БКАД: какие дороги в Карелии отремонтируют на 13 млрд рублей нацпроекта

В этом году федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из приоритетного стал национальным. Для нашего края это означает значительные финансовые вливания в дорожный комплекс. «Республика» узнала, на какие трассы потратят 13 миллиардов федеральных рублей у руководителя Управления автодорог Карелии Виктора Россыпнова.

Ремонт дорог

Ремонт дороги. Фото: ИА "Республика"/Николай Смирнов

До 2019 года о проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Карелии слышали, наверное, только специалисты. Поскольку до этого времени крупные транши на ремонт дорог из федерального бюджета направлялись преимущественно в крупные города с населением не менее 500 тысяч человек. В нашей республике всего около 620 тысяч. Однако теперь о проекте, сокращенно называемом БКАД, и в нашем регионе говорят постоянно: в 2019 году приоритетный федеральный проект власти сделали национальным, то есть распространили на все без исключения регионы страны.

— В БКАД есть определенные критерии. Для Республики Карелия они означают, что до 2024 года 48,8% дорог существующей сети должны быть приведены в нормативное состояние, — заявил Виктор Россыпнов. — Это 3 160 километров дорог.

Виктор Россыпнов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Виктор Россыпнов. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Миллиарды на дороги

БКАД в республике разделен на две части: региональные дороги и дороги специально созданной агломерации Петрозаводск — Кондопога. Виктор Россыпнов возглавляет управление, которое отвечает только за региональные дороги. Тем не менее уже известно, что в 2019 году Петрозаводску выделят 400 миллионов рублей, в 2020-м – 478,8, в 2021-м – 450 миллионов рублей.

В 2019 году в карельской столице отремонтируют дороги на 15 улицах.

В список вошли улицы Пушкинская, Гоголя, Куйбышева (от проспекта Карла Маркса до улицы Германа Титова), Красная (от улицы Антикайнена до Анохина), Шотмана (от площади Гагарина до Краснофлотской), Дзержинского (от Красной до Вольной), Кирова (от проспекта Ленина до набережной Варкауса), проспекты Карла Маркса, Первомайский (от Мелентьевой до Шуйского шоссе), Ленина, а также Лососинское шоссе, площадь Гагарина и Онежская набережная (от Еремеева до Ленина). К этому списку позже добавили проспект Александра Невского и участок улицы Красноармейской от улицы Шотмана до улицы Гоголя. Участие в нацпроекте также позволит обновить тротуары на улицах Красноармейской (от площади Гагарина до Гоголя), Шотмана (от площади Гагарина до нижнего Чапаевского кольца), на Пушкинской, проспектах Ленина и Карла Маркса.

Кондопоге в текущем году в рамках нацпроекта БКАД выделят 104 миллиона рублей. Запланирован ремонт на улице М. Горького (от Комсомольской до Заводской), на улице Комсомольской (от улицы Бумажников до М. Горького), на Строительной, ул. Бумажников, Пролетарской (от улицы Советов до Октябрьского шоссе). А также будет отремонтирован южный въезд в город – проблемный участок, состояние которого вызывает нарекание у всех горожан.

Что касается региональных трасс, то Москва выделит Карелии беспрецедентную сумму — 13 с лишним миллиардов рублей. Таких средств на дороги республика не получала никогда. Однако даже этих денег не хватит на тот объем ремонтных работ, который запланировали в региональных Минтрансе и Управтодоре. Например, на одном из участков трассы Шуйская — Гирвас, на котором новый асфальт положат за федеральный счет, необходимо поменять 81 трубу водоотвода. Власти Карелии запланировали на эти и другие цели средства регионального Дорожного фонда. Всего 228 миллионов рублей.

— Также из Дорожного фонда планируется профинансировать и другие необходимые работы, в частности, вырубку древесно-кустарниковой растительности на полосе отвода трассы Шуйская — Гирвас. Сейчас эти работы уже идут, — отметил руководитель карельского Управтодора. Не дело, когда мы положим новый асфальт на дорогу, над которой деревья свисают. Мы не ограничиваемся только теми деньгами, которые нам дает федеральный центр. Стараемся принимать комплекс мер.

Ремонт дорог в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Каким дорогам повезло?

На какие же трассы карельские власти потратят средства? Перечислим все дороги, которые должны привести в порядок в срок действия проекта БКАД — то есть с 2019 по 2024 год. На самых проблемных остановимся подробнее, например, на трассе, которую местные жители называют «дорога боли».

