Мастер маскировки

Художник Павел Кондратьев в годы войны работал в маскировочной службе и мастерски прятал от неприятеля советские самолеты и склады с провизией. Рисунки Кондратьева стали документальным подтверждением многих событий 1941-1945 годов, включая блокаду. Военный альбом художника — экспонат нашего проекта «Выставка Победы».

Похороны. Автор Павел Кондратьев. Фото: Музей ИЗО Карелии

Похороны. Автор Павел Кондратьев. Фото: Музей ИЗО Карелии

В первые месяцы войны художник Павел Кондратьев был командирован ленинградской организацией Союза художников в маскировочную службу 8-й авиабазы в составе Военно-воздушных сил Балтийского флота. Кондратьев со свойственной ему изобретательностью и находчивостью маскировал самолеты, орудия и армейские склады. По личной инициативе художника было заготовлено несколько тонн красок и другого маскировочного материала, это было важно, так как централизованное снабжение материалами для маскировки отсутствовало.

Кроме того, за годы войны Павел Кондратьев создал несколько циклов рисунков. В Музее изобразительных искусств Карелии хранятся более 120 произведений мастера, 45 из них — рисунки из его военного альбома.

За водой. Автор: Павел Кондратьев. 1942 год. Фото: Музей ИЗО Карелии

За водой. Автор: Павел Кондратьев. 1942 год. Фото: Музей ИЗО Карелии

«В нашем музее хранится серия работ Павла Кондратьева «Сестры милосердия», цикл живописных работ и акварельных рисунков «Чукотка», натюрморты и композиции, а также рисунки военной поры — 1941-1942 и 1944-1945 годов. Проведя самую страшную первую зиму в Ленинграде, как и многие художники, Павел Михайлович стал иллюстратором-документалистом страшных военных событий и сделал серию рисунков и акварелей о жизни в осаждённом городе. Выполненные с натуры быстро и энергично, путем схватывания главных деталей, эти листы представляют собой своеобразный репортаж с места событий», — рассказала «Республике» заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова.

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

В письмах того времени Павел Кондратьев писал: «Напряженность и острота нарастают с каждым днем, прямо чувствуешь это в воздухе. Опять мало приходится спать, иной раз глаза слипаются неудержимо… помогает напряжение, в котором постоянно живешь…. постоянное желание работать, сделать еще и еще. Сейчас основное, новое, что я вдруг понял и, главное, почувствовал это в натуре — это контраст пропорций пространства: вдруг стал чувствовать не только линейный, плоский ритм, но и объемный, в глубину, ритм форм».

Темами акварелей 1941-1942 годов были улицы осажденного Ленинграда, разрушенные дома и, главное, люди — жители города, идущие по улице, стоящие в очереди за хлебом, пришедшие за водой, провожающие родных в последний путь. На некоторых рисунках видна дата 1941 или 1942 годы. Это была первая военная зима, до Победы было еще далеко.

 

«Кондратьев постоянно выезжал в Ленинград, где на предприятиях города под его руководством изготавливали маскировочные покрытия и занавеси. Так случилось, что вскоре после прибытия Павла Кондратьева в Ленинград сомкнулось блокадное кольцо, и он разделил суровую участь миллионов ленинградцев. С сентября 1942 года художник продолжил службу в гарнизоне восьмой авиабазы — возглавлял маскировочную службу», — рассказала «Республике» Людмила Никифорова.

Кондратьев не только занимался запасами, но и контролировал их бережное расходование. Личный состав команды под его руководством изготавливал, ремонтировал маскировочные покрытия: летние ежемесячно красились, зимние регулярно стирались.

В нашем музее есть два карандашных рисунка Павла Кондратьева о маскировке самолетов, датированные 1944-1945 годами.

