Дети из концлагеря

Художник Константин Буторов встретил войну в Карелии. В 1941 году, когда ему было 19 лет, он уехал в Беломорск, где вместе с другими карельскими художниками рисовал политические плакаты и карикатуры к «Окнам КарелфинтаТАГа» (Карело-Финского телеграфного агентства). После освобождения Петрозаводска в 1944 году Буторов одним из первых приехал в разрушенный город и увидел детей, которые 1 000 дней провели в концлагерях. Дети войны стали героями его рисунков. Сейчас они хранятся в Музее изобразительных искусств Карелии.

Дети из концлагеря в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Дети из концлагеря в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Константин Леонидович Буторов (1922 — 1997), карельский художник, живописец, график, заслуженный работник культуры Карелии, родился в селе Свирская Слобода Ленинградской области. С 1939 года до начала войны учился в изостудии Дома народного творчества в Петрозаводске у художника Вениамина Попова. Буторов чрезвычайно этим гордился и даже чем-то внешне походил на своего учителя.

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«В фондах нашего музея хранятся три рисунка Константина Буторова, которые имеют отношение к детям войны. Это рисунки мальчиков, на которых указаны даты — 1944 год и февраль 1945 года. Война еще идет, но город Петрозаводск уже освобожден, поэтому автор подписал на них: «После оккупации», — рассказала «Республике» заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова. — Буторов — уникальный художник. В годы оккупации жил в Беломорске. Он не фронтовик, он труженик тыла. А эти люди сделали для победы не меньше, чем фронтовики. Константин Буторов был молодым, когда началась война. В 1941 году ему исполнилось 19 лет, и он уезжает в Беломорск, где вместе с другими карельскими художниками работает над изданием «Окна КарелфинтаТАГа» (Карело-Финского телеграфного агентства). Это сатирическое издание на тему войны, противника, Маннергейма. Он пишет сводки, рисует карикатуры. Сначала «Окна» рисовали от руки, и выходили они только в 5 экземплярах. Но при этом были очень популярны, потому что было не прожить без этого. Идет война, когда ты к врагу относишься с юмором, ты его просто не боишься, и дух моральный сразу поднимается».

Когда в 1944 году освободили Петрозаводск, Константин Буторов одним из первых вернулся в родной город. Сейчас его рисунки воспринимаются как уникальные художественные документы военного времени.


Михаил Марин, Петрозаводск: «Здесь всё было вытоптано, утрамбовано и словно отцементировано сотнями сапог и ботинок. Здесь не то что цветку — самой неприхотливой травинке не за что было зацепиться, не во что пустить корни. И вдруг шестилетний житель концентрационного лагеря увидел за колючей проволокой это маленькое манящее чудо, цветок, которому он не знал названия. И он потянулся за ним, забыв обо всем на свете. Где ему было в те минуты помнить о строжайшем запрете лагерных властей: под угрозой расстрела не покидать пределов лагеря. Его сухонькое исхудалое тельце скользнуло под проволоку; и тут на мальчика обрушился град ударов. Резиновая плеть надзирателя только тогда перестала опускаться, когда его тщедушное тельце покинули последние признаки жизни». (Из воспоминаний малолетних узников Карелии).

 

«Для художника было большим шоком увидеть детей, которые три года провели в концлагере. Взрослый человек за годы войны меняется мало, да, он может осунуться, поседеть. А вот дети за эти годы очень изменились — они выросли. За 1 000 дней в концлагере изображенные мальчики выросли из своей одежды, а новую им никто не давал, и когда освободили город, этих детей переодели во взрослую одежду, это видно, она не по размеру. Их накормили и многих отправили в деревню, потому что в городе было голодно. Кто эти мальчики, мы, увы, не знаем», — продолжает Людмила Никифорова.

Художник Константин Буторов. Автор портрета Михаил Зайцев, 1944 год. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Художник Константин Буторов. Автор портрета — Михаил Зайцев, 1944 год. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

 


Аркадий Ярицын, Петрозаводск: «Много лет после освобождения, да и теперь еще иногда, как только закрою глаза, вижу перед собой ряды колючей проволоки с часовыми на вышках. Передо мной проходят исхудалые лица женщин и изможденных мужчин, детей с потухшими глазами, одетых в тряпьё. Вижу страшную вывеску с предупреждением о расстреле. Из дома, что и сегодня стоит на улице Олонецкой в Петрозаводске, время от времени доносились страшные крики. Там истязали и пытали людей. Туда доставляли виновных в нарушении лагерного режима или тех, кого охранники считали таковыми по своему усмотрению. Новоявленные палачи, не считаясь с девической стыдливостью, не слыша детского плача, срывали со своих жертв одежду и избивали резиновыми плетками. Такому избиению мог подвергнуться каждый, ибо никто не мог предвидеть, к чему придерется надзиратель». (Из воспоминаний малолетних узников в Карелии).

В 1944 году художник Константин Буторов участвовал в выставке «Фронт и тыл» и был принят в Союз художников СССР. Через 8 лет, в 1952 году, его приняли в члены КПСС. В 1997 году в Петрозаводске на 74-м году жизни известный художник скончался. Его работы хранятся не только в Музее изобразительных искусств Карелии, но также в фондах Национального музея и музея-заповедника «Кижи».

 

Ребенок из концлагеря. Автор рисунка Константин Буторов. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Ребенок из концлагеря. Автор рисунка Константин Буторов, февраль 1945 года. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

 


Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отметит в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.