредсказуемая. А зимой и подавно: гололедица, колея, «рыхлая» дорога. Как научиться чувствовать машину? Что легче — передний или задний привод? Как справиться с заносом? Мастер-класс проводит пятикратный чемпион России по ралли.

Александр Золотарь - мастер спорта, пятикратный чемпион России по ралли, призер этапов чемпионата Европы по автокроссам.

Александр Золотарь — мастер спорта, пятикратный чемпион России по ралли, призер этапов чемпионата Европы по автокроссам.

А ещё Александр преподает в школе контраварийного вождения «Физика вождения».

Почему физика? Всё просто: науку надо понимать, чтобы уверенно управлять автомобилем (без риска и аварий). Суть контраварийки — научиться скользить, чтобы не поскользнуться случайно.

Александр Золотарь:

Каждый когда-то поскальзывался в ванной. Падая, человек приобретает ощущение предела: в следующий раз, потянувшись за шампунем, будешь знать, как переставить ногу, чтобы не упасть.

Так и за рулём: нужно поскользнуться, чтобы понять, как не поскальзываться.

На урок по контраварийному вождению «Республика» приехала на двух машинах: за рулем красной BMW 116i — Мария, на Volkswagen Golf 4 — Илья.

Подсказка не для профи: у BMW привод задний, у VW Golf — передний.

Автомобиль школы «Физика вождения»

Автомобиль школы «Физика вождения»

Машина может скользить тремя способами:

  1. снос (скольжение передней осью);
  2. занос (скольжение задней осью);
  3. смещение (скольжение одновременно двумя осями).

Спина и руки

Держать руль двумя руками — привычка, которая спасла миллионы жизней. Забудьте про «пацанский» хват (когда держишь руль за «макушку» одной вытянутой рукой) и «массажное» движение (кручение руля одной ладонью).

Спина должна стремиться к прямому углу, ехать в позе спящего не надо. Как только человек откидывается, мозг решает, что хозяин отдыхает: сосредоточенность теряется.

«Без пятнадцати три»

«Без пятнадцати три»

«Без пятнадцати три» — единственный правильный хват руля. Проверка посадки: при прижатой спине и при вытянутой руке запястье должно лечь на «макушку» руля. Руки в локте согнутся под углом 90 градусов — при повороте руля будут задействованы мышцы спины. Их реакция гораздо выше, чем у мышц предплечья и трицепсов (тех мышц, которые используют «пацаны» и «массажеры»).

Александр Золотарь:

К любому автомобилю применимо понятие «дефицит опоры». Иными словами, машина — это жирная корова на каблуках. Колесо только сбоку кажется большим, а на дороге оно стоит небольшим «пятном».

Нагрузка на каждое колесо — примерно 400 килограммов. Поэтому не надо дергать руль, движения должны быть плавными.

Передний привод VS задний привод

Считается, что передний привод чуть безопаснее заднего. На деле это не совсем так.

Задний привод — это классика: с него когда-то начиналось автомобилестроение. Он проще, например, с точки зрения восприятия опасности: когда у заднеприводной машины возникает занос, водителю достаточно отпустить газ — машина самостоятельно вернется в прямолинейное движение.

Мария пробует скользить:

Это скольжение, по мнению Александра, можно было предотвратить: поворот руля в сторону заноса и своевременный сброс газа.

Это правило для заднего привода.

Плюсы «классики». Контраварийное вождение на «классике» интуитивно понятнее: водитель просто от страха отпускает газ. На задней оси создается натяг — машина сама себя стабилизирует.

Так устроена наша голова: убирает то, от чего идет опасность. А опасность идет от скорости.

Но есть у «классики» и очевидный минус — «угол невозврата». Для заднего привода максимальный угол заноса не должен превышать максимального выворота передних колес. Если передние колеса поворачиваются только на 45 градусов, то и максимальный угол скольжения задней осью не должен превышать 45 градусов. Иначе знаменитый совет «руль в сторону заноса» не сработает: передние колеса будут скользить, а не катиться. И в этом случае машина, скорее всего, сделает необратимый разворот.

Плюсы переднего привода. У переднего привода «угол невозврата» полностью отсутствует. Переднеприводная машина выходит из любого угла заноса. Но многие контраварийные приемы для переднего привода связаны как раз с добавлением газа.

