Портреты «красных соколов»

Советский художник-портретист Яр-Кравченко ушел добровольцем на фронт в июле 1941-го. Служил в авиации маскировщиком в летных частях, стрелком-радистом на пикирующих бомбардировщиках, а также он был прикомандирован к редакции армейской газеты «Атака». Анатолий Яр-Кравченко готовил для редакции портреты боевых летчиков. Сегодня два портрета "красных соколов" — экспонаты нашего проекта «Выставка Победы».

В фондах Музея изобразительных искусств Карелии хранится много рисунков военного времени. Самыми ценными из них являются портреты героев Великой Отечественной войны: красноармейцев и офицеров, пехотинцев и летчиков, партизан и тружеников тыла. Художники-фронтовики сохранили для нас их образы в набросках и рисунках. В галерее портретов героев войны особое место занимают два рисунка Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко, датируемые 1941 годом –портреты «красных соколов» — прославленных летчиков Героев Советского Союза Георгия Лобова и Ивана Грачева. 


Когда лётчик во время Великой Отечественной войны уничтожал пять вражеских самолётов, он переходил в категорию «асов». Асы воздушного боя — это уникальные лётчики, их называли «красными соколами». Отметим, что из 154 дважды Героев Советского Союза — 65 фронтовые лётчики (По материалам сайта «Назад в СССР»).

 

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Советский художник и прекрасный портретист Яр-Кравченко ушел добровольцем на фронт в июле 1941-го. Служил в авиации маскировщиком в летных частях, оборонявших Ленинград, позднее стрелком-радистом на пикирующих бомбардировщиках, а также он был прикомандирован к редакции армейской газеты «Атака». Анатолий Никифорович готовил для редакции портреты боевых летчиков. И очень скоро эти рисунки стали издавать в виде отдельных фронтовых альбомов, а портреты летчиков тиражировались в виде открыток», — рассказала «Республике» заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова 

Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя Ивана Петровича Грачева. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя Ивана Петровича Грачева. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

«Вот это портрет летчика-истребителя Ивана Грачева. На рисунке авторская надпись: «А.Яр-Кравченко 30/IX — 1941 г.; летчик-истребитель мл.лейтенант Грачев Иван Петрович» и подпись летчика «И.П.Грачев». Иван Грачёв, рязанский мальчишка из крестьянской семьи, ещё в детстве полюбил авиацию, часами наблюдал как взлетали и садились на лётное поле самолёты. Решил непременно стать пилотом. Мечта исполнилась после призыва в армию. Успешно окончив школу пилотов, он был направлен для дальнейшего прохождения службы в Ленинградский военный округ. В декабре 1939 года состоялось боевое крещение младшего лейтенанта Ивана Грачёва в небе над Карельским перешейком. Начало войны Грачёв застал в должности заместителя командира эскадрильи. У Ивана Петровича, наряду с беззаветной храбростью, было одно изумительное качество, необходимое воздушному бойцу — неутомимость,» — рассказала Людмила Никифорова.  

«Этот человек железной воли и богатырского здоровья не знал усталости. Он совершал в день по нескольку боевых вылетов, проводил по нескольку воздушных боёв. И, несмотря на это, получив приказ лететь в новый бой, вёл самолёт уверенной, сильной рукой, как будто и не было бессонных ночей и напряжённого боевого труда в высоте» — писали о нем в очерке альбома «Герои Советского Союза Ленинградского фронта». 

Летчики в годы Великой Отечественной войны. Фото: Pinterest.se

Летчики в годы Великой Отечественной войны. Фото: Pinterest.se

Младший лейтенант Грачев запомнился однополчанам своими постоянными прибаутками в эфире во время боевых вылетов. Встречая в воздухе группы бомбардировщиков, летящих плотным строем на Ленинград, Грачёв произнес: «Фашисты на Ленинград летят — смерти хотят. Отрубим «Юнкерсу» хвост, а фашистов — на помост». 

В другом бою, срывая атаку «мессеров» и поджигая их ведущего, снова не удержался от шутки Грачёв: «Фашист налетался и без головы остался», 

«16 Января 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Ивану Грачёву было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же день он стал командиром эскадрильи. Тогда же о нём была издана открытка художника А.Н. Яр-Кравченко: на лицевой её стороне художник изобразил пилота и подпись: «Герой Советского Союза И. П. Грачёв». На обратной стороне открытки говорилось, что за один только месяц: с 27 Августа по 28 Сентября 1941 года комсомолец Грачёв провёл свыше 30 воздушных боёв, сбил лично 8 немецких самолётов и несколько — в групповых боях». 

Военная авиация 1941-1945 годы. Фото: Press.may9.ru

Военная авиация 1941-1945 годы. Фото: Press.may9.ru

14 Сентября 1944 в боях под Ригой, командир эскадрильи 68-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор Грачёв совершил свой 203-й боевой вылет, сбил 2 немецких бомбардировщика и ушел на таран в горящем самолете, передав в эфир: «Я Родину заверяю, что честно умираю. Иду на таран…» Ему не было и 30 лет.

