Дорожная арифметика

"Республика" выяснила, сколько денег потратят власти на содержание и улучшение карельских дорог до конца года и что мешает начать строительство нового Гоголевского моста.

14 июня в пресс-службе Росавтодора сообщили, что в течение 2016 года федеральный бюджет выделит 7,8 миллиарда рублей на содержание и ремонт карельских дорог. Как выяснилось впоследствии, такое заявление руководитель ведомства Роман Старовойт сделал на встрече с главой республики Александром Худилайненом в Петрозаводске.

Куда именно пойдут эти деньги, нам пояснил вице-премьер регионального правительства Игорь Ширшов. По его словам, сумму можно условно разделить на две большие части: одна из них предназначена на содержание федеральных дорог, проходящих по территории республики, другая – для региональных и муниципальных трасс.

Игорь Ширшов. Фото: Мария Смирнова

Игорь Ширшов. Фото: Мария Смирнова

Три трассы

Большая часть объявленной суммы – 6,9 миллиарда рублей – переведена в региональный филиал Росавтодора. В Карелии это ФКУ Упрдор «Кола». Соответственно, деньги эти предназначаются на ремонт и содержание трех федеральных трасс республики: «Кола», «Сортавала» и автодороги Вологда — Медвежьегорск.

Ремонтные работы на этих трассах идут с начала года, часть денег освоена. В целом в 2016 году подрядчики Росавтодора должны отремонтировать около 160 километров «Колы», более 16 километров «Сортавалы» и почти 65 километров трассы А-119 (Вологда — Медвежьегорск).

Судя по документам, часть из почти семи миллиардов пойдет на строительство участка «Сортавалы» с 424-го по 445-й километр. Вдоль той же дороги будет установлено освещение: светлее станет на участках трассы возле поселков Вуори, Хюмпеля, Хелюля, Рауталахти, Ляскеля и в районе Сортавалы.

Еще одна часть суммы выделена на капитальный ремонт действующей сети. Здесь речь идет об улучшении дорожного покрытия на двух больших участках «Колы»: с 849-го по 869-й и с 869-го по 889-й километр. Капремонт ждет также три участка трассы Вологда — Медвежьегорск: с 465-го по 484-й, с 485-го по 502-й и с 544-го по 559-й километр.

Трасса "Кола"

Ремонт на федеральных трассах идет уже давно и дает заметные результаты. Фото: ФКУ Упрдор «Кола»

Третья часть суммы пойдет на ремонт искусственных сооружений. На эти деньги реконструируют путепровод через автомобильную и железную дороги на 753-м километре трассы «Кола», мост через реку Пять на 872-м километре той же трассы, а также четыре моста на трассе Вологда — Медвежьегорск: через реки Шалица, Ялганда, Вичка и Водла.

На оставшуюся часть суммы проведут некапитальный ремонт выборочных участков на трассах «Кола», «Сортавала» и Вологда — Медвежьегорск, обновят несколько мостов и водопропускных труб. Отдельной статьей расходов проходит содержание дорожного покрытия и искусственных сооружений всё на тех же автодорогах.

Лечение «дороги боли»

Из 7,8 миллиарда рублей, предназначенных для карельских дорог в этом году, остается 850 миллионов. Они пойдут на дороги регионального и муниципального значения.

Эту сумму тоже можно разбить на две части. Первая – известные всем 700 миллионов, которые республика уже получила из федерального бюджета. Деньги эти сформированы из средств, собранных через систему «Платон» с водителей большегрузов.

Большую часть суммы, 450 миллионов, отдали Петрозаводску («Республика» подготовила подробную интерактивную карту дорог карельской столицы, подлежащих ремонту). На оставшиеся 250 миллионов будут отремонтированы три участка в районах.

182 миллиона предназначены на починку выборочных участков трассы Петрозаводск — Суоярви, печально известной в народе как «дорога боли». Выбирать участки для ремонта будут на промежутке между 22-м и 134-м километрами автодороги. Закончить ремонт подрядчик обязан до 31 октября 2016 года.

