Вера / Usko

Православные или лютеране? Атеисты или язычники? В истории народов Карелии всякое бывало. Однозначно верили только в погоду: штиль на Онего — вернешься с рыбой, не застрянешь на островах. Пурга — сиди на печке, не до глухарей и тетёрок.

Часовня Иконы Божией Матери, Кинерма. Фото Игоря Георгиевского

Часовня Иконы Божией Матери, Кинерма. Фото Игоря Георгиевского

Верующие жители Карелии в большинстве своем исповедуют православие. Обратили карел давно: если верить Лаврентьевскому списку Новгородской летописи, массовое крещение случилось в 1227 году. Предание гласит, что оправославить язычников-карел решил князь Ярослав Всеволодович — отец Александра Невского.

Православные / Pravosluavnoit

В XIII веке карельские земли уже относились к Новгороду.

Князь Ярослав отправил миссионеров «кристи множество Корел, мало не все люди». Фото: m.fb.ru

Князь Ярослав отправил миссионеров «кристи множество Корел, мало не все люди». Фото: m.fb.ru

С этого момента начинается история карельского христианства.

Среди вепсов православие распространилось немного раньше, в XI — XII веках. Конкретную дату в этом случае назвать нельзя, но к моменту крещения карел вепсы уже в основном новую религию приняли.

Спустя несколько десятилетий, в начале XIV века, странствующие монахи Сергий и Герман основали на острове Валаам Спасо-Преображенский монастырь. На островах — посреди озера или моря — вообще очень душеспасительно.

Интерактивная графика «Святой треугольник Карелии»

Язычество / Valehjumalahusko

Но даже после крещения карелы оставались верны языческим традициям. Они продолжали поклоняться стихийным силам природы, верили в  очистительную силу огня, подчиняли свою жизнь лунному циклу.

Язычество среди карел преобладало до конца XVI века, когда православие окончательно стало господствующей религией. В это время народы, живущие на территории республики, уже подчинялись власти московского государя.

Но и после этого карелы приняли христианство в лучшем случае наполовину. Они крестили детей, отпевали умерших, венчали новобрачных, носили нательные кресты. В то же время простые люди практически не соблюдали постов, редко исповедовались, во время церковной службы разговаривали и шумели.

Н. Лѣсковъ, Докладъ о поѣздкѣ въ Олонецкую губернію лѣтомъ 1892 года:

Весной нынѣшняго года, въ послѣднихъ числахъ мая мѣсяца, я получилъ порученіе отъ Императорскаго Географическаго Общества — заняться во время лѣтнихъ каникулъ собираніемъ матеріаловъ по этнографіи корельскаго края. Въ первыхъ числахъ іюня я уже былъ въ Святозерѣ, корельскомъ селѣ Петрозаводскаго уѣзда, и съ охотою принялся за работу, — наблюдая за всѣми сторонами жизни кореляка.

…Много суевѣрныхъ обрядовъ совершается и при погребеніи. Въ гробѣ для мертвеца прорѣзывается отверстіе, вставляется стекло и дѣлается что-то въ родѣ маленькаго окошечка; въ изголовье покойника кладутъ вѣничные листья и стружки; въ могильную яму, прежде чѣмъ опустить гробъ, бросаютъ монету — откупаютъ землю. Въ сороковой день послѣ погребенія — «мустайжедъ» — устраивается по покойникѣ «веро» — поминальный обѣдъ. Священнослужителей, идущихъ на обѣдъ, встрѣчаютъ съ подушкой на головѣ и на печкѣ, въ домѣ, помѣщаютъ для покойника цѣлыя груды пироговъ. Въ отворенное окно опускаютъ конецъ полотенца и тѣмъ устраиваютъ путь для умершаго…

 

Лютеране / Luteransat

Религия — ключевое различие между родственными карелами&вепсами и финнами. Финны несколько веков назад приняли лютеранскую версию протестантизма, произошло это по причинам историческим и географическим. Финны традиционно находились в зоне влияния шведской культуры, и религия не стала исключением. Этот выбор сказался на мировосприятии целого народа.

