Кюккя / Kyykkä

Кюккя по-карельски — «чурочка». А одновременно ещё и название старинной карельской игры, внешне похожей на городки. Сегодня у нас урок физкультуры: учимся играть в кюккя.

Игра начинается. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Игра начинается. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Yks, kakš,
kolme, nellä,
viisi, kuuš,
korjua luuš.

Omena oo,
Ompompoo,
Piiran paaran, puh
pah, pois!

Это карельская считалка — с неё начинается игра. Карелы и финны говорят и пишут «kyykkä» (с длинной «юю»), по-русски произносят и пишут так же. Филологи-русисты полагают, что мы произносим коротко: «кюккя», и писать по-русски следует именно так. Но жёсткого правила на этот счёт нет.

А вот у самой игры правила давно устоялись. И именно они отличают кюккя от русских городков. По сути, карельскую игру можно считать отдельной дисциплиной внутри городошного спорта: на чемпионатах мира по городкам соревнования проходят по трем направлениям — классические (они же русские) городки, еврогородки и кюккя.

Поехали?

Семнадцать на минус два, плюс один поп. Не запутались? Разложим-ка всё по полочкам.

Правила / Šiännöt

ТЕРМИНЫ / KYYKKÄŠANAŠTO:

kyykkä / рюха, небольшая цилиндрическая чурка;
pualikka / бита;
akka / «бабка», рюха, находящаяся в городе или на передней границе «города» (2 очка);
hauki / «щука», неофициальное название броска, когда бита, не задевая рюх, пролетает между ними;
maito / «молоко», неофициальное название броска, когда бита пролетает мимо города;
pappi / «поп», рюха, лежащая на боковой или задней границе кона (города) (1 очко).

В карельские городки можно играть командами и один на один. Главная задача — сбить битой максимальное количество рюх (по возможности все). Чурочки стоят на специально очерченной площадке, за каждую сбитую игрок/команда получает очки, по очкам и определяется победитель.

 

В кюккя играют на максимально ровном поле (в идеале с гравийным покрытием). Площадка, на которой игрок располагает свои рюхи, представляет собой квадрат со стороной пять метров. Между полями расстояние в десять метров.

Фигур в кюккя из чурок не строят. Рюхи — небольшие деревянные цилиндры, закругленные на углах. По правилам, в высоту чурочка должна быть десять сантиметров, диаметр 65-80 миллиметров. Делают рюхи обычно из березы.

Из того же дерева истинный кюккист делает и биту (закруглённую, с ручкой). Бита не может быть длинней 85 и толще восьми сантиметров. По весу ограничений нет.

Считалкой на карельском языке определяют команду, капитану которой судья бросает биту. Если капитан не ловит ее, право начать игру переходит другой команде. Если поймал, оба капитана перехватывают биту ладонью по очереди так, чтобы последний захват пришёлся на ручку биты. Чья рука захватила биту за ручку, тот обводит ею вокруг себя, подбрасывает в воздух и ловит. Если поймает, его команда начинает игру. Если нет — право переходит к сопернику.

Расстояние для броска варьируется в зависимости от возраста и пола спортсмена. Дети до десяти лет бросают биту с шести метров, подростки отодвигаются на два метра. Девушки старше 15 лет остаются на отметке в восемь метров, мужчины отходят еще на два метра. После 70 лет всё вновь уравнивается: женщины и мужчины бросают палку с восьми метров.

Николай Ницкевич-Курило , игрок в кюккя со стажем. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Николай Ницкевич-Курило , игрок в кюккя со стажем. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Сами правила предельно просты: в городе (так называется площадка с чурочками) расставляются десять столбиков, каждый из которых представляет собой две рюхи — одна на другой. Расстояние между столбиками — до 15 сантиметров.

Спортсмен делает два подхода и бросает два раза по две биты. Рюха считается сбитой, если ее выбили за пределы города. За каждую сбитую рюху участнику начисляется одно очко. Строго запрещается заступать за линию броска: в этом случае бросок считается использованным, но очки не засчитываются.

Играют все! Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Играют все! Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Игра/ Peli

Карелы играли в кюккя еще в первой половине девятнадцатого века. Во всяком случае, Элиас Лённрот, путешествовавший по Карелии, описал игру, сильно напоминающую нынешние карельские городки:

«В воскресенье, 8 июля, я дошел до местечка Кесялахти, которое относят уже к Карелии. Мальчишки у дороги бросали биту. Я остановился и стал наблюдать за их игрой. Вскоре здесь же собралось несколько мужчин…»

Было это в 1828 году: дату можно условно считать временем первого упоминания об игре в кюккя. Интересно, что первые достоверные упоминания о русских городках относятся примерно к тем же годам.

На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков Финляндия была частью Российской империи. В то время многие карелы регулярно бывали в Великом княжестве, некоторые даже работали там, у кого-то в Финляндии были свои лавки, магазины.

Связь между народами была тесной, и в 1906 году в Суоми создается «Союз беломорских карел» — по сути, общество карельской культуры. Учредили его как раз карельские купцы, осевшие в Финляндии. Эти люди сразу стали распространять карельские традиции, в том числе — игру кюккя.

 

В России тем временем случилась революция, прошла Гражданская война, образовался Советский Союз — карелам играть в кюккя было некогда. Возрождать карельские городки пришлось финнам. С тех пор во всем мире кюккя называют финскими городками.

— Конечно, мы не можем утверждать, что эту игру придумали карелы, — говорит Наталья Воробей, председатель Союза карельского народа. — Игры, в которых палками нужно выбивать фигуры, есть в истории многих народов. Это и русские городки, что-то подобное существовало даже в античные времена.

Наталья Воробей: "Карелы не оспаривают название, пусть игру называют финскими городками. Главное, что финны ее сохранили, записали правила и стали развивать". Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Наталья Воробей: «Карелы не оспаривают название, пусть игру называют финскими городками. Главное, что финны ее сохранили, записали правила и стали развивать». Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Спорт / Urheilu

В Карелии возрождение кюккя началось после распада Советского Союза. Центр развития — Калевальский район, где на базе этнокультурного центра местные жители собирались по праздникам и выбивали рюхи. Спортсменами-любителями становились те же люди, что пели в фольклорных ансамблях. Как настоящий вид спорта игру никто не воспринимал.

Потом за дело взялся Союз карельского народа. Общественники начали игру рекламировать, проводить акции и чемпионаты — районные и республиканские. Сегодня союз сотрудничает с карельским Министерством спорта, игра включена в региональный комплекс ГТО.

Союз проводит семинары для учителей физкультуры, фестивали, спартакиаду — всё посвящено кюккя. Главное событие года для карельских кюккистов — турнир на кубок Союза карельского народа.

Продолжают играть в кюккя и в Финляндии. Есть там даже своя федерация, которая составила и опубликовала свод правил игры. Финские спортсмены регулярно участвуют в международных турнирах по городошному спорту и постоянно побеждают в дисциплине кюккя.

 

Карельские спортсмены в чемпионатах мира пока не участвуют. Сейчас игру в республике развивают в основном филологи, учителя и журналисты — самоучки.

— Пару лет назад мы съездили в Москву на международный чемпионат по городкам и познакомились там с финскими спортсменами, рассказывает Наталья Воробей. — Мы увидели, что у кюккя есть большие перспективы: можно просто играть во дворах, а можно развивать ее как вид спорта. И в Министерстве спорта Карелии