Уроки карельского. Театр / Teatru. Подкаст

Национальный театр Карелии долго был Финским. Сегодня режиссеры ставят не только Майю Лассила («За спичками»), но и пьесы на карельскои и вепсском языках. «Республика» представляет очередной подкаст проекта «Уроки карельского».

Наши дни, репетиция спектакля "Волчица". На этом фото видна арка, сохранившаяся со времен "Триумфа". Фото: Art Fabric / Артем Кузнецов, Сергей Кокорев

Наши дни, репетиция спектакля "Волчица". На этом фото видна арка, сохранившаяся со времен "Триумфа". Фото: Art Fabric / Артем Кузнецов, Сергей Кокорев

Первая в Карелии национальная труппа начала работать при петрозаводском Народном театре драмы в 1921 году. Создали ее иммигрировавшие в коммуну финны-революционеры, а возглавил бывший актер и режиссер финских театров Виктор Линден. Труппа ставила финские дореволюционные произведения — «На сплавной реке», «В доме Ройнилы», «Сапожники из Нумми».

Дальше был театр любительский — «Карельская сцена» (его создала жена местного наркома просвещения Санни Нуортева). Репертуар поначалу состоял из пьес, написанных актерами и сотрудниками театра — Ялмари Виртаненом, Сантери Мякеля. Писали о серьезном: о нелегких буднях революционера-пролетария. Но ставили и водевили — «Любовный напиток» и «Похищенную красавицу».

Осуществляя ленинскую национальную политику, VI Всекарельский съезд Советов в 1928 году вынес решение о создании национального театра.
В начале тридцатых в любительскую труппу влились североамериканские финны, приехавшие в Карелию из США и Канады. Тогда же режиссеры театра Кууно Севандер и Аларик Санделин поехали в Ленинград — учиться у профессионалов. Там они познакомились с Рагнаром Нюстрёмом, возглавлявшим на тот момент собственную театральную студию.

Возвратившись в конце 1931 года в Петрозаводск, Севандер, Санделин и Нюстрём образовали Национальную студию Карельского государственного драматического театра. К осени 1932-го труппа во главе с Севандером объединилась с выпускниками драматического техникума: так появился Карельский национальный драматический театр.

Начало / Algu

Официальное открытие Национального театра Карелии состоялось 15 октября 1932 года. Первый сезон стартовал премьерой «Разлома», поставленного по пьесе советского драматурга и дважды лауреата Сталинской премии Бориса Лавренёва. Ставил «Разлом» сам худрук — Рагнар Нюстрём.

Автор пьесу посмотрел, и ему понравилось: «Я не владею финским языком, но вполне удовлетворен всем виденным. Я увидел героев пьесы и идеи ее именно такими, какими и создал их в своем представлении».

В те годы в театре продолжали ставить пьесы революционной направленности — «Платон Кречет» Александра Корнейчука, «Враги» Горького. Хотя главной задачей театра считалось ознакомление зрителей с мировой драматургией.

В таком виде театр просуществовал всего пять лет. В 1937-м по стране прокатилась волна репрессий, затронувшая и национальную труппу. Прикрываясь борьбой с буржуазным национализмом, власти репрессировали значительную часть мужского состава. В числе арестованных оказался и художественный руководитель Рагнар Нюстрём.

20 ноября тройка НКВД приговорила Нюстрёма к десяти годам лишения свободы. Он умер от истощения и болезней в декабре 1939-го в лагере под Читой.

В 1937 году театр закрыли и открыли снова в 1940-м, после Зимней войны. К тому времени Карелию перевели в статус союзной республики, а в названии ее появилось слово «финская». Проблема «буржуазного национализма» оказалась частично снята.

Потом была война, финны захватили Петрозаводск — театр эвакуировали. Сначала труппу направили в Сибирь, потом в город Вельск, что в Архангельской области. В Карелию театр вернулся только в 1943 году.

