Уроки карельского. «Калевала» / Kalevala. Подкаст

Эпосов в мировой литературе — по пальцам пересчитать. А у нас есть. Элиас Лённрот (по рождению финн, по профессии врач, по призванию языковед) несколько раз объехал русскую и финскую Карелию, прежде чем опубликовал «Калевалу». «Республика» представляет очередной подкаст проекта «Уроки карельского».

На песенной земле Калевалы. Фото: Инха Конрад

На песенной земле Калевалы. Фото: Инха Конрад

Родился будущий национальный герой в местечке Сааматти, на юго-западе Суоми. Был он четвертым ребенком в семье не слишком богатого портного, и в школу пошел только в 12 лет: приходилось много помогать отцу. Да и после Лённрот учился с большими перерывами: отец зарабатывал слишком мало, чтобы прокормить большую семью, и Элиас вынужден был не только портняжничать, но и по окрестным деревням бродить с песнями. Наверное, тогда и полюбил народное творчество.

В университете Лённрот выбрал философский факультет, отучился на нем, получил степень кандидата философии. В те же годы увлекся филологией, начал глубоко изучать финский язык и фольклор. И лишь позже — за неимением в университете кафедры финской филологии — перешел на медфак. И стал хорошим врачом.

Врачом Лённрот работал почти всю жизнь врачом, филологии посвящал только отпуск. Как раз в один из отпусков он и поехал впервые в Карелию — собирать фольклор.

«Калевалой» эпос стал не сразу. Лённрот рассматривал несколько вариантов названия — «Кантеле Вяйнямёйнена», к примеру. Или — «Вяйнёла и Похъёла».

Слово КАЛЕВАЛА встретилось исследователю лишь однажды: в пастушьей песне, услышанной в деревне Вокнаволок в 1834 году. И стало именем, которое знает весь мир.

Руна / Runot

В 1809 финны освободились от шведского господства (для того, чтобы перейти под русское), после чего усиленно начали искать собственные ценности. Искать стали, разумеется, у истоков.

Вот к этим самым истокам и отправился впервые в 1828 году 26-летний Лённрот. Почти за пять месяцев он исходил вдоль и поперек финскую Карелию и губернию Саво. Исследователь вел дневник на шведском языке, в нем он описывал обычаи финнов, свадебные обряды и, главное, свои встречи с рунопевцами. В результате собрал несколько тысяч строк народной поэзии и издал их в виде сборника «Кантеле».

По Архангельской и Олонецкой губерниям суровый Лённрот путешествовал пешком: в руках ружье, за плечами — сумка. Зимой очень помогали лыжи. Временами, правда, приходилось пересаживаться в лодку.

Лённрот писал эпос — собирал отдельные руны, выстраивал их в подобие сюжета, оформлял литературно. И первая версия произведения (обычно ее называют «Пра-Калевалой») была создана в 1833 году.

Автор передал текст в Общество финской литературы, а сам отправился в очередное путешествие за фольклором. Филологи тем временем поэму прочитали и одобрили. Ее уже стали готовить к печати, но тут внезапно из экспедиции вернулся Лённрот и публикацию отменил.

Причина: за 18 дней, проведенных в Беломорской Карелии, создатель эпоса встретился с несколькими рунопевцами и услышал много новых рун. Один, Архиппа Перттунен, говорят, напел ему четыре тысячи поэтических строк.

«Калевала» в первой редакции была готова к 1835 году (тогда же ее и издали). Состояла она тогда из 32 рун. Вышла тиражом в 500 экземпляров, подписана была инициалами автора — E.L.

Дата, поставленная Лённротом под предисловием — 28 февраля, до сих пор считается Днем Калевалы.

