Музей Карельского фронта

Музей Карельского фронта — единственный музей в нашей стране, который рассказывает о конкретном фронте. Он расположен в Беломорске — как раз там, где с декабря 1941 по ноябрь 1944 года находился фронтовой штаб. В заключительном выпуске проекта “Выставка Победы” рассказываем не об одном экспонате, а о целом музее, который будет интересен всем, кто хочет знать подлинную историю.

Музей Карельского фронта. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Музей Карельского фронта. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Идею создать музей, посвященный истории Карельского фронта, в 2017 году предложил Совет ветеранов Карелии, ее поддержала Госкомиссия по подготовке к 100-летию республики. Одобрил инициативу и президент РФ Владимир Путин.

Музей Карельского фронта открылся в день освобождения Карелии от финских захватчиков — 30 сентября 2020 года. Это единственный в России музей, который рассказывает о конкретном фронте. Он расположен как раз там, где с декабря 1941 по ноябрь 1944 год располагался его штаб.

Команду по работе над экспозицией музея сформировали 1 июля 2019 года. В нее вошли сотрудники Национального музея Карелии, поисковики «Эстафеты поколений», а также специалист Центра воинской славы Петрозаводска, коллекционер Валерий Лазарев.

В течение года специалисты закупали предметы для коллекции музея на деньги, выделенные Минкультом Карелии и меценатами. Концепцию музея создавали историки Илья Герасев и Жений Парфёнов. Стоит отметить, что в музее Карельского фронта 1 100 предметов, почти все из них (более 90%) — подлинные.

Карельский фронт был образован директивой ставки ВГК 23 августа 1941 года из частей 7-й и 14-й армий Северного фронта.

Особенности Карельского фронта:

— просуществовал с августа 1941-го по ноябрь 1944-го;
— протяженность 1 600 километров;
— являлся самым статичным фронтом;
— основной противник — армия Финляндии, которая была союзницей фашистской Германии.

Благодаря Карельскому фронту врагу не удалось сомкнуть второе кольцо блокады Ленинграда: были скованы значительные силы противника на суше, в воздухе и на море.

Рассказывает руководитель проекта по созданию экспозиции Музея Карельского фронта, историк Илья Герасев:

Илья Герасев. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Илья Герасев. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Для экспозиции у нас было 620 квадратных метров, мы были несколько зажаты площадями, долго думали, как расположить экспонаты. Сохранившаяся коридорная система здания с анфиладным строением залов легла в основу построения экспозиции музея по географическому принципу — по направлениям движения фронта: с юга на север, от Ленинграда до Мурманска.

Первое, что мы начали делать, — собирать информацию. Ее оказалось очень много. Нам предстояло уместить эту информацию на небольшой площади, притом так, чтобы у людей не было упреков, что мы что-то упустили. В этом и состояла главная наша сложность. С этим справиться нам помогали ведущие историки не только Карелии, но и России.

Вся экспозиция расположена на втором этаже музея — в девяти залах, которые соединяет галерея Героев (коридор):

1. Кабинет командующего фронтом. В нем восстановлен по фотографиям интерьер одного из кабинетов штаба.

2. Олонецкое направление. В этом зале показаны военные события 1941 и 1944 годов на участке фронта между Ленинградом и Олонцом.

3. Петрозаводское направление. Тут отражены важные для столицы Карело-Финской ССР страницы истории, связанные с обороной оккупацией и освобождением Петрозаводска.

4. Концентрационные лагеря. В зале представлен режим, установленный финской оккупационной администрацией, организация концлагерей для военнопленных и для гражданских лиц.

5. Медвежьегорское направление. Здесь историки уделили внимание обороне Медвежьегорска, через который проходили Кировская железная дорога и Беломорско-Балтийский канал.

6. Тыл Карельского фронта. Здесь показан подвиг советского народа, трудившегося для нужд фронта, выделены особенности партизанского движения на севере страны.

7. Мурманское направление. Зал расскажет о героизме защитников Мурманска, подвиге моряков Северного флота и обороне Заполярья.

8. Петсамо-Киркенесская операция. Здесь отображено наступление войск Карельского фронта и Северного флота в 1944 году на севере Финляндии и Норвегии.

9. Победа. Зал повествует о Великом Параде Победы 1945 года.

10. Галерея Героев. На стенах галереи напечатаны фамилии военнослужащих, погибших на Карельском фронте, а также здесь представлены портреты Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

 

Сначала у нас была идея разместить экспонаты и в коридоре, но он оказался слишком узким. Идея пришла другая: мы решили сделать из коридора галерею Героев, чтобы отобразить в ней всех Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

В оформлении галереи помогли новые технологии — 3D-графика, благодаря которой человек, проходя по коридору, может видеть на стене летящих журавлей и сменяющиеся фамилии людей, погибших на Карельском фронте. В галерее будет играть песня «Журавли» Марка Бернеса.

В галерее Героев удалось разместить только три тысячи фамилий тех, кто погиб на Карельском фронте: больше не позволили площади. Вообще же на Карельском фронте погибло от 150 до 250 тысяч человек. Точных данных нет.
Кабинет командующего Карельским фронтом. За столом - Валериан Фролов. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Кабинет командующего Карельским фронтом. За столом — Валериан Фролов. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Экспозиция начинается в кабинете командующего. За столом сидит Фролов, стоит Куприянов. Интерьер мы воссоздавали по фотографии 1943 года, сделанной в штабе Карельского фронта, — деревянные панели на стенах, портрет Сталина, настольную лампу, печь. Стол, стул, этажерка, форма и даже карты, которые смотрит за столом Фролов, — всё это подлинное.

