Уроки карельского. Свадьба / Svuad’bu. Подкаст

Традиционную свадьбу по-карельски можно устроить и сегодня — к примеру, на острове Кижи. С ритуальными плачами и расплетанием косы. Только планируйте такую свадьбу (для аутентичности) на осень, когда урожай уже собран. «Республика» представляет очередной подкаст проекта «Уроки карельского».

Историки говорят, что полноценных и достоверных описаний карельской свадьбы до XVIII века не сохранилось. Есть, правда, посыльная грамота новгородского архиепископа Макария, в которой он призывает искоренять на местах «языческие требища и обряды», в красках обрисовывая их вред для христианской души.

На самом же деле к середине XVI века большинство крещеных карел спокойно жили в нормальных православных браках.

В XIX веке карелы женились почти всегда по сватовству. Решение о свадьбе принималось коллективно родственниками будущей пары, насильственных браков было немного — за девушкой призвали определенную свободу действий.

Лемби / Lembi

Карельской девушке с раннего детства объясняли, что замуж рано или поздно выйти придется. Воспитывали ее соответственно: трудолюбивой, хозяйственной, терпеливой.

Но замуж-то хочется по любви? И вот тут мы расскажем о лемби. Под этим словом карелы понимали способность девицы окружать себя поклонниками. И здесь важны были не только красота и сексуальная привлекательность, но и хорошая репутация.

Знающие люди практиковали ритуалы, «поднимающие» лемби. Прошедшая через такой обряд девушка должна была стать уверенней в себе и — как следствие — более привлекательной.

Лемби у карел — это особая магическая сила, способность очаровывать. Это и внешняя, и внутренняя красота, синтез нравственных и физических достоинств. Очень емкое понятие, включающее в себя и честь, и обаяние, и домовитость, и счастье, и добрую славу, и удачу, и внешнюю привлекательность. То, что в наши дни понимается как харизма и сексапильность.

Традиционно обряд поднятия лемби проводили в определенные дни и в определенных местах. Дни выбирались значимые с языческой или православной точки зрения (причем системы иногда совпадали).

Из мест самым популярным была баня. Такой обряд считался радикальным средством и часто применялся как последняя надежда (в этом случае в баню нужно было идти втайне от всех).

В обряде использовали обычные бытовые предметы и вещи — веник, дрова, воду. Веник из березы, ольхи или рябины.

Бесёды / Bes’odat

С 14-16-летнего возраста парни и девушки начинали ходить на деревенские гулянья — бесёды. Проводили их каждый день, кроме субботы. Парни скидывались и снимали у какой-нибудь вдовы горницу для танцев и посиделок.

Девушки на встречи приходили с рукоделием: почти с детства они готовили себе приданое. Одних полотенец надо было заготовить к будущей свадьбе штук сорок — одарить всю родню мужа, продемонстрировав хозяйственность. Некоторые вышивали до сотни полотенец — как бы между делом, на бесёдах.

На вечерние посиделки молодежь выходила в лучших нарядах, стараясь почаще их менять. Если девушка приходит каждый раз в новом сарафане, то несложно сделать вывод о благосостоянии семьи.

Матери и отцы (как и сегодня) на нарядах для дочери не экономили: от этого зависело будущее замужество и ее судьба.

Уже на бесёде парень мог сказать красавице, что хочет посвататься. Девушка никого не отговаривала: пусть идет к родителям. Замуж выходить необязательно, а лемби повышается. Чем больше женихов — тем лучше невеста.

Патьвашка / Pat´vašku

Главным по свадьбам в карельской деревне был колдун. На севере его называли пАтьвашка/pat´vaška, а южные карелы — тИедойника / tiedoiniekka («знающий») или клЕтникка / kletnikka.

Слово пАтьвашка нам особенно симпатично, поэтому колдуна мы будем звать именно так. Помимо защиты жениха и невесты от злых духов и прочей порчи патьвашка руководил действиями участников обряда. Он должен был в совершенстве знать и очередность обряда, и набор охранительных заговоров и заклинаний.

Еще до сватовства колдун начинал проводить магические обряды. Парень должен быть подпоясан (пояс — мощный оберег), плюс вокруг будущего жениха очерчивался топором круг по земле. Теперь можно было отправляться в дом девушки.