Герои / Sankarit

Перечислим самых главных героев «Калевалы»:

Вяйнямёйнен

Главный герой эпоса. Первый человек на земле (сын богини Ильматар, отца нет), родился сразу 30-летним богатырем. Вещий рунопевец, сеятель и мудрец. «Старый мудрый» и «вековечный» прорицатель. Он — строитель первой лодки и изобретатель кантеле. Вместе с Ильмариненом и Лемминкяйненом отбирает у Лоухи мельницу счастья Сампо.

Лемминкяйнен

Он же Ахти, он же Ахти Сарелайнен, он же Ахти Лемминкяйнен. Он же Кавко, Кавкомойнен, Кавкомьели. «Был он обликом прекрасен, ростом также превосходен, Но он был не без порока, Жизнь он вел не без ошибок. Очень был на женщин падок». Сватался неудачно к дочери Лоухи, погиб. Но не совсем: мать сумела собрать тело сына и оживить его. Когда Лемминкяйнен узнает, что его суженая вышла замуж за кузнеца, приходит на пир и убивает хозяина Похъёлы. Потом три года живет на далеком острове, опасаясь мести.

Ильмаринен

Друг Вяйнямёйнена, кузнец. Связан с рождением огня и появлением железа. Доверчивый и добродушный герой. Может выковать что угодно — от небосвода до мельницы Сампо. Именно он женился на деве Похъёлы, дочери Лоухи.

Куллерво

Его история самая трагическая, всё время он думает о мщении. Становится пастухом у Ильмаринена, ссорится с его женой (она сама виновата — запекла камень в хлеб) и губит ее. Бежит из рабства, соблазняет девушку, которая оказывается его сестрой. Соблазненная кончает жизнь самоубийством. Куллерво (всё потеряно!) бросается на свой меч.

Лоухи

Хозяйка Похъёлы, злая и сильная колдунья.

Дочь Лоухи

Дева без имени. Она связана с Вяйнямёйненом (он к ней сватался), Лемминкяйненом (он сватался — чуть не умер), Ильмариненом (он стал ее мужем) и Куллерво (она ему запекла хлеб в камень, а он превратил ее коров в диких зверей, которые ее и растерзали).

Эпос / Eepos

Даже после того, как вышло первое издание «Калевалы», Лённрот не оставил путешествий. Начиная с 1835-го он отправлялся как минимум в шесть экспедиций: побывал на Северной Двине, Архангельске, под Петербургом, в финляндской и российской Карелии и в Эстонии. Всегда он возил с собой издание «Калевалы» и прямо там — на чистых листах — записывал новые руны.

В итоге в 1847 году Лённрот начал писать окончательный текст эпоса, который вышел спустя два года. Эта редакция включала уже 50 рун и почти 23 тысячи строф. Именно эта версия стала канонической.

Ученые считают, что при составлении окончательного текста Лённрот ориентировался не только на хронологический порядок изложенных в рунах событий, но и на собственный вкус. Больше того, он добавлял в эпос немало строф собственного сочинения.

В предисловии к последнему изданию «Калевалы» Лённрот написал:

«Наконец, поскольку никто из рунопевцев не может сравниться со мной по количеству собранных рун, я посчитал, что у меня есть право… выстроить руны в наиболее удобном для их сочетания порядке. Говоря словами руны: стань и сам ты рунопевцем, песнь свою начни с начала. Иными словами, я посчитал себя рунопевцем не худшим, чем они сами себя считали».

Сегодня ученые соглашаются в том, что «Калевала» — эпос. Но авторский.


Älä kaikkie sanele, min kuulit — min kuulit, älä kaikkeh usko

Не пересказывай всё, что услышишь, не верь всему, что говорят

Geroin nimie ei anneta čomuttu, a annetah ruadoloin mugah

Героем становятся не за красоту, а за труды


Полный текст выпуска национального проекта «Уроки карельского»:

Калевала / Kalevala


При подготовке подкастов использована композиция «Девичья песня» из репертуара ансамбля «Кантеле».
Благодарим дирекцию ансамбля и лично художественного руководителя Вячеслава Иванова за помощь в подготовке материалов.