Дорожная карта: какие трассы отремонтируют в Карелии в ближайшем будущем

В этом году в Карелии отремонтировали более 100 километров региональных дорог – это лучший показатель за последние несколько лет. Всего в республике около 6 000 километров трасс, многие участки остаются проблемными. Руководитель Управтодора Карелии Виктор Россыпнов рассказал «Республике» о том, какие дороги отремонтируют в ближайшее время.

Ремонт дороги к Вяртсиля

Ремонт дороги к Вяртсиля. Фото: "Республика"/Николай Смирнов

— Виктор Викторович, за год до празднования 100-летия республики в Карелии идет масштабный дорожный ремонт. Каков итог проделанной работы на сегодняшний день?

— В этом году в республике в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Карелии отремонтировано 98 км региональных и 28 км муниципальных трасс — в Петрозаводске и Кондопоге.  В том числе в результате появившейся в процессе работ экономии удалось дополнительно отремонтировать еще более 7,5 км, в частности, дорогу, проходящую через  поселок Чална. Если говорить про следующий год, планируется привести в порядок 118 км региональных и 20 км муниципальных магистралей. Всего в период реализации нацпроекта в республике нужно привести в нормативное состояние 1 089 км республиканских дорог, а также еще около 120 км трасс местного значения — в Петрозаводске и Кондопоге. Так, в следующем году завершатся ремонты дорог Петрозаводск – Суоярви и Шуйская — Гирвас, а также на всем протяжении будут отремонтированы дороги Крошнозеро – Эссойла и Олонец – Верховье, начнется ремонт дороги Олонец – Питкяранта.

— В Карелии более 6 000 километров региональных трасс, понятно, что отремонтировать все одномоментно не получится. Жители в районах просят хотя бы организовать нормальное содержание в течение года. Какие дороги отремонтируют в первую очередь, как будете приводить их в порядок?

— Проблемных километров у нас действительно много, мы стараемся оперативно работать по обращениям жителей, проводить работы в рамках их содержания. В этом году сотрудники управления исследовали всю сеть региональных дорог, и у нас сформировалось понимание, какие участки дорожной сети являются самыми проблемными.

Виктор Россыпнов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Так, сегодня наша серьезная головная боль – дорога от трассы «Кола» до Калевалы – это 150 км. Часть трассы имеет старое асфальтовое покрытие, часть – грунтовое. В рамках реализации программы БКАД 2020 года уже проведены торги на ремонт участка дороги, проходящего в черте поселка Калевала протяженностью 4 км 300 м. Но очевидно, что проехавшему 150 км по разбитой дороге всего 4 км хорошего асфальта будут слабым утешением. Официально в планах до 2024 года мы должны отремонтировать 66 километров этой магистрали: 10 км до 2022 года и в течение двух последующих лет еще 56 км. Ремонт этой дороги существенно осложняется  дальностью перевозки материалов.

Еще очень важный момент: в следующем году, ориентировочно до 1 мая, планируется передать в федеральную собственность две дороги общей протяженностью более 48 км — от трассы «Кола» до Беломорска и до Кеми. Это стало возможным благодаря подготовке концепции развития Соловецкого архипелага. Минтранс России дал предварительное согласие рассмотреть вопрос о приемке этих двух участков. Если это произойдет, то на высвободившееся средства, это более 10 млн рублей, мы сможем увеличить объем работ на трассе «Кола» — Калевала и других проблемных участках севера республики.

— Какие еще дороги вы отмечаете как проблемные?

— Дорога Лоухи — Суоперя протяженностью 157 км была построена на лежневке, то есть на многочисленных болотистых местах были уложены бревна и засыпаны землей. Много лет жители жалуются на плохое состояние трассы. Мы честно констатируем: средств регионального Дорожного фонда не хватит для проведения надлежащего ремонта на этой дороге. Однако, поскольку дорога ведет к международному автомобильному пункту пропуска, она соответствует критериям федеральных дорог. Сейчас экономический блок правительства Карелии работает над совместным с финскими коллегами проектом создания туристического кластера на севере Карелии. Прорабатывается возможность привлечь посещающих Северную Финляндию туристов также и к нам в парк «Паанаярви» и, возможно, дальше на Соловки. В свою очередь создание такого совместного проекта даст нам дополнительное основание для передачи дороги на федеральный баланс. Лимиты на содержание и ремонт федеральных дорог существенно выше региональных, именно это позволит кардинальным образом улучшить состояние дороги.