Василий Пивоев, культуролог:

«Если сравнить менталитет финнов и карелов, то можно заметить, что у финнов сильнее проявляется стремление к индивидуализму и к большей степени личной независимости (что связано с влиянием западно-европейского менталитета), а у карелов к общинному взаимодействию, что еще ярче проявляется у русских.

Это не есть специфически русская черта, это типично для восточного менталитета, чье влияние проявилось у славян, предки которых пришли с востока. А на Востоке опора на традиционность является одной из важнейших ценностей в картине мира».

Религиозные различия карел и финнов наглядно проявились в начале XVII века, когда Северное Приладожье перешло от России к Швеции. Населявшие эти земли карелы совершили массовый исход в глубь русских земель. Причин было несколько, но одна из главных — карелы не хотели переходить в лютеранство. К этому времени они (по крайней мере, на уровне привычек) с православием смирились и приняли как свою веру.

Миссия / Uskondotehtävü

В 1913 году в России возникла новая епископская кафедра — Сердобольское викариатство Финляндской епархии, наш ответ на лютеранский поход и панфинскую пропаганду в русской Карелии. Возглавил кафедру начальник Карельской противолютеранской миссии архимандрит Киприан (Шнитников).

Осенью 1905 года, распрощавшись с академическими богословскими занятиями, иеромонах Киприан переехал в Выборг. За короткое время начал говорить по-фински и по-карельски, изучил историю, быт и обычаи карел.

 

Основной задачей миссии стало «содействие укреплению и преуспеянию православно-русских начал среди карельского населения Финляндской, Архангельской и Олонецкой губерний». Основной формой просветительской деятельности — народные чтения.

«Читать» ходили по Карелии пешком. В отдаленные деревни и на хутора брали с собой походную церковь. В «миссионерском дневнике» помощник епископа Василий Толстухин писал:

«Идти по острым камням среди болота 10 верст было поначалу трудно, тяжко ступать, но за песнями и разговорами мы не заметили, как прошли от Оружьярви до деревни Канабра».

Самым важным делом иеромонах Киприан считал создание карельских школ и шефство над ними. Требовал, чтобы переживания детей в религиозном отношении были православными, а в бытовом — радостными и светлыми. Ёлки, детские праздники, начало учебного года, паломничество детей на Валаам — все это было, как вспоминают современники, кругом его вечных забот.

В 1908-ом иеромонах Киприан назначен на должность синодального карельского миссионера - с дальнейшим формированием Карельской православной Миссии. Фото: Национальный архив РК

В 1908-ом иеромонах Киприан назначен на должность синодального карельского миссионера — с дальнейшим формированием Карельской православной Миссии. Фото: Национальный архив РК

Перед Октябрьской революцией в Карелии насчитывалось 565 православных церквей, 2127 часовен, 20 монастырей и 35 благочинных округов.

К моменту восстановления в 1990 году Петрозаводской и Олонецкой епархии в республике сохранилось лишь 5 действовавших храмов, в которых служили всего 6 священников.

Храм / Kirikkö

Сегодня главный храм Петрозаводской и Карельской епархии — кафедральный собор во имя Александра Невского.

Художник: Д. Дмитриев

Художник: Д. Дмитриев

Строился он как заводская церковь, на пожертвования мастеровых Александровского завода. Руководство объявило конкурс проектов, в нем участвовали три архитектора (среди них — создатель здания Смольного института Джакомо Кваренги).

Победил проект петербургского архитектора Александра Постникова: только он уложился в бюджет. Но когда стройка началась (в 1826-ом), стало ясно, что собранных пожертвований катастрофически не хватает. На выручку пришла государственная казна.

Освятил церковь в 1832 году первый епископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатий. Главный престол храма освятили во имя Александра Невского, боковые приделы посвятили Троице и Николаю Чудотворцу.

Мастеровые завода крестили в храме своих детей, венчались в нем, там же их отпевали.

После прихода Советской власти — в 1929-ом — церковь закрыли. Обезбоженное здание передали краеведческому музею, снесли пять куполов и соорудили внутри межэтажное перекрытие.