Фото: dtpptz.ru

Так сейчас выглядит региональная автодорога Петрозаводск — Суоярви. Фото: dtpptz.ru

Еще 30 миллионов пойдут на ремонт асфальтобетонного покрытия дороги Олонец — Вяртсиля. На 37 миллионов отремонтируют подъезд от 423-го километра «Колы» к Петрозаводску (в районе Сулажгорского кирпичного завода).

Подрядчиков, ответственных за ремонт этих трех участков, должны определить 4 июля. Сразу после этого они приступят к работам, говорит Игорь Ширшов. Сдать объекты, по условиям контрактов, необходимо до 31 октября.

По словам вице-премьера, над качеством ремонта региональных и муниципальных дорог в этом году будет организован беспрецедентно жесткий контроль. Карельские власти уже заключили соглашение с Росавтодором, по которому специалисты ведомства и Росдортехнологии будут участвовать в приемке выполненных работ.

Организация обладает современными передвижными лабораториями, способными брать на анализ пробы на всю глубину ремонтных работ. Технология позволяет определить множество показателей, по которым эксперты и будут судить о качестве проделанной подрядчиком работы. Качество ремонта, выполненного под таким контролем, можно увидеть на примере федеральных трасс, отметил Ширшов.

Наконец, оставшиеся 149 миллионов пойдут на ремонт дороги Кочкома — Костомукша. Конкурсные процедуры по нему планируют завершить в июле, тогда же техника выйдет на ремонт дороги. На первом этапе, который завершится до конца текущего года, отремонтируют девять километров покрытия. На следующий год планируется второй этап.

Долгий путь к путепроводу

Еще порядка 600 миллионов рублей (помимо 7,8 миллиарда) Карелия должна вот-вот получить на строительство нового Гоголевского моста. Ранее региональные власти неоднократно обещали возвести его к концу 2017 года. По словам Игоря Ширшова, эти планы до сих пор остаются в силе.

Начать строительство путепровода «прямо сейчас» мешают два обстоятельства. Во-первых, проект до сих пор не прошел государственную экспертизу. Документы находятся в Москве, результаты экспертной проверки вице-премьер надеется получить в конце июля — начале августа. В зависимости от объема замечаний (а их в таких случаях бывает немало) станут понятны примерные сроки строительства.

Гоголевский мост

Не исключено, что строить новый мост начнут не летом, а ближе к зиме. Фото: Николай Смирнов

Еще один осложняющий фактор — проблемы с расселением расположенного в районе путепровода жилья. По оценке Игоря Ширшова, городским властям до сих пор не удалось заручиться соглашением около 30 собственников и нанимателей муниципальных квартир. В мэрии нам сообщили, что отказников на сегодняшний день шестеро, и все они собственники. С нанимателями же договориться будет проще.

Как бы то ни было, начать строительство моста не получится до тех пор, пока опасную зону не покинет последний жилец. Сколько времени на это уйдет — непонятно, однако власти уже приготовились вести с горожанами судебные тяжбы. Игорь Ширшов считает, что недовольные жильцы будут отстаивать свою правоту в двух инстанциях, но практика принудительного переселения в таких случаях отработана, а справедливость оценки стоимости квартир не вызывает сомнений.

В проектной документации, которая сейчас проходит экспертизу в Москве, говорится об окончании строительства двухполосного моста осенью следующего года. Затем должен стартовать второй этап, на котором будут достроены еще две полосы.

Игорь Ширшов говорит, что планы в целом остаются актуальными. Правда, в зависимости от результатов экспертизы и проблем с расселением начало работ может немного отодвинуться. В Росавтодоре, например, более вероятным считают окончание первого этапа не осенью 2017-го, а в начале 2018 года. И только потом — при наличии денег — можно будет говорить о четырехполосном Гоголевском путепроводе.