Человеческой логике это почти неподвластно: давить на газ, когда страшно.

Александр показал, к чему может привести водительский страх, когда переднеприводный автомобиль заносит:

Есть золотое правило: на переднем приводе во время скольжения передние колеса должны смотреть в том направлении, куда вы хотите ехать. Однако исправить занос нельзя, если не «чувствуешь» передних колес.

Александр Золотарь:

Ощущение «передних колес» достигается простым упражнением: надо почувствовать диапазон поворота руля.

Крутим руль в любую сторону до упора. Потом считаем количество оборотов, крутя руль в другую сторону до упора. Получим, например, три. Делим пополам (у всех машин колеса — что влево, что вправо — поворачиваются на одинаковый угол). Итак, 1,5. Теперь делаем 1,5 оборота от любой стенки. Середина!

Маятник

Самое полезное упражнение контраварийки — маятник. Оно тренирует выход из заноса. Алгоритм простой: сначала мы провоцируем машину на занос («ручником» или поворотом руля). А дальше — классическое исправление ошибки: руль в сторону заноса и тяга (для переднеприводных машин). Разгоняться не нужно, скорость сохраняется.

Итак, передний привод позволяет уйти из любого заноса. Но только если у водителя есть а) навык, б) крепкие нервы.

Снос

Снос — самый сложный вид скольжения. На автомобиле с передним приводом снос случается чаще: двигатель дергает передние колеса — либо тормозит, либо разгоняет. Неправильное обращение с педалью газа, неправильное переключение передач, неправильное распределение торможения — все это провоцирует снос.

Александр Золотарь:

Классическая ошибка на переднем приводе, вызывающая снос: вошел в поворот на нейтральной скорости, а поворачивая, решил разогнаться и включил передачу. Вот эти рывки и провоцируют скольжение передней оси.

Скольжение передней осью почти неисправимо. На заднеприводной машине такая история тоже случается, но примерно на 80% реже.

Бороться со сносом трудно — поэтому снос надо предотвратить! Для этого есть простые рекомендации:

Во-первых, процесс поворота и процесс торможения должны быть навсегда разъединены. Всегда (!) заканчивайте торможение до поворота колеса. Это правило касается любого привода (даже привода в полицию). Это основа грамотного вождения.

Александр Золотарь:

Когда мы одновременно поворачиваем и тормозим, машина получает крен с двух сторон (при торможении вес машины переносится вперед, а при повороте — на одну из сторон).

В результате машина въезжает в поворот на одном колесе.

Во-вторых, поворачивайте рулевое колесо плавно. Движение должно быть эластичным, руль жестко связан с передними колесами. Можно чихнуть и потерять управление автомобилем.

Александр Золотарь:

Разбор классической ошибки. Человек поворачивает руль, а машина начинает скользить и не реагирует. Водитель в возмущении поворачивает еще сильнее — приказывает машине как лошади.

Такой номер только с животным и прошел бы. В этой ситуации добавление угла поворота только усугубит скольжение. Чтобы вернуть машине управляемость, угол поворота надо уменьшить (хоть это и противоречит логике человека).

Школа «Физика вождения»

Школа «Физика вождения»

Признание

Мария призналась, что купила свою машину потому, что это BMW. Красная.

Илья ни в чем не признался.

А профессиональный гонщик Александр Золотарь признался в любви к ПДД:

— Я понимаю, что иногда ОЧЕНЬ хочется погонять. И мне хочется. Но я это делаю в безопасном месте: есть гоночные трассы, есть замерзшие озера. Ни в коем случае не гоняйте в городе и даже на трассе. Никогда!

— Александр, сколько в вашей жизни было аварий?
— В жизни, не в спорте? Три ДТП: трижды я стоял на светофоре и в меня врезались сзади.

А сколько было в спорте, Александр Золотарь говорить не стал. Но рассказал, почему нужно любить ПДД (в подробностях, с цифрами). «Республика» готовит большое интервью о плохих автошколах, обманщиках-маркетологах, о правильной дистанции и «смертельной» статистике.

«Республика» благодарит школу «Физика вождения» — за урок и автошколу «Престиж» — за предоставленную площадку.

Фото: Николай Смирнов