Новогодняя стенгазета

Родственники известного карельского художника Константина Буторова в прошлом году передали его архивы в Музей изобразительных искусств Карелии. Вместе с рисунками, набросками и эскизами в музей попали рукотворные стенные газеты «Журналист», которые выпускала команда КарелфинТАГа во время войны. Одна из таких стенгазет датирована 31 декабря 1943 года.

Стенгазета "Журналист". Фото: "Республика" / Сергей Юдин

В 2018 году в Музей изобразительных искусств Карелии были переданы архивы заслуженного работника культуры Карельской АССР, выдающегося художника, графика и живописца Константина Леонидовича Буторова (1922-1997). Вместе с рисунками, набросками и эскизами в музей попали рукотворные стенные газеты «Журналист», выпускавшиеся членами партийной и профсоюзной организаций КарелфинТАГа, сотрудником которого в годы войны был Буторов. Стенные газеты датированы, сотрудники музея называют их живыми свидетельствами времени. Стенгазеты выпускались к праздникам: к 1 Мая, а также под Новый год.

«КарелфинТАГ в годы войны выпускало стенгазеты. В советское время, вы знаете, это было очень популярно, такие стенные газеты выпускались прочти в каждой организации. Мне кажется, что такая газета в военные годы имеет особый смысл. Посмотрите, о чем они писали: в этом выпуске вы можете прочитать поздравления с Новым годом, советы, разные пожелания, обещания работать в новом году с усердием и напряжением. А самое главное — рисунок Деда Мороза, который тоже воюет, он с гранатой и автоматом», — рассказывает заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова.

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев


В Петрозаводске с июля 1940 года при Совете Народных Комиссаров КФССР работало Карело-Финское телеграфное агентство — филиал ТАСС. Агентство снабжало республиканские и районные газеты союзной, иностранной и республиканской информацией и одновременно информировало центральную печать о событиях в республике. В каждом районе КФССР работал собственный корреспондент, вся информация затем собиралась в республиканский вестник, часть материалов которого в переработанном виде передавалась в ТАСС. Прием всех новостей проходил с помощью телетайпа, а агентство в свою очередь передавало их по радио для районных газет.

Согласно штатному расписанию, разработанному ТАСС и санкционированному ЦК ВКП(б), в агентстве должны были работать 37 человек, с началом войны 10 квалифицированных журналистов ушли на фронт. Из-за большой нагрузки на телеграфные провода телетайп перестал работать, и агентство перешло на прием информации по радио.

В июне 1941 года по решению горкома ВКП(б) и по указанию отдела агитации и пропаганды ЦК в Петрозаводске телеграфное агентство приступило к изданию «Окон КарелфинТАГа». Вот как вспоминал об этом Константин Буторов, один из художников «Окон…»: «Друзья ушли на фронт, а я окончил десятилетку и трехгодичную изостудию народного художника Валентина Попова. Думал, как лучше помочь Родине бить фашистов. Через газеты, радио узнал, что в Москве по принципу «Окон РОСТА» Маяковского начали выпускать «Окна ТАСС». Активное участие в их создании принимали московские художники. Я отправился в КарелфинТАГ, который находился на улице Пушкинской, по соседству с моим домом, предложил выпускать сатирические плакаты с информацией о положении дел на фронтах. Эту идею поддержал один из руководителей КарелфинТАГа Н.Р. Пантюхин. Был создан иллюстративный отдел, а я стал сотрудником агентства, начал выпускать «Окна КарелфинТАГа», так они были нами названы». (По материалам газеты «Карелия» от 7 мая 2005 года).

«В новогоднем номере всем знакомый Дед Мороз имеет и еще одно символичное значение. Мы знаем такую поговорку, что нам на войне помогал генерал Мороз. Для человека наших краев мороз был привычным делом, хотя, конечно, всё равно замерзали солдаты. Но для жителей других регионов это был опасный враг», — уточнила Людмила Никифорова.


С Новым годом, с новым счастьем

Пожелать могу я так.

Пусть работой оправдает

Свою цель КарелфинТАГ.

Цель ясна: в печати чаще,

Ярче, глубже и острей

показать работу пашен,

Лесорубов славных наших

И работников морей.

Показать бойцов на фронте

В жизни будней и боях… (из стенгазеты «Журналист» № 4 от 31 декабря 1943 года).

По данным газеты «Карелия» № 48 от 7 мая 2005 года, в 1941 году вышло свыше пятидесяти «Окон…» в количестве от пяти до десяти экземпляров каждое. Такой небольшой тираж объяснялся тем, что все карикатуры рисовались вручную. По воспоминаниям Константина Буторова, выглядело «Окно…» так: на большом бумажном листе наклеивалась слева сводка Информбюро, а справа — сатирическое «Окно…». Когда поступала информация о положении дел на фронте, к ней рисовали плакат. В качестве подписей к рисункам использовали пословицы и поговорки. Затем оригинал плаката переводился под копирку на тираж, клеился на лист с текстовой информацией и шел к читателям. Вывешивались плакаты на окнах и заборах. Поскольку стенгазеты сразу приобрели большую популярность, возникла необходимость в большем тираже, поэтому к созданию сатирической газеты были привлечены художники Анатолий Шубин, Ольга Граф, Ксения Осипова, Константин Буторов и поэт Гудков.

 

Художник Константин Буторов. Автор портрета Автор Михаил Зайцев, 1944 год. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Художник Константин Буторов. Автор портрета Автор Михаил Зайцев, 1944 год. Фото: «Республика» / Сергей Юдин


Константин Леонидович Буторов (1922-1997), карельский художник, живописец, график, заслуженный работник культуры Карелии, родился в селе Свирская Слобода Ленинградской области. С 1939 года до начала войны учился в изостудии Дома народного творчества в Петрозаводске у художника Вениамина Попова. Константин Буторов был молодым, когда началась война. В 1941 году ему исполнилось 19 лет, и он уезжает в Беломорск, где вместе с другими карельскими художниками работает над изданием «Окна КарелфинтаТАГа» (Карело-Финского телеграфного агентства). Это сатирическое издание на тему войны, противника, Маннергейма. Он пишет сводки, рисует карикатуры.  Когда в 1944 году освободили Петрозаводск, Константин Буторов одним из первых вернулся в родной город. Сейчас его рисунки воспринимаются как уникальные художественные документы военного времени.
Выпуск "Окна КарелфинТАГа". Фото: газета "Карелия от 7 мая 2005 года.

Выпуск «Окна КарелфинТАГа». Фото: газета «Карелия от 7 мая 2005 года.

Напомним, в сентябре 1941 года КарелфинТАГ эвакуировали в Медвежьегорск, а затем в Беломорск, где находились все правительственные учреждения республики, там же и продолжился выпуск «Окон КарелфинТАГа». В 1944 году агентство вернулось в освобожденный Петрозаводск, а «Окна…» продолжали выпускать до самой Победы. За весь период войны КарелфинТАГ выпустил свыше пятисот плакатов.


«В период Отечественной войны особо остро стоит вопрос о кадрах. Сейчас, как никогда, каждый советский патриот должен овладеть несколькими специальностями, чтобы суметь заменить в нужный момент своего товарища…» (из стенгазеты «Журналист» № 4 от 31 декабря 1943 года).
Стенгазета "Журналист" от 31 декабря 1943 года. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Стенгазета «Журналист» от 31 декабря 1943 года. Фото: «Республика» / Сергей Юдин


Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отметит в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.