Маскировка самолета. Автор Павел Кондратьев. 1944-45 годы. Фото: Музей ИЗО Карелии

Маскировка самолета. Автор Павел Кондратьев. 1944-1945 годы. Фото: Музей ИЗО Карелии

В одном из наградных листов Кондратьева было указано, что для маскировки на аэродромах он широко применял маскировку елками, и даже указывалось, что за период военных действий было завезено и установлено на объектах 30 000 елок.

«Под руководством Павла Кондратьева было установлено за годы войны более четырех тысяч маскировочных покрытий для самолетов, закамуфлировано 189 емкостей складов ГСМ, 30 брезентов склада боепитания, до 30 жилых и служебных помещений и многое другое. Проводимый строгий учет материалов позволил указать и количество покрашенных квадратных метров самолетных укрытий — 27 600», — сообщила Людмила Никифорова.

Маскировка самолета. Автор Павел Кондратьев. 1944-45 годы. Фото: Музей ИЗО Карелии

Маскировка самолета. Автор Павел Кондратьев. 1944-1945 годы. Фото: Музей ИЗО Карелии

За отличную работу по маскировке аэродромов, сооружений, самолетных укрытий, личную инициативу и самоотверженность в работе старший лейтенант административной службы Павел Кондратьев был удостоен правительственных наград: медалью «За оборону Ленинграда» 1943 года, медалью «За боевые заслуги» 1944 года, орденом Красной Звезды 1945 года.

 

Павел Михайлович Кондратьев родился в 1902 году в Саратове. Отец его работал в цеху по ремонту судов и пароходов, принадлежащем Рязанско-Уральской железной дороге. Родители художника принадлежали к старообрядческой семье. После смерти отца детство и юность Павел провел в Рыбинске, там и получил первое художественное образование — в студии ИЗО Рыбинского городского Пролеткульта.

Художник Павел Кондратьев. Фото с сайта "Память народа".

Художник Павел Кондратьев. Фото с сайта «Память народа».

«Интересно, что Павел Михайлович — наш коллега, он, пусть и недолго, работал хранителем в Рыбинском историко-художественном музее и занимался собирательской работой в бывших помещичьих усадьбах близ Рыбинска. С 1921 года Кондратьев живет в Петрограде и продолжает свое образование и самообразование как художника. Своими учителями он считал Михаила Матюшина, Павла Филонова и Казимира Малевича», — рассказала сотрудник Музея изобразительных искусств Карелии.

Кондратьев вспоминал, что Матюшин сыграл огромную роль в его понимании цвета: «Матюшин научил видеть цвет, показал, как живет цвет и гармония цвета, требовал, чтобы каждый цвет или оттенок цвета был увиден и почувствован». Павел Михайлович писал, что Матюшин дал ему ощущение гармонии.

Павел Филонов научил Кондратьева пониманию формы, образа и цвета по принципу «сделанности». Постулат Филонова: «Каждый элемент рисунка — форму, линию — нужно делать изо всех сил, так, чтобы никто лучше вас в мире это сделать не мог». Много лет спустя Павел Михайлович писал: «Это одно, чему он учил, — смелости, не бояться делать не так, как это принято, и не так, как учат».

В школу Казимира Малевича Кондратьев пришел за опытом и в дальнейшем поиске собственного стиля: «Мне еще хотелось знать другие системы, другие течения. …я пошел к Малевичу, чтобы понять и изучить и импрессионизм, и кубизм, и принцип Сезанна, и супрематизм». (По материалам Музея изобразительных искусств Карелии).

После войны Кондратьев жил в Ленинграде. Много работал, сотрудничал с издательствами, иллюстрировал книги. Первая и единственная прижизненная персональная выставка работ Павла Кондратьева прошла в Ленинграде в 1981 году. Сейчас произведения художника хранятся во многих музеях страны.

В ожидании хлеба. Кондратьев П.М. 1941 год. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии

В ожидании хлеба. Кондратьев П.М. 1941 год. Фото: Музей изобразительных искусств Карелии


Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отмечает в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.