Уроки карельского. Сарафан / Ferezi. Подкаст

Прямой сарафан на лямках и рубаха с пышным рукавом до локтя — вот как одевалась настоящая карелка. Повседневный костюм шился из льна и пестряди, а на праздничный приберегались штоф и муар. «Республика» представляет очередной подкаст проекта «Уроки карельского».

Сарафан

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался Олонецкую губернию — посмотреть, как живут здесь русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. В окрестностях Олонца и Кондопоги встретил карел. И описал для нас тогдашние моды.

Народный костюм / Rahvahalline soba

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок.

Когда становилось холодно, крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у их южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанка, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Sarafan / ferezi / košto

Между русской (заонежской) и карельской версиями женского костюма была небольшая разница. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Михаил Круковский сделал учёное наблюдение: молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета.

Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-, шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые девочки одевались лет с двенадцати.

В Россию сарафан пришел еще в XVI веке. В Карелии стал популярен во второй половине XIX века. Носили его и русские, и карельские, и вепсские девушки. Причем финно-угорские народы восприняли сарафан как главный элемент повседневной одежды именно от русских, в пользу чего говорит и карельское название сарафана — saraffana. Само это слово, кстати, в русский язык пришло из персидского.

Повседневные сарафаны в Карелии шили из беленого холста, крашенины или набойных тканей, праздничные — из плотных нарядных тканей.

Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalaizien ruuttih

Современный карельский сарафан — он какой?

Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.

Народный костюм сегодня необязательно должен шиться так же, как в XIX веке, считают специалисты. Сейчас его сажают по фигуре, используют современные ткани и фурнитуру.

А вообще, крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьируется от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).

Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник).

Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), круг (душегрея, коротена).

Национальный музей / Kanzalline muzei

В коллекции Национального музея Карелии хранятся несколько десятков настоящих исторических сарафанов (есть и редкие образцы). Хотите — приходите и разглядывайте традиционный костюм в витрине. Хотите — закажите индивидуальную тематическую экскурсию.

Но есть способ лучше: в Музее для семьи (здание на Энгельса, 5) вы достанете карельский сарафан из сундука и сможете примерить. Одежда сшита по старинным канонам.

Посетители музея порой принимают эти костюмы за столетние образцы. Нарядить можно всю семью: порты, рубахи, жилетки, пояса. И, конечно же, сарафаны.


Vardoiče kunnivuo nuoruossah, pluat’t’ua uuduossah.

Береги честь смолоду, а платье снову.

Vestetty tervaskando on kaunehembi kaččuo.

Выструганный пень, красивее смотрится.


 

 

Полный текст выпуска национального проекта «Уроки карельского»:

Сарафан / Ferezi


При подготовке подкастов использована композиция «Девичья песня» из репертуара ансамбля «Кантеле».
Благодарим дирекцию ансамбля и лично художественного руководителя Вячеслава Иванова за помощь в подготовке материалов.