Ремонт дороги к водопаду Кивач

Ремонт дороги к водопаду Кивач. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Дорожная сеть северных районов республики в целом более проблемная, если сравнивать с южными районами. Так, есть немало жалоб на дорогу Костомукша — Калевала, особенно на участок от Вокнаволока до Войницы. Там 30-километровый отрезок находится в аренде у лесозаготовительного предприятия, и он в плохом состоянии, заужена проезжая часть, много поворотов, есть совершенно страшные места. Мы изучаем вопрос, как вернуть этот участок на региональный баланс и обеспечить его надлежащее содержание, потому что это неправильно, когда дорога, соединяющая два райцентра, находится в аренде у частного предприятия. Только тогда мы сможем начать ремонт.

Еще одна крайне запущенная дорога — это Сумпосад — Хвойный, около 30 километров. И здесь мы сталкиваемся с проблемой отсутствия официального карьера, с которого можно было бы брать материал для создания верхнего слоя дороги. Я в социальных сетях пообещал жителям поселка Хвойный, что приложу все усилия к тому, чтобы в следующем году организовать работы по ее отсыпке. Этот вопрос мы проработали совместно с геологами, подходящий карьер уже найден, и подрядчик по содержанию данной дороги — компания «Технострой» — инициировала процедуру его оформления. Если специалисты успеют получить все необходимые разрешения до начала следующего строительного сезона, то у нас появятся инструменты для исправления ситуации.

— Дорожники не раз отмечали, что ремонт трасс на севере Карелии осложняется тем, что там нет карьеров поблизости от дорог. Из-за  того, что материалы — щебень и песок — приходится возить за много километров, ремонт становится очень дорогим. Возможно ли как-то решить эту проблему?

— Не только на севере. Эта проблема касается многих районов республики: Пудожского, Беломорского и других. Насколько мне известно, несколько лет назад существенно осложнилась процедура получения карьеров организациями, осуществляющими ремонт и строительство дорог. Так, если ранее существовали так называемые придорожные карьеры, материал из которых ДРСУ могли использовать для подсыпки и ремонта дорог, то в настоящее время получение лицензий на использование песка — это длительный процесс, требующий множества разрешений и согласований в различных ведомствах. И зачастую подрядчикам при небольших объемах требуемого материала накладно оформлять разрешительные документы. Это приводит к большой дальности перевозки материала, что не только влечет его удорожание, но и негативно отражается на состоянии дорожной сети.

Щебеночный карьер "Лобское-5". Фото: ИА "Республика" / Владимир Волотовский.

Щебеночный карьер «Лобское-5». Фото: ИА «Республика» / Владимир Волотовский

Эту проблему мы в настоящее время пытаемся решать совместно с Министерством природных ресурсов, сотрудники которого, не могу не отметить, всегда оказывают помощь в решении всех вопросов, необходимых для развития дорожного хозяйства.

В ряде случаев наши действия встречают противодействие со стороны тех, кто пытается монополизировать рынок инертных материалов в Карелии, однако я убежден в том, что никакие частные экономические интересы не должны стать препятствием для развития дорожной сети, в том числе в части обеспеченности материалами дорожных организаций.

— Есть ли болевые участки на южной части дорожной сети?

— Безусловно есть, и немало. Для примера расскажу о пятикилометровой дороге от поселка Куркиёки до федеральной трассы «Сортавала». После того как построили новую магистраль в объезд этого поселка, старую «федералку» передали на районный уровень. Муниципалитет же не имеет денег на ее содержание и приостановил эксплуатацию переданных участков. То есть сейчас из четырех фактически существующих выездов на федеральную дорогу из поселка Куркиёки ни один не находится в нормативном состоянии. Чтобы решить эту проблему, мы организовали подготовку проекта на ремонт пятикилометрового участка. Согласно выводам проектировщиков, для того чтобы привести дорогу в порядок, нужно около 90 миллионов рублей. Как только до управления будет доведено финансирование на реализацию этого проекта, он будет реализован.

Ремонт дороги к Вяртсиля

Ремонт дороги к Вяртсиля. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Планы по ремонту дорог в республике увеличиваются, увеличивается и финансирование. В настоящее время проектируются дороги еще к двум объектам в Приладожье – к  водопаду Белые Мосты и Германовскому скиту. На подъезде к поселку Импилахти планируется реконструкция двух мостов и установка освещения. По нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в 2022 году должны быть отремонтированы подъезды к трем населенным пунктам Питкярантского района − Хийденсельге, Импилахти и Хямекоски. В рамках нацпроекта продолжится ремонт на трассе Олонец – Питкяранта – Леппясилта.

Строительство 40-километровой дороги до музея-заповедника «Кижи» в Карелии, в которое планируется вложить более 1 млрд рублей, должно быть завершено в 2023 году.

Я назвал далеко не все проблемные дороги в республике. У нас впереди огромный объем работы, работы ответственной и непростой, но очень нужной  для жителей республики.