Антракт / Väliaigu

В антракте мы расскажем вам совершенно героическую историю. В середине 1930-х молодой финский театр боролся за зрителя самым решительным образом. В честь Х съезда ВЛКСМ группа молодых артистов отправилась в тысячекилометровый лыжный культурный поход по республике.

В Петрозаводске перед театром установили большую (пять на восемь метров) карту Карелии — на ней ежедневно отмечали маршрут лыжников. Концерты для сельских зрителей, помощь в организации кружков, выпуск стенгазет — «Театр на лыжах» позже наградили почетной грамотой карельского правительства.

Всем пошили лыжные костюмы и рюкзаки по норвежскому образцу; в них были одеваемые на лоб ремни и изогнутый треугольник из алюминиевой трубки, который позволял воздуху свободно проходить между вспотевшей спиной и рюкзаком. Каждый получил хорошие лыжные ботинки и жилет из овчины.

Кроме личных вещей, в рюкзаки положили необходимые в спектаклях костюмы и реквизит, а также питание на два-три дня: масло, хлеб, сыр, колбасу, сахар, шоколад.

14 февраля 1936 года. На площади Кирова актеров провожает в путь целая толпа. Секретарь областного комитета комсомола Александр Иванов выступает с напутственной речью. Часы бьют десять, оркестр играет марш — зрители и родственники кричат «ура», лыжники отправляются в путь.

Руководителем похода был Тойво Ланкинен. Вместе с Дарьей Карповой они консультировали местные драмкружки (а после похода поженились).

Ирья Такала, Суло Мяки и Олави Сийкки помогали сельским хоровым коллективам. Эва Мюрюляйнен, Юкка Кахи и Суло Туорила собирали местный материал для стенгазеты, распространяли газеты и писали отчеты о том, как происходит рейд. По вечерам — сауна, перед баней самое важное: проверить и просмолить лыжи.

Рейд занял 36 дней. Актеры (среди которых не было профессиональных лыжников) прошли путь в 1 200 километров. Сыграли 43 спектакля и концерта. Привезли более 320 подписок на газеты.

Сцена / Ozuttamo

Здание, в котором сегодня находится Национальный театр, заложили еще во времена Российской империи — 2 августа 1911 года. Строили его изначально для театра городского благотворительного общества, проект разработал инженер Вячеслав Лядинский.

К концу работ (они продлились два года) планы городских властей поменялись: в здании решили открыть синематограф. Кинотеатр «Триумф» занял один зал, во втором проходили общественные собрания губернских чиновников.

После победы революции в здании обосновался штаб Красной гвардии, а в 1920 году здесь прошел исторический съезд, где была провозглашена Карельская трудовая коммуна.

Когда праздник революции окончательно сменился суровыми рабочими буднями, здание вернули Мельпомене. В 1929-м в нем поселился Русский театр драмы, съехавший лишь спустя 26 лет. Переехал недалеко — на другой конец площади Кирова (теперь это Музыкальный театр Карелии).

Собственно Национальный театр (тогда еще Финский драматический) поселился по адресу «проспект Маркса, 19» в 1965 году, после большой реконструкции по проекту известного архитектора Саввы Бродского. До этого труппа выступала в деревянном (теперь сгоревшем) Доме крестьянина на улице Гоголя.

Вторая серьезная реконструкция исторического здания случилась на рубеже тысячелетий и продлилась восемь лет. 24 июня 2003-го на пересечении проспекта Маркса и площади Кирова появилось нынешнее здание — одна из визитных карточек Петрозаводска.


Kačahtai enzimäi omah iččehpäi, sit äski tostu suudi

Сначала на себя погляди, потом других суди

Neroniemen n’okkazes hos jäin, ga sanasuarekses en jiännyh

Хоть в школу мудрости не попал, но школу красноречия прошел

 


Полный текст выпуска национального проекта «Уроки карельского»:

Театр / Teatru

Хорошие карельские книги. Почти даром