Федеральные дороги Карелии: как строят трассы стоимостью 200 миллионов за километр

Новый участок федеральной трассы А-121 «Сортавала» открылся для движения. В строительство почти двадцати километров дороги между Крошнозером и Ведлозером инвестировано 3,8 миллиарда рублей. «Республика» рассказывает о ремонте федеральных магистралей в Карелии.

дорога Сортавала

Трасса А-121 "Сортавала". Фото: ИА "Республика"/ Максим Смирнов.

Обитатели небольшой деревни Щеккила в Пряжинском районе республики теперь живут немного в стороне от федеральной трассы А-121 «Сортавала», ранее дорога проходила через населенный пункт. Новые участки скоростных магистралей принципиально строятся в обход сел и деревень, поясняют специалисты: это требование безопасности.

Как рассказал главный инженер ФКУ Упрдор «Кола» Дмитрий Джос, на стадии проектирования учитываются все нюансы: оборудование остановок, пешеходных переходов, заездов в населенные пункты, защита от шума. Приходится обсуждать обустройство инфраструктуры с местными властями и с людьми. Например, у жителя Щеккилы на берегу озера была баня, которая находилась в зоне стройки. Специалистам подрядной организации, компании «ВАД», пришлось договариваться с собственником. Ему полностью компенсировали строительство новой бани.

Трасса "Сортавала"

Трасса А-121 «Сортавала». Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Новый участок федеральной трассы А-121 «Сортавала» открыли для движения 31 октября. Отрезок протяженностью 19,6 километра подрядчик, компания «ВАД», построила на год раньше срока. Работы начались в декабре 2016 года, к концу лета 2018 года дорога была построена.

Золотые километры

В строительство почти 20 километров дороги между Крошнозером и Ведлозером инвестировано 3,8 миллиарда рублей. Примерно 180-190 миллионов рублей стоит километр. Дорого? Как рассказал начальник участка АО «ВАД» Илья Жадановский, цены за километр в России и за рубежом сопоставимы, и в России всё же дешевле. Километры дороги «Сортавала», например, имеют разную стоимость: в Лахденпохском районе в сторону Приозерска трасса идет по сложным грунтам: проводили выемку торфа, дорогу укрепляли сваями, проводили взрывные работы — это было недешево. В Пряжинском районе километр строительства стоит дешевле — работы было меньше.

Официально, по данным Росавтодора, средняя стоимость строительства одного километра одной полосы движения в России — 47,5 миллиона рублей, в США — 210 миллионов рублей, в Германии — 208 миллионов рублей, в Китае — 226 миллионов рублей (валютный курс в расчете 1 доллар — 60,6 рубля).

Трасса А-121 "Сортавала". Фото: ИА "Республика"/ Максим Смирнов.

Трасса А-121 «Сортавала». Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Новый отрезок трассы «Сортавала» идет в обход села Крошнозеро и деревень Щеккила и Кутчезеро, что сокращает путь почти на три километра. Ранее существовавший участок дороги относился к 4-й категории дорог и имел крутые спуски, подъемы и повороты. Новый отрезок построен в соответствии с параметрами 3-й технической категории с двумя полосами движения с полным комплексом современного обустройства: барьерным ограждением, остановочными комплексами с тротуарами и остановками и пешеходными переходами.

На участке трассы построен новый мост протяженностью 40 метров.

При разработке проекта строительства предусмотрели и комплекс мероприятий по охране природы: работы по установке водопропускных труб не велись в период нереста рыбы. Также в прошлом году в реку Келокоски выпустили около трехсот мальков кумжи. Всего компенсационные выплаты за возможный ущерб окружающей среде составили 956 тысяч рублей.

Карта трасса А-121 Сортавала.

Карта трасса А-121 «Сортавала»

В настоящее время разработана и утверждена проектная документация строительства следующего 21-километрового участка дороги «Сортавала» в обход деревни Маньга и выходом через транспортную развязку на трассу «Кола». Этот участок будет сдан в 2020 году.

Кстати, строительство трассы — работа сезонная, и в летние месяцы трудоустраеваются около 400 рабочих. Подавляющее большинство — это жители Карелии. Обслуживающий персонал базы стройки — тоже местные. Повара и уборщицы, например, из Пряжи и Олонца.

В Столовой. Фото: ИА "Республика"/ Максим Смирнов.

В столовой. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Как рассказал Дмитрий Джос, в настоящее время продолжается строительство трассы «Сортавала» в Лахденпохском районе. Дорога пройдет в обход поселка Ихала. Этот отрезок сдадут в следующем году.

— Сейчас также проходит экспертизу проектная документация на строительство отрезка дороги с обходом двух городов — Сортавала и Лахденпохья, протяженностью 46,9 километра, — рассказал Дмитрий Джос. — Затем будет определена стоимость нового участка дороги.

Дмитрий Джос

Главный инженер ФКУ Упрдор «Кола» Дмитрий Джос. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Трасса «Вяртсиля»

С начала 2016 года дорога от трассы «Сортавала» до международного пункта пропуска «Вяртсиля» — 54 километра — была также переведена в федеральную собственность. Как пояснил Дмитрий Джос, по проекту магистраль поделена на четыре отрезка и в настоящее время близится к завершению ремонт первого 16-километрового участка дороги. Следующий отрезок, с 16-го по 29-й километр, сдадут в 2019 году.

— К капитальному ремонту оставшихся 25 километров до границы с Финляндией федеральные дорожники приступят в следующем году. В настоящее время идет разработка и утверждение проектной документации. К концу 2020 года автомобильная дорога «Подъезд к МАПП «Вяртсиля» будет полностью готова, сообщил Дмитрий Джос.

Дорога к границе будет иметь две полосы движения шириной по 3,5 метра каждая, с асфальтобетонным покрытием.

Дорога в Костомукшу

Дмитрий Джос пояснил, для того чтобы дорогу в регионе перевести в федеральную собственность, необходимо соответствие трассы определенным условиям. Например, это может быть магистраль, ведущая к международному аэропорту, к морскому порту, к госгранице или соединяющая крупные центры разных регионов. В Карелии в настоящее время обсуждаются планы передачи некоторых трасс в федеральную собственность.

— В 2019 году ожидается передача в федеральную сеть дороги от трассы Р-21 «Кола» в сторону Костомукши. Сейчас уже готовятся документы, — сказал Дмитрий Джос.

Трасса "Сортавала"

Трасса А-121 «Сортавала». Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

А, к примеру, дорога Петрозаводск — Суоярви — Пийтсийоки до трассы «Сортавала» вряд ли будет переведена когда-либо в федеральную собственность — это внутренняя дорога, ее ремонт и содержание должны финансироваться из республиканского бюджета, пояснил специалист.

В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Кола» в Карелии с 2013 года находится и трасса А-119 Вологда — Медвежьегорск, проходящая через Пудож. Сейчас дорога преобразилась. Привели в нормативное состояние участок между Медвежьегорском и Пудожем, сейчас работы продолжаются на участке между Пудожем и Вологдой. Всего в этот год на строительство ремонт и содержание федеральных трасс в Карелии будет потрачено более 15 миллиардов рублей.

Трасса "Сортавала".

Трасса «Сортавала». Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Хорошие карельские книги. Почти даром