Рисунки разрушенных памятников

В 1944 году в Петрозаводске прошла выставка «Фронт и тыл». На ней впервые представили рисунки и пейзажи Зиновия Львовича. Художник-фронтовик запечатлел карельскую столицу, разрушенную финскими оккупационными войсками. Сейчас уникальные работы Львовича хранятся в Музее изобразительных искусств Карелии.

Разрушенный памятник в Петрозаводске. 1944 год. Художник: Зиновий Львович. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Разрушенный памятник в Петрозаводске. 1944 год. Художник: Зиновий Львович. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Зиновий Львович — художник-фронтовик. Во время службы в Заполярье он сделал зарисовки цикла «Будни войны», ставшие своего рода художественным репортажем о военных событиях того времени. В 1944 году, сразу после оккупации, Львович возвращается в Петрозаводск. Разрушенный город так поражает художника, что он создает еще один цикл зарисовок, на которых запечатлел масштабы разрушений карельской столицы финскими войсками. Первыми увидели эти рисунки зрители в 1944 году на выставке «Фронт и тыл», сейчас работы художника-фронтовика хранятся в Музее изобразительных искусств Карелии.

Художник Зиновий Львович. Фото: wikipedia.org

Художник Зиновий Львович. Фото: wikipedia.org


Зиновий Львович (1910 — 1965) в военные годы работал художником армейской газеты Волховского фронта «Во славу Родины» и фотокорреспондентом газеты Белорусского фронта «Патриот Родины». Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Памятник Кирову

Площадь Кирова в Петрозаводске 1944 год. Художник Зиновий Львович. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Площадь Кирова в Петрозаводске. 1944 год. Художник Зиновий Львович. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«На этом рисунке Зиновий Львович изобразил площадь Кирова. Обратите внимание — здесь нет памятника Сергею Мироновичу Кирову, только его постамент. Это 1944 год. Художник возвращается в Петрозаводск сразу после освобождения. На работе стоит дата: 1 июня 1944, но, предположительно, это все-таки 1 июля 1944 года. Мы знаем, что Петрозаводск был освобожден 28 июня 1944 года. На этой зарисовке кроме площади Кирова, мы видим уходящий вниз проспект Карла Маркса, Соборную площадь. Театра здесь, конечно, нет, его еще не построили. Это уникальный рисунок, я не видела даже таких фотографий без памятника», — рассказала заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова.

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Памятник Кирову был установлен в 1936 году на одной из центральных площадей Петрозаводска — площади Свободы, которая после этого получила его имя. Бронзовая скульптура была отлита в Ленинграде на заводе «Монументскульптура». Киров изображен стоящим в гимнастерке, подпоясанной офицерским ремнем, брюках-галифе и высоких сапогах. Указательным пальцем правой руки Киров символически показывает на землю Карелии, богатства Севера, в освоении которых он принимал деятельное участие. Пьедестал выполнен из розового гранита и имеет форму вытянутого в высоту параллелепипеда, в нижней части которого — надпись бронзовыми буквами: «Киров 1886-1934». Пьедестал установлен на низком двухступенчатом основании с широкой платформой. Высота скульптуры — 2,5 метра. Авторы памятника — скульптор Матвей Манизер и архитектор Лев Ильин.

Площадь Кирова

Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

«В годы войны финны назвали площадь Кирова площадью Свободы. Памятник финны приняли решение демонтировать. По рассказам очевидцев, он стал для них мишенью: в статую стреляли, и голова памятника была безобразно разворочена. Видимо, сами оккупанты сочли это зрелище нелицеприятным и на время очередного военного парада закрыли его мешковиной. А потом просто сняли с постамента и увезли в Финляндию. В 1944 году Петрозаводск встретил своих освободителей пустующей площадью. Но через год Сергей Миронович снова занял свое место в центре площади», — рассказала Людмила Никифорова.

Гостиница «Северная»

На рисунках Зиновия Львовича изображена разрушенная гостиница «Северная». По словам Людмилы Никифоровой, финские специалисты в годы оккупации признали ее не подлежащей восстановлению и разобрали. На демонтаж гостиницы и других зданий финны отправляли узников концлагерей.

Гостиница "Северная". Фото: sa-kuva.fi.

Гостиница «Северная». Фото: sa-kuva.fi.

«Так от гостиницы остался один полукруглый фасад, и если мы называем образ гостиницы сейчас визитной карточкой Петрозаводска, то фасад, запечатленный Львовичем, — визитная карточка разрушенного в годы войны города, — уточняет специалист музея. — После освобождения Петрозаводска было решено восстановить гостиницу, так как она представляла собой наиболее крупное и ценное здание, служащее украшением города. Горожане трудились на уборке груд кирпича. 3 июля 1945 года Совет Министров КФССР утвердил проект архитектора Константина Гутина, и облик гостиницы изменился».

Скульптура в парке

В цикле рисунков Зиновия Львовича есть этюд «Петрозаводск».

Разрушенный памятник в Петрозаводске. 1944 год. Художник: Зиновий Львович. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Разрушенный памятник в Петрозаводске. 1944 год. Художник: Зиновий Львович. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Здесь изображена скульптура в парке. Сложно сказать даже, что это был за памятник. Многие малолетние узники рассказывали, что после освобождения они расчищали от завалов город, набережную. Моя мама рассказывала, что после эвакуации они вернулись в город и помогали на всех стройках. У людей было большое желание восстановить, отстроить город заново», — рассказала Людмила Никифорова.

Петрозаводск после оккупации 1944 год. Художник Зиновий Львович. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Петрозаводск после оккупации. 1944 год. Художник Зиновий Львович. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Петрозаводск, разрушенный в годы войны, представлял собой огромное поле деятельности для строителей, инженеров и архитекторов. Бывший до войны в основном деревянным город, строго говоря, не восстанавливался, а возрождался заново. Новые здания вырастали на улицах. Петрозаводчане устраивали массовые трудовые субботники и воскресники. Так, уже на следующий день после освобождения Петрозаводска бывшие узники концлагерей вышли на очистку его улиц. В их воспоминаниях много об этом, и о том желании поскорее возродить город к новой мирной жизни».

 

4 мая 2005 года в Петрозаводске была открыта мемориальная доска художнику Зиновию Львовичу (1910-1965). Она установлена на доме № 22 по проспекту Карла Маркса, где жил заслуженный деятель искусств КАССР, участник Великой Отечественной войны. Автор мемориальной доски — художник Николай Беляков.

Мемориальная доска в Петрозаводске. Фото: wikipedia.org

Мемориальная доска в Петрозаводске. Фото: wikipedia.org


Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отметит в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.