Сарафан / Ferezi

Лён и конопля? Конечно — но это на каждый день. Праздничный сарафан настоящая карелка шила из штофа, гаруса и муара. Если у мужчин есть свои дела, они спокойно могут заняться ими. Сегодняшний урок — для девочек.

Уроки карельского - Сарафан

Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. В окрестностях Олонца и Кондопоги встретил карел. И описал для нас тогдашние моды.

Народный костюм / Rahvahalline soba

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.

 

Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Вообще, этнограф Круковский с присущей ему наблюдательностью заметил, что карелы обычно запахивали правую полу верхней одежды на левую. Православные карелы считали, что застежку на правую сторону мог поместить только представитель недремлющей нечисти.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.

Saraffana / ferezi / košto

Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Эскиз художника-дизайнера Ирины Порошиной

Эскиз художника-дизайнера Ирины Порошиной

Михаил Круковский сделал учёное наблюдение: молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета.

Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые девочки одевались лет с двенадцати.

В Россию сарафан пришел еще в XVI веке. В Карелии стал популярен во второй половине XIX-го. Носили его и русские, и карельские, и вепсские девушки. Причем финно-угорские народы восприняли сарафан как главный элемент повседневной одежды именно от русских, в пользу чего говорит и карельское название сарафана — saraffana. Само это слово, кстати, в русский язык пришло из персидского.

Повседневные сарафаны в Карелии шили из беленого холста, крашенины или набойных тканей, праздничные — из плотных нарядных тканей.

Вокнаволок / Vuokkiniemi

Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели бросили все дела и отправились в русскую Карелию. За вдохновением. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии

Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.

Хозяйка из Кимасозера

Хозяйка из Кимасозера. 1892. Деревянная архитектура Карелии

Пару лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.

Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.

Экспозиция в Вокнаволоке. Фото: Игорь Георгиевский

Экспозиция в Вокнаволоке. Фото: Игорь Георгиевский

Национальный музей / Kanzalline muzei

В коллекции Национального музея Карелии хранятся несколько десятков настоящих исторических сарафанов (есть и редкие образцы). Хотите — приходите и разглядывайте традиционный костюм в витрине. Хотите — закажите индивидуальную тематическую экскурсию.

Но есть способ лучше: в Музее для семьи (здание на Энгельса, 5) вы достанете карельский сарафан из сундука и сможете примерить. Одежда сшита по старинным канонам той самой Натальей Денисовой — она работает с Нацмузеем постоянно.

 

Посетители музея порой принимают эти костюмы за столетние образцы. Нарядить можно всю семью: порты, рубахи, жилетки, пояса. И, конечно же, сарафаны.

Кижи / Kizhi

Наталья Михайлова в карельском сарафане ходит на работу — руководить фольклорно-этнографическим ансамблем музея «Кижи». Как-то раз пришла в обычной одежде, так охранник её и пускать не хотел: не узнал.

Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея "Кижи"

Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея «Кижи»

В летний туристический сезон (с начала мая по конец сентября) участники ансамбля в концертном облачении практически живут . Муж Натальи Евгений — гармонист, обе дочери выросли на Кижах, старшая Екатерина уже выступает вместе с родителями.

Участники фольклорно-этнографического ансамбля — только во вторую очередь артисты, певцы и музыканты. А в первую — сотрудники отдела фольклора. Ездят по карельским деревням с диктофоном и блокнотом, записывают песни и наигрыши на музыкальных инструментах. Задача — достоверная реконструкция народной культуры, в том числе и костюма.

Кижские пейзане. Фото: Павел Пелевин

Кижские пейзане. Фото: Павел Пелевин

Повседневный сарафан — клетчатый или однотонный, из плотной хлопчатой ткани (сверху серый передник). Северянки, кстати, очень любили «клетку». А в праздничном варианте сарафан обычно богатый, яркий (бордовый или коричневый), а передник ещё ярче — изумрудно-зелёный.

Нижняя часть рубахи-рядчины могла быть домотканой, а всё остальное шилось уже из готовых тканей, которые жительницам северных карельских деревень обычно привозили отцы и мужья из Финляндии. Никаких воланов, складок, рюшей в одежде северных карелок мы не видим: всё очень просто, надёжно и функционально.

Кижская регата. Фото из архива музея "Кижи"

Кижская регата. Фото из архива музея «Кижи»

Головной убор — отдельная тема для исследований. Платок в повседневной одежде вроде был простой, но завязывался строго определённым образом. По элементам костюма (в том числе и по головному убору) сотрудник отдела фольклора музея «Кижи» точно скажет: вот так носили на севере Карелии, так — на юге. Это поморки, а это заонежские барышни.

В праздники замужняя северянка надевала на голову сороку — мягкую шапочку, всегда из яркой ткани. Сорока была самым дорогим элементом костюма: создавалась из лоскутков, что остались от пошива облачения церковного настоятеля. Заведёт себе батюшка новую рясу или мантию, а остатки ткани бабам отдаст — на сороки!

Кстати, эту традицию соблюдают и участники кижского фольклорного ансамбля: отец Николай Озолин (бывший настоятель Спасо-Кижского прихода) лоскутами щедро делился. Так что головной убор Натальи Михайловой (как и всё остальное в её народном костюме) сшито по правилам.

Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalakse

 

Современный карельский сарафан — он какой?

Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.

Ирина Порошина

Ирина Порошина, художник-дизайнер национального костюма, может спроектировать и сшить любой. И шьёт уже не один десяток лет.

Ирина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.

Крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьировалась от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).

Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей костюма из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник). Эти же фигуры лежат в основе народных орнаментов.

Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), полукруг и круг (душегрея, коротена, верхняя одежда).

Мы попросили Ирину провести мастер-класс для «Уроков карельского» — сшить косоклинный сарафан — современный, но и традиционный.

В магазине нас слегка занесло: купили аж четыре вида вискозной фланели (однотонной и в клетку). Так что пришлось шить целый комплект с косоклинным сарафаном во главе.

 

Шитьё сарафана — дело не быстрое. Но мы никуда и не торопились.

Зацени лук! / Kuibo olen?

Думаете, в костюме от Порошиной только на Съезд карелов можно пойти? А вот и нет. «Уроки карельского», весенняя коллекция / 2016:


К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея
Елена Малишевская, сотрудник музея «Кижи»
Ирина Порошина, художник-дизайнер по костюму
Николай Смирнов, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, режиссер монтажа
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями


«Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

Наша война - Вставай на лыжи