Портрет смерти

В 1943 году ленинградский художник Михаил Цыбасов, участник Великой Отечественной войны, нарисовал страшный и завораживающий образ смерти. В военные годы художник сам не раз смотрел смерти в глаза и чувствовал ее дыхание. Рисунок хранится в Музее изобразительных искусств Карелии. Сегодня он — экспонат нашего проекта «Выставка Победы».

 

Смерть. М. Цыбасов. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

Смерть. М. Цыбасов. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

«Скелетоподобное существо в рыцарских доспехах, средневековом костюме и шляпе с пером замахивается мечом. На дырявых крыльях два узнаваемых символа – крест крестоносцев и свастика нацистов. Земля усеяна могильными крестами. Рисунок можно долго-долго разглядывать в поисках символов и метафор. Ни одной детали лишней. Каждый штрих имеет смысл, каждая точка. Ведь рисунок создавал один из учеников знаменитого Павла Николаевича Филонова, разработавшего метод аналитического искусства», — рассказала «Республике» заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова.

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

На обороте рисунка указана дата – «18/XI-43 г.». Вероятно, точное указание даты не является случайным: 18 ноября – это день рождения художника. 

Михаил Цыбасов оказался в мастерской Павла Филонова в возрасте 22 лет. К тому времени молодой художник окончил изостудию Пролеткульта в родном Великом Устюге и Художественно-промышленный техникум в Ленинграде. Художница Татьяна Глебова вспоминала: «Михаил Петрович Цыбасов был одним из верных и любимых учеников Филонова. Он был честен и трудолюбив и привержен методу своего учителя». Филонов свое отношение к любимому ученику отразил в дневниках: всех своих учеников он упоминал официально по фамилии и только Цыбасова тепло и по-семейному – «Миша» (По материалам Музея изобразительных искусств Карелии).

«Творчество Михаила Цыбасова тесно связано с Карелией. В 1929 году по приглашению Наркомпроса Карелии он побывал на строительстве Кондопожской ГЭС, видел, как зарождается новый город – Кондопога. Итогом поездки стал цикл графических работ и живописное полотно «Кондострой», находящее в постоянной экспозиции музея. В 1932-1933 годах вместе с коллегами по творческой группе «мастеров аналитического искусства» работает над оформлением первого иллюстрированного издания карело-финского эпоса «Калевала» на русском языке. Книга является библиографической редкостью. В 1934 году на Онежском заводе в Петрозаводске создает цикл графических произведений с зарисовками цехов, портретами рабочих. В 1936-1937 годах участвует в проходивших в Карелии съемках фильма «За Советскую Родину» по повести Геннадия Фиша «Падение Кимасозера». И теперь наш музей может гордиться, что имеет в своем собрании почти всё творчество Михаила Цыбасова», — рассказала Людмила Никифорова 

Михаил Цыбасов. Иллюстрация к "Калевале" ,1931 год. Фото: Интернет-журнал "Лицей"

Михаил Цыбасов. Иллюстрация к «Калевале» ,1931 год. Фото: Интернет-журнал «Лицей»

В 1935 году Михаила Цыбасова исключили из Союза художников «за формализм», а фактически за поддержку, оказанную своему учителю. Михаил Петрович устроился на работу в киностудию «Ленфильм», участвовал в производстве художественных и документальных фильмов: «Его зовут Сухэ-Батор», «За Советскую Родину», «Антон Иванович сердится», «Эрмитаж», «Планета бурь», «Вселенная», «Дорога к звездам» и др. Одновременно выполнял заказы различных издательств по оформлению книг. До конца жизни сохранил благодарную память об учителе. Во второй половине 1960-х годов написал несколько графических портретов Павла Филонова. 

«Известие о начале Великой Отечественной войны застало Михаила Петровича Цыбасова в Монголии на съемках кинофильма «Его зовут Сухэ-Батор», которые велись «Ленфильмом» совместно с Ташкентской киностудией. Уже в августе принимается решение о переводе киностудии в Казахстан, и съемочная группа из Монголии направляется в Алма-Ату. В Ленинграде, вскоре блокированном немецкими войсками, у Цыбасова остается семья», — продолжает Людмила Никифорова. 

В первую, самую страшную, блокадную зиму умерли маленький сын и жена Михаила Петровича, Валентина Глаголева (1914-1942), тоже художник. Не пережил ту зиму и Павел Филонов.

Михаил Петрович с 1942 года в рядах Красной армии, воевал в звании лейтенанта, был командиром минометного взвода 1105 стрелкового Померанского имени Александра Невского полка 328 стрелковой Варшавской Краснознаменной дивизии. Боевой путь Михаила Цыбасова протянулся от Краснодарского края через Украину и Польшу до самого Берлина. В годы войны художник создал серию рисунков «Фашизм».

За военные заслуги Михаила Цыбасова наградили медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и Орденом Красной Звезды.

"Узники". Михаил Цыбасов. Фото; Музей изобразительных искусств Карелии

Рисунок «Узники»создан Михаилом Цыбасовым как впечатление от увиденного в освобождаемых концлагерях. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

 В фонды Музея изобразительных искусств Карелии работы Цыбасова передала его супруга Нина Цыбасова. В дарственной записке она написала: «Михаил Петрович часто вспоминал Карелию, свои поездки в этот край, работу в Кондопоге и Петрозаводске. Он уже давно собирался отдать свои карельские работы в Петрозаводск. Передавая эти произведения в дар карельскому музею искусств, я надеюсь, что они принесут петрозаводчанам несомненную пользу…».

Автопортрет художника Цыбасова. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

Автопортрет художника Цыбасова. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

 


Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отмечает в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.