Петрозаводск — Суоярви

— Ремонт трассы Петрозаводск — Суоярви запланирован на три года. В этом сезоне ориентировочно мы делаем 28,2 километра в границах Суоярвского района. На эту дорогу уже запланированы 468 миллионов 575 тысяч рублей, — заявил Виктор Россыпнов. — Аналогично трассе Шуйская — Гирвас, кроме асфальта, меняется 21 труба, на ряде участков восстанавливается барьерное ограждение и выбираются пучинистые участки с заменой слоев. На эти работы на условиях софинансирования из карельского бюджета выделяются 23 миллиона рублей. Торги уже проведены, подрядчик — петрозаводская фирма «ПСК Строитель».

Пучинистые, или, проще говоря, участки с зыбким грунтом — одна из особенностей трассы Петрозаводск — Суоярви. И особенность крайне неприятная. Именно из-за нее власти многие годы не могли приступить к нормальному ремонту — слишком дорого. Благодаря БКАД эти деньги появились.

Фото: dtpptz.ru

Фото: dtpptz.ru

— Эти участки полностью выбирают на глубину промерзания, примерно на 1,8 метра, и восстанавливают дорожную «одежду» такой, какой она должна быть, — сообщил руководитель регионального Управтодора.

По его словам, в плане на ремонтные работы этого года возможны корректировки — в Управление автомобильных дорог республики обращаются жители поселка Эссойла. Они просят также поскорее отремонтировать последние два километра до поселка со стороны Петрозаводска. Как заявил Виктор Россыпнов, на стадии ремонтных работ будет ясно, во сколько конкретно обходятся самые сложные пучинистые участки. Объем финансов будет корректироваться — в большую или меньшую сторону. В последнем случае возможен ремонт, о котором просят эссойльцы.

— В следующем году на дороге Петрозаводск — Суоярви запланированы работы на участке 29,7 километра в Пряжинском районе. Ориентировочная стоимость — 372 миллиона рублей. В 2021 году мы выполним ремонт последнего участка — это семь километров, участками с 20-го по 36-й километр дороги. Стоимость работ — порядка 92 миллионов рублей, — отметил Виктор Россыпнов.

Наконец, параллельно рассматривается проект реконструкции семи километров этой трассы за Чалной. Это участок с 26-го по 33-й километр дороги. Там необходима реконструкция — в Управтодоре хотят спрямить некоторые повороты, расширить проезжую часть, восстановить «порванную» дорожную «одежду». В скором времени проект реконструкции будет проходить государственную экспертизу.

Шуйская — Гирвас

Следующая остановка — дорога Шуйская — Гирвас. Ремонт этой трассы власти намерены выполнить за два года.

— В этом году мы ремонтируем 46,5 километра. В следующем году будем продолжать — до Гирваса, — рассказал Виктор Россыпнов. — На этот год выделен 671 миллион рублей, работы будет выполнять подрядная организация АО «ВАД». В эту сумму входит не только ремонт верхних изношенных слоев, но и замена труб. На участке 46,5 километра необходимо заменить 81 трубу, которые в настоящий момент провалены. На трубы пойдут в этом году 94 миллиона рублей.

Класть асфальт, не меняя сломанную трубу, — это расточительно, заявил Виктор Россыпнов. И с этим трудно не согласиться.

Фото: КСМ

Фото: КСМ

От «Колы» до Сегежи

— На третьем месте у нас Сегежа — от трассы «Кола» до города. В этом году запланирован текущий ремонт 8 километров 392 метров. Стоимость работ — 108,5 миллиона рублей. Подрядчик — ЗАО «ВАД». В ближайшее время будут заключены договоры, — отметил Виктор Россыпнов.

Второй объект — более сложный. Это уже не текущий, а капитальный ремонт участка дороги длиной два километра в самой Сегеже.

— Запланированы обустройство тротуаров, освещения, устранение аварийно опасных участков, там есть крутой поворот в сторону Надвоиц. Стоимость этих двух километров — 92 миллиона рублей, — заявил Виктор Россыпнов.

Сегежа. Фото: ГИБДД Карелии

Сегежа. Фото: ГИБДД Карелии

Подъезд к водопаду Кивач

Последний, пятый, объект по нацпроекту БКАД в текущем году — подъезд к водопаду Кивач. Дорогу длиной 7,1 километра планируется отремонтировать по уникальному контракту.

— Здесь впервые в истории дорожной отрасли Карелии будет заключен контракт с элементами жизненного цикла. То есть предполагается, что компания, которая выиграет торги и будет делать строительно-монтажные работы, одновременно заключит контракт на содержание этого участка на три последующих года. Стоимость контракта 74 миллиона, а с учетом содержания — 79,1 миллиона рублей, — сообщил руководитель карельского Управтодора.