В конце двадцатого века собор вернули епархии, осенью 1993-го началась реставрация храма. Внешний вид восстановили, позолотили купола.

В мае 1995-го епископ петрозаводский и карельский Мануил провел в храме первый торжественный молебен. Спустя год установили православные кресты. В июне 2000 года патриарх Алексий II освятил храм, и он стал кафедральным собором Петрозаводской и Карельской епархии.

В Кафедральном соборе Петрозаводской и Карельской епархии в честь святого благоверного Александра Невского:

Автор интерактивной панорамы — Игорь Георгиевский.

Миссия-2  / Uskondotehtävü-2

Религиозную часть современной жизни в республике наши читатели и без «Уроков карельского» вполне себе представляют.

Эта история — про Филиппины.

Отец Станислав служит в Александро-Невском соборе в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

Отец Станислав служит в Александро-Невском соборе в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

Отец Станислав Распутин — миссионер. За последние годы побывал в Индии, Бангладеш и на Филиппинах — и везде обращал местных жителей в православие.

— Я так скажу: если бы не было православной миссии — не было бы современной России. Покорение и Сибири, и севера (в том числе и Карелии) — это во многом заслуга именно миссионеров, — считает отец Станислав. — Миссионерство — одна из самых важных задач церкви, потому что Христос дал заповедь: идите и научите все народы.

Из дневника отца Станислава:

(Филиппины, осень 2015-го)

Встал в 5 утра. Совершил проскомидию. Часы было решено читать на славянском и на себуанском. Во время часов я доисповедал несколько человек, кто не сделал это вчера. На удивление к началу литургии храм был уже полон.

Я служил на английском, Мария и Анастасия пели почти все на себуано. В основных моментах службы подпевал весь храм.

Осенью 2015 года миссионер отправился на Филиппины уже во второй раз, годом раньше был на острове Минданао с подготовительной поездкой: местные жители собрались переходить из католицизма в православие.

Филиппины — самая христианская страна Юго-Восточной Азии. Христиан среди филиппинцев много, и к вере своей они относятся очень эмоционально. Пару лет назад старокатолическая община на острове Минданао решила, что православие ей подойдет больше. Наставлять этих людей и отправился отец Станислав:

— Обращать христианина или, например, индуиста — разница огромная. Индуисту надо объяснять, что нет никакого многобожия, рассказывать про вечную жизнь. А с христианином у нас, по крайней мере, общая база, общие авторитеты, общие нравственные ценности. Но мы обращали и индуистов!

Фото из архива отца Станислава

Фото из архива отца Станислава

В юности отец Станислав Распутин слушал тяжелую музыку и о религии не думал. Ещё один этап биографии — протестантская «Армия спасения». И только после этого сегодняшний миссионер пришел в лоно Православной церкви.

Прошедшей осенью отец Станислав окрестил 187 филиппинцев, прямо в океане. Крещение длилось около шести часов, волны высотой в два с половиной метра затрудняли проведение таинства.

После принятия крещения была отслужена Божественная Литургия, после которой новообращенные приняли первое в своей жизни причастие.

 

Ранее новообращённые принадлежали к Филиппинской независимой католической церкви в провинции Сарангани. Были католики — стали православные.

— Человеку светскому понять, в чем эти изменения заключаются, сложно, — говорит отец Станислав. — Это из области религиозного опыта. Как объяснять слепому, что такое зеленый цвет. Я, конечно, могу сказать, что прихожане стали более серьезно относиться к службе, чаще посещать храм, стали более терпимы друг  к другу, более сплоченны. Но духовный опыт очень сложно передается словами — его нужно пережить.

В лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви филиппинцев привели православные священники Силуан Томпсон и Станислав Распутин. Фото из архива отца Станислава

В лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви филиппинцев привели православные священники Силуан Томпсон и Станислав Распутин. Фото из архива отца Станислава

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Игорь Георгиевский, фотограф
Николай Смирнов, фотограф
Игорь Фомин, художник
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, редактор проекта «Уроки карельского»

Абзац