Вам открытка / Poštukartočku teile!

Настоящая новогодняя открытка (с штемпелем и марками, написанная от руки) стала уже почти историей. Не спешат по дорогам Карелии почтовые дилижансы, не стучится в дверь Игорь Иванович Печкин – расслабилась Почта России. И за открыткой теперь надо идти – в музей.

В фондах Национального музея Карелии хранятся более четырех тысяч открытых писем (так поначалу назывались почтовые карточки без конверта).

Художник Дмитрий Дмитриев (объединение Shake_pear)

Художник Дмитрий Дмитриев (объединение Shake_pear)

Эту открытку вы сегодня можете купить в интернет-магазине дизайнерских сувениров. И отправить по почте. Можно бабушке – она помнит Петрозаводск именно таким.

А это – наша видео-открытка. Научный сотрудник Национального музея Татьяна Бердашева представляет выставку, которую подготовила к Новому году. 100 открыток прошлого и позапрошлого века и полсотни современных выставлены сейчас в музее. Заходите на каникулах!

Вместе с Татьяной «Уроки карельского» сегодня представляют историю Петрозаводска и республики.

Январь / pakkaskuu

Самая первая открытка современного вида – новогодняя и рождественская поздравительная карточка. Идея пришла в голову англичанину Генри Коулу. «С наступающим 1843-м годом!» – писал он друзьям.

Его приятель Джон Герсли нарисовал картинку: семья Коула за праздничным столом. С эскиза в Лондоне напечатали первую партию, тысячу экземпляров. Открытка вызвала общественный резонанс – с бокалом вина Хосли нарисовал не только взрослых, но и ребенка.

Открытка пользовалась спросом, за год была распродана партия в 2050 штук – по шиллингу за каждую

Открытка пользовалась спросом, за год была распродана партия в 2050 штук – по шиллингу за каждую

На выставке в Национальном музее Карелии представлены дореволюционные карточки. Среди цветных рождественских выделяется черно-белая, из домашнего архива Ольги Ермолаевны Андроновой.

Ольга Андронова родилась в Сальнаволоке (Беломорский район), работала на 19-м шлюзе Беломоро-Балтийского канала. Неподписанная рождественская открытка бережно хранилась в семье

Ольга Андронова родилась в Сальнаволоке (Беломорский район), работала на 19-м шлюзе Беломоро-Балтийского канала. Неподписанная рождественская открытка бережно хранилась в семье

В советское время стали популярны открытки новогодние. Со временем семейная традиция превратилась в часть делового этикета: накануне праздников солидные компании составляют длинные списки деловых партнеров – забыть никого нельзя!

Интерактивная открытка.
Э. Асунта, «Старая церковная площадь». Швейцария, 80-е гг.

Февраль / tuhukuu

В феврале Карелия отмечает День «Калевалы». Десять лет назад издательство «Скандинавия» выпустило по этому поводу серию открыток. Автор – художник Владимир Фомин. Именно он иллюстрировал книгу, вышедшую к 150-летию полной, канонической версии эпоса.

Картины Владимира Фомина есть и в энциклопедии «Мифология мира» (Лондон, 2004), и в книгах о финно-угорском эпосе, выпущенных финскими, российскими и американским издательствами (2006-2008).

Владимир Фомин. Красная лодка. Руна №18

Владимир Фомин. Красная лодка. Руна №18

– Я вижу «Калевалу» как открытую ладонь того, кто показал мне линии жизни на земле. Моя задача – рассказать о них изобразительным языком XXI века. Руны представляются клубком ассоциаций, его можно долго раскручивать в цвете, мысленных и зрительных образах. И все нити тянутся из моей генетической памяти, – затейливо рассуждает художник.

Март / kevätkuu

Немножко эмансипации. 8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации в Америке состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин.

В 1913 году жительницы России подхватили идею и отметили Международный женский день в первое воскресенье февраля. С датой праздника некоторое время определиться не могли, но 23 февраля (по старому стилю 8 марта) 1917-го петроградские работницы-текстильщицы одними из первых объявили забастовку.

Закончились беспорядки Февральской революцией. В память об отважных текстильщицах 2-я Коммунистическая женская конференция (1921) постановила: праздновать Международный женский день 8 марта.

Интерактивная открытка.
С Международным женским днем 8 марта! 1977 г. От журнала «Советская женщина»

С 1966 года (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8.05.1965) Женский день стал не только праздником, но и нерабочим днём. А также поводом один раз в год помочь жене по хозяйству.

Апрель / sulakuu

Первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 году, но сразу стали куда популярнее, чем в Европе. Некоторые западные издательства начали массово печатать их для России. Именно из Европы к нам проникли образы нехарактерные: зайцы и цыплята.

Во время Первой мировой войны Пасху заслонили агитационные и военные сюжеты, а в первый послереволюционный год на поздравительных карточках появилось красное яйцо – символ нового миропорядка. Впрочем, почти сразу пасхальные открытки объявили пропагандой религии, чуждой советскому человеку. Радости обмена информацией о воскресшем Христе оставили эмигрантам.

После окончания Великой Отечественной пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, но продавались они только в церковных лавках.

Возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х годов прошлого века. Несмотря на возможности современной полиграфии, многие издательства тиражируют дореволюционные открытки, объясняя это тем, что фантазия художников, к сожалению, не идет дальше стандартных яиц и куличей.

Май / oraskuu

6 мая 1945,
Послание патриарха московского и всея Руси Алексия I:

«Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую Победу правды и света над неправдой и тьмой».

Интерактивная открытка.
ПИН (издательский дом), 2010. Фото: Виталий Голубев. Поздравление Главы Петрозаводского городского округа Н. Левина

9 мая, День Победы. Массовый выпуск открыток к этому дню начался в СССР в начале 70-х годов, к 30-летию победы над фашизмом. Обязательные элементы – ордена Победы или Отечественной войны, ленты, ветки сирени. В 80-е годы к ним добавляются солдатские треугольники, гвоздики и голуби мира. На открытках воспроизводят сюжеты плакатов военного времени.

Июнь / kezäkuu

«Я большой националист и очень люблю Россию», – говорил Иван Билибин, художник, график и исследователь. Сказки с иллюстрациями Билибина мы знаем с детства, стиль запечатлен где-то на генетическом уровне.

Три лета подряд – в 1902-м, 1903-м и 1904-м – в поисках русского национального стиля Билибин приезжал в Карелию. Точнее – в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии. Изучал деревянную архитектуру. И выпустил позже целую серию «карельских» открыток.

Июль / heinykuu

По Карелии путешествуют и современные художники. На выставке в Национальном музее представлены их открытки. Виктория Зорина, братья Савельевы (проект «Слойка»), творческое объединение «Ведро», арт-объединение Shake_pear. Знакомьтесь.

 

Почтовая открытка всегда стандартного размера – 105 на 148 миллиметров. Сегодня стандартным остается только размер.

Август / elokuu

В августе 1914-го Петрозаводск провожал солдат на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества. Репортажная съемка отправки запасных (так называли резервистов) осталась на фото-открытках.

Сентябрь / syvyskuu

Время покупать учебники и тетради – стягивать их ремешком, укладывать в ранцы, рюкзаки.

К 1917 году в Олонецкой губернии насчитывалось 805 начальных училищ. Обучение в средних и высших учебных заведениях было платным, однако самые способные получали стипендию. До революции мальчики и девочки учились в раздельных школах.

Интерактивная открытка.
Мужская и женская гимназии. Петрозаводск, Изд. А.М. Мазилова, начало XX в. На лицевой стороне девушка, писавшая открытку отметила окна своего класса

Каждый год учебные заведения устраивали выставки-продажи ученических работ (так училища пополняли свой бюджет). В 1900 году некоторые работы учащихся из Олонецкой губернии были представлены на знаменитой международной Парижской выставке и были отмечены золотой медалью.


Октябрь / ligakuu

Издательство «Плакат», типография издательства «Соц. Харьковщина», 1989

Издательство «Плакат», типография издательства «Соц. Харьковщина», 1989

Революционные волнения не оставили художников и фотографов равнодушными: почтовые карточки с политической карикатурой, съемки с места митингов – открытку 1917-го года издания безыдейной никто не назовет. Не поздравительная карточка, а мощное идеологическое оружие.

Ноябрь / kylmykuu

На выставке в Национальном музее есть еще одна серия открыток – финская. Про город, который с октября 1941-го по июнь 1944-го назывался не Петрозаводск – Äänislinna. Эта коллекция попала в музей в 2002 году и никогда не экспонировалась.

 

В годы оккупации финны выпустили серию под названием «ÄÄNISLINNA»/ ГОРОД НА ОНЕГО. Надпись на обороте (PALETTI. Sarja – ÄÄNISLINNA/Палитра. Серия – Яанислинна) позволяет предположить, что в Финляндии в это время вышел цикл наборов почтовых открыток, посвященных финским городам. В цикл вошел и оккупированный Петрозаводск.

Декабрь / talvikuu

Художник Дмитрий Дмитриев (объединение Shake_pear)

Художник Дмитрий Дмитриев (объединение Shake_pear)

Новогодние открытки художника Дмитриева вдохновили нас снять видео-версию: с наступающим Новым годом читателей поздравляет директор Национального музея Михаил Леонидович Гольденберг.

Хотите сделать к новому году свою авторскую poštukartočku? 19 декабря на «Фестивале открыток» пройдут мастер-классы дизайнеров из Петрозаводска – открытки в разных техниках. Плюс акция «Фотомарка» (вы можете создать и распечатать действующую почтовую марку со своим изображением). Плюс история открытки от Национального музея. Следите за нашими анонсами в соцсетях.

Кстати, на выставке в Национальном музее Почта России установила ящик для писем, корреспонденция изымается ежедневно. Поторопитесь – Дед Мороз еще успеет получить ваши просьбы об айфонах и турецких мандаринах.

Написать можете не только российскому / белорусскому / украинскому Дедушке, но и Санте, Ноэлю, Йоулупукки. Вот список почтовых адресов – от Лапландии до Австралии.

Ozakastu Vuttu vuottu! / Счастливого Нового года!


К уроку готовились:
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, видеорежиссер
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»

Благодарим Национальный музей Республики Карелия за предоставленные материалы.

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации

Абзац
comments powered by Disqus