Туристы на водопаде Кивач. Фото: ИА "Республика" / Максим Смирнов

Водопад Кивач. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Олонец — Питкяранта — Леппясилта

Пока самой затратной трассой в карельской части нацпроекта БКАД является дорога Олонец — Питкяранта — Леппясилта — почти два миллиарда рублей.

— На следующий год мы запланировали текущий ремонт дороги Олонец — Питкяранта — Леппясилта, который мы разделили на два года, — сказал Виктор Россыпнов. — Общая протяженность трассы — 156 километров. В 2020 году предполагается ремонт 27 километров со стоимостью работ примерно 350 миллионов рублей, а в 2021 году — 121 километра. Стоимость ремонта — 1,561 миллиарда рублей. Но это ориентировочная стоимость. Примерно по 12 миллионов рублей за один километр.

На вопрос: «Почему так дорого?» руководитель Управтодора отвечает, что на самом деле цена адекватная и далеко не самая высокая по Северо-Западу.

— Дело в том, что сейчас, например, на элементарный ремонт, связанный с тем, чтобы положить один слой асфальта в пять сантиметров на одном километре дороги уже нужно потратить семь — восемь миллионов рублей (в зависимости от ширины проезжей части). Даже в рамках содержания трассы — если делать «карту». А работы на дорогах, входящих в опорную сеть, автоматически влекут устройство выравнивающего слоя, восстановление знаков, барьерного ограждения, где-то труб, и так далее. Получается в среднем 12 миллионов на километр, — отметил Виктор Россыпнов.

Виктор Россыпнов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

 

Другие дороги

В 2020 году, кроме продолжения ремонта трасс Шуйская — Гирвас и Петрозаводск — Суоярви, власти запланировали работы на автодороге Крошнозеро — Эссойла. Ремонт 21 километра обойдется примерно в 334 миллиона рублей. Возможно, текущий ремонт власти поменяют на капитальный — дорога имеет плохое основание.

Также в следующем году должны привести в порядок в рамках текущего ремонта семь километров дороги Олонец — Верховье. Про планы на годы, следующие за 2020-м, Виктор Россыпнов говорил осторожно. Слишком многое может измениться.

— Мы понимаем, что дорога Кемь — Лонка — Калевала, которая стоит на 2022 год, находится в плохом состоянии. Поэтому, возможно, этот ремонт будет смещен на более ранний срок. Поэтому планы могут скорректироваться, — заявил он.

Или, например, передача республиканской дороги в федеральную собственность. Так, начиная с 30 апреля местной власти уже не придется ремонтировать и содержать трассу Кочкома — госграница. Она теперь федеральная. На 234 километра головной боли стало меньше. По словам руководителя карельского Управтодора, под федеральные критерии подпадают также дороги Петрозаводск — Ошта, Пушной — Беломорск, подъезд от «Колы» к Кеми, Лоухи — Суоперя. Первая — потому что соединяет карельскую столицу и Вологду, а трасса, соединяющая столицы двух регионов, может стать федеральной. Вторые две — потому что входят в инфраструктуру Соловецкого архипелага. Последняя — потому что ведет к государственной границе. Так считают в Управтодоре Карелии. Если относительно дороги Петрозаводск — Ошта есть предварительное согласие Министерства транспорта России на то, чтобы принять ее в федеральную собственность, то в отношении других перечисленных дорог такое согласие пока не получено. Впрочем, карельские власти не теряют надежды убедить федеральный центр и продолжают собирать соответствующие документы.

Кроме того, на оставшиеся три года, с 2022-го по 202-й, предварительно запланирован ремонт дорог Суоярви — Коренное, Суоярви — Юстозеро — Медвежьегорск, Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа.

Кто ответит за качество?

Спрашивать за каждый рубль национального проекта БКАД будут федеральные контролирующие органы, в том числе Росавтодор. Помимо этого у подрядчиков ЗАО «ВАД» и «ПСК Строитель», которые сейчас выиграли торги, по данным Россыпнова, есть свой внутренний контроль. И контроль серьезный. Так что у Карелии есть все шансы через пять лет получить 3 160 километров нормативных дорог регионального значения.

— Я испытываю воодушевление в связи с началом реализации программы, — заявил Виктор Россыпнов. — Потому что состояние дорожной сети оставляет желать лучшего, а каждый миллиард — это по факту плюс сто километров нормативной дороги. Для республики это серьезные цифры.
Дорожного фонда Карелии составляет примерно пять миллиардов. Эти деньги распределяются на содержание, ремонт и реконструкцию более чем 6 000 км региональных дорог и 500 мостов, в связи с чем на полный комплекс необходимых работ денег не хватает. Любые дополнительные средства нужны нам как воздух. А такие существенные, как 13 млрд рублей, действительно должны заметно улучшить дороги в Карелии.