Этот зал погружает в рабочую атмосферу кабинета командующего. Мы, конечно, для подлинности хотели разбросать на полу окурки, поставить бутылку алкоголя на стол — ведь это все-таки жизнь, на войне всякое бывало. Но решили этого не делать.

Зал "Олонецкое направление" Инсталляция о добровольце и красноармейце справа. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Зал «Олонецкое направление». Инсталляция о добровольце и красноармейце справа. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

После кабинета командующего экскурсия переходит в зал Олонецкого направления. В нем мы хотели рассказать о 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения. Она формировалась во Фрунзенском районе Ленинграда. Тут мы говорим о том, как мог выглядеть молодой человек, который пошел добровольцем на фронт, и что было при нем.

Рядом мы представили этого же человека, но уже будучи красноармейцем. Ведь именно так выглядели военнослужащие во время боев в августе 1941 года в районе деревни Сяндеба. И, конечно, такой боец участвовал в обороне Петрозаводска, ведь красноармейцы 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения принимали бой под Ужесельгой».

Политрук пограничного отряда старшего лейтенанта Кайманова. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Политрук пограничного отряда старшего лейтенанта Кайманова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Одну из самых интересных экспозиций нашего музея мы посвятили пограничникам. Именно они первыми встретили удар врага, который рвался вглубь Карелии, и приняли на себя основной удар.

В инсталляции представлен секретный наблюдательный пункт, который был на каждой пограничной заставе. Мы реконструировали бой таким, каким видят его поисковики. Всё очень подробно — все слои гильз и так далее.

Стоит отметить, что когда началась Великая Отечественная война, в Карелии было спокойно: к нам война пришла 29-30 июня. То есть мы приняли войну во всеоружии. И, конечно, у пограничников было время подготовиться, поэтому были и скрытые секретные наблюдательные пункты, которые были на каждой заставе.

Инсталляция рассказывает о заставе, которая находилась недалеко от Суоярви. В пограничном отряде служило 146 бойцов под предводительством старшего лейтенанта Никиты Кайманова. Когда финские войска на них наступали, бойцы были полностью окружены. Застава контролировала основную дорогу, вокруг были непроходимые болота и скалы. Финны их окружили, но ничего сделать не могли.

Пограничники Кайманова потеряли любую поддержку, потеряли связь, но в течение 19 суток сдерживали врага. Отступили пограничники только тогда, когда у них закончились все боеприпасы. Тогда командир заставы отдал приказ об отступлении. Бойцы прошли более 160 километров по тылам противника и вышли к своим. Стоит отметить, что к нашим вышли 108 пограничников, всех раненых они вынесли с собой. Это героический момент истории Карелии.

Пограничный столб. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Пограничный столб. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Для того чтобы придать нашей экспозиции реалистичности, мы поставили пограничный знак, который был специально обстрелян из боевой винтовки Мосина. Также мы представили вооружение, которое могло быть тогда у пограничников.

Также в этой инсталляции есть пулемет системы Максима. Он подлинный: когда застава Кайманова отступала в 1941 году со своих боевых позиций, пограничники закопали пулемет в землю. А когда советские войска в 1944 году в этих местах продолжали наступление, этот пулемет они нашли и откопали. Позже он попал в фонды Национального музея Карелии.

Военнопленный. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Военнопленный. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

В зале, который посвящен концентрационным лагерям, есть инсталляция с военнопленным. Она вроде бы и простая, но по смыслу очень глубокая. Мы специально не перегружали ее. Все манекены с образами, кстати, мы заказывали у известного мастера Дмитрия Поштаренко.

Наша задача была показать, как содержались военнопленные в концлагерях. Колючая проволока в инсталляции тоже подлинная, финская. Я привез ее с раскопок в Кестеньге.

Инсталляция показывает всю трагичность положения наших советских солдат. На военном обычная солдатская шинель. Знаки различия с формы срывали. Более того, на задней части одежды русских солдат (на спине) финны нашивали букву V. Для русских были особые условия содержания. Например, даже украинцам разрешалось носить рубахи-вышиванки. Послабления были и у других национальностей, а вот у русских их не было.

Следующая инсталляция в этом зале посвящена концлагерям для мирного населения.

 

Воссоздавать атмосферу было сложно: фотографий практически не сохранилось, их всего две. Благодаря ним можно представить, как там был устроен быт. Также мы опрашивали и узников концлагерей, но помнят они немного — например, большую скученность людей на маленькой территории, двухъярусные кровати, занавески, которыми отделялись семьи.

Помнят также и огромный слой клопов в углах, а также отвратительные запахи. Но это, конечно, мы отобразить не могли. Представленный лагерь мог располагаться, к примеру, в Петрозаводске», — рассказал Илья Герасев.

Статья о Музее Карельского фронта — заключительный материал большого проекта «Выставка Победы», который посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Журналисты «Республики» при участии разных музеев Карелии больше года готовили свою онлайн-выставку, рассказывая читателям о войне с помощью музейных экспонатов, у каждого из них свой характер и своя история. Ознакомиться с этой выставкой всегда можно будет на нашем сайте. А увидеть вживую десять залов с военными экспонатами  теперь можно в  Музее Карельского фронта в Беломорске.

 


Проект реализуется при поддержке фонда «Эстафета поколений» совместно с Национальным музеем Республики Карелия.

Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отметит в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года рассказывали о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.