Главный атрибут патьвашки — посох. Во время церемонии он использовался в обрядах любовной магии: например, патьвашка пропускал через него одежду жениха перед тем, как тот ее надевал. Посохом же передавал подарки от невесты жениху и его родственникам. Снимал им платок с невесты. Ловкий был патьвашка.

Сватовство / Kozičendu

Историки говорят о двух основных типах карельской свадьбы: севернокарельском и южнокарельском. Северный был гораздо проще южного (тот многое позаимствовал у русской свадьбы).

Свататься ходили обычно жених и сват, иногда вместе с отцом жениха. Отцу невесты полагался денежный выкуп, но врученные деньги еще не означали, что девушка просватана.

Родители невесты должны были принять сватов по всем правилам карельского этикета: разговаривать с гостями любезно, посадить их в красный угол под иконами, угостить чаем (а неплохо бы водкой).

Девушка выходила в комнату, где за столом сидели сваты, и вставала у икон. Сваты смотрели внимательно: если задует свечку — можно отправляться восвояси, если же свеча оставалась гореть, то дело сделано. Тогда бились по рукам с хозяином дома и отправлялись готовиться к свадьбе.

Рукобитие между сватами и отцом девушки происходит не голыми руками, а через полу пиджака или кафтана. Патьвашке в этот момент полагалось звенеть монетками на тарелочке.

Пока все беседовали о будущей свадьбе, в дом приходили подруги девушки — попеть. Невесту и жениха они называли княгиней и князем, за что получали денег на семечки.

Жених и невеста / Ženihy da andilas

К свадьбе готовились обе стороны: варили пиво, закалывали скот, покупали водку. В семье невесты отдельно шился свадебный костюм. Жених тоже не в обносках шёл на свадьбу.

Невесту перед свадьбой не жалели: считалось, что чем больше она плачет до венчания, тем меньше будет плакать в семейной жизни.

Накануне свадьбы для нее топили баню — если не было своей, то соседскую. Готовили баню подружки, веник полагался березовый, из веток дерева, что растет в священной роще. Все приготовления сопровождались пением и ритуальным плачем.

Плакать и причитывать помогала во время проведения всего свадебного обряда плакальщица, а на севере их было даже две. Плакальщицы сопровождали свадьбу, как и патьвашка, защищая молодых от порчи и сглаза.

Праздник / Pruazniekku

Свадьбы в Карелии играли по-разному. Карелы-людики многое заимствовали у русской свадьбы, на севере праздник был невозможен без патьвашки — он играл чуть ли большую роль, чем жених. Богатые семьи отмечали замужество дочери по две-три недели, бедные управлялись за два-три дня.

Карельская свадьба была большим событием не только для молодых и их семей, но и для всей деревни. Настоящее драматическое представление с большим кругом действующих лиц: у каждого своя роль. Саундтрек — обрядовая поэзия и магия: заговоры, заклинания, причитания, свадебные песни, песни-руны калевальской метрики.

День свадьбы начинался с венчания. Затем все шли в дом невесты, причем принято было по пути проехать через ворота: дети загораживали их и требовали от жениха деньги за невесту. Откупившись, жених вел процессию к дому невесты, где все садились за праздничный стол.

Перед свадьбой и во время церемонии девушку называли княгиней. Сразу после она становилась снохой. А сноха, по мнению карел, должна была работать больше всех в доме, причем ей всегда доставалась самая трудная работа. И никакого медового месяца.

Терпела нелегкую жизнь молодая жена безропотно: в карельской деревне старших критиковать было не принято. Такие отношения в семье считались нормой, отчего и переносить их было проще.

Ну а если муж мог решался на смелый шаг — уйти из родительского дома (для чего нужно было решить квартирный вопрос), то жена становилась полноправной хозяйкой.

Buukkuh sobua da svuad’bah rahvastu kerävyy
Белья в стирку, как и людей на свадьбу, наберётся

Ennen naindua eule mil sieglua ostua, a naijes täyzi sieglu den’gua
До женитьбы не на что сита купить, на свадьбе — полное сито денег

Полный текст выпуска национального проекта «Уроки карельского»:

Свадьба / Svuad’bu


При подготовке подкастов использована композиция «Девичья песня» из репертуара ансамбля «Кантеле».
Благодарим дирекцию ансамбля и лично художественного руководителя Вячеслава Иванова за помощь в подготовке материалов.