 

Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя Лобова Георгия. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя Лобова Георгия. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

Второй портрет, который хранится в музее  ИЗО Карелии — это портрет летчика-истребителя Георгия Лобова. Авторская надпись на рисунке: «А.Яр-Кравченко 21 окт 1941 г.; комиссар эскадрильи летчик ночного истребителя старший политрук Лобов Георгий Агеевич» и подпись летчика «Лобов».

«Георгий Агеевич Лобов — советский лётчик-истребитель и военачальник, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации и преподаватель кафедры военно-воздушных сил Военной академии имени М. В. Фрунзе, профессор. С двадцати лет Георгий Агеевич в рядах Красной армии. Свой первый боевой вылет Лобов сделал во время Советско-Финляндской войны в 1940 году, а свою последнюю победу он одержал в корейском небе в конце 1951 года, сбив американский самолёт F-80″, — продолжает заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. . 

Будущий ас в юности был рабочим, трудился обжигальщиком на цементном заводе в Новороссийске. Поступил в Новочеркасский институт: хотел строить боевые и гражданские самолёты, но учиться долго не пришлось. По комсомольской путевке попал в школу военных лётчиков. И хоть Лобов считал, что строить самолёты более важное дело, но его убедили, что в такое время стране нужны военные лётчики 

«В боях с финнами он получил боевое крещение. Великую Отечественную войну встретил на границе, в Западной Белоруссии. Когда нависла прямая угроза захвата нашего аэродрома противником, Лобову пришлось вместе с другими лётчиками поджигать свои самолёты. Улететь на них было нельзя: они стояли без горючего. Осунувшиеся, измотанные непрерывными боями, лётчики чуть не со слезами на глазах выполняли приказ комиссара, но другого выхода не было». 

Эскадрилья. Фото: Youtube.com

Эскадрилья. Фото: Youtube.com

В дальнейшем эскадрилья Георгия Лобова защищала Ленинград и состояла из ночников — бойцов высокого лётного искусства. Воевать здесь было очень трудно. Едва наберёшь высоту, как под крылом город, тут же и линия фронта. Ученик Георгия Агеевичалётчик Алексей Севастьянов осенней ночью 8 ноября 1942 года на глазах тысяч ленинградцев таранным ударом сбил «Хейнкель», и обломки самолёта со свастикой на борту упали в Таврический сад. 

В июле 1943 года Георгий Агеевич был назначен заместителем командира истребительной авиационной дивизии. Вспоминая о тех днях, командир дивизии Герой Советского Союза Александр Семёнов писал: «Занимая столь высокую должность, Лобов любил сам слетать на боевое задание, подраться с противником. Довольно часто приходилось сдерживать его активность: у заместителя командира дивизии было немало дел и на земле…». 

«На завершающем этапе войны у Гвардии подполковника Лобова, командира истребительной дивизии, было на счету уже около двух десятков сбитых вражеских самолётов. А последний, двадцать седьмой самолёт он сбил над Прагой 8 мая 1945 года. В мирные дни Георгий Агеевич пересел на реактивный истребитель и обучил новой технике десятки лётчиков». 

Художник Анатолий Яр-Кравченко. Фото: https://goskatalog.ru/

Художник Анатолий Яр-Кравченко.  Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. https://goskatalog.ru/

 

Стать моделью художника, по словам Людмилы Никифоровой,  было не так просто: летчик-истребитель должен был иметь на счету не менее четырех сбитых самолетов противника. Сам художник говорил: «Моим мольбертом было крыло самолета, а мастерской — аэродром. Постоянно приходилось спешить, ибо те, кого я рисовал, не имели свободного времени для позирования, и любая боевая тревога прерывала начатый сеанс».

«Именно поэтому художник работал с раннего утра и до позднего вечера, был на самолётных стоянках, в землянках, в общежитии лётчиков и неустанно рисовал. Он близко знал их, делил с ними горечь неудач и радость побед. Поэтому его работы так выразительны и реалистичны», — продолжает сотрудник Музея изобразительных искусств Карелии.

Журналист Михаил Жестев в одной из ленинградских газет написал о художнике:  «Славой овеяны имена наших лётчиков-истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника ЯрКравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом. Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица…».

Художник Анатолий Яр-Кравченко. Фото: https://goskatalog.ru/

Художник Анатолий Яр-Кравченко. Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. https://goskatalog.ru/

Художник Яр-Кравченко имеет награды: медаль «За оборону Ленинграда» 1942 год, орден Красной Звезды 1944 год, Орден Отечественной войны II степени 1944 год, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 1945 год, Орден Красной Звезды 1945 год.

Художником за годы войны было создано более 500 портретов, два из них хранятся в Музее изобразительных искусств Карелии. Они были переданы в музейное собрание в 1964 году из Дирекции Художественных фондов и проектирования памятников (ныне ФГУ Государственный музейно-выставочный центр «Росизо».  

 


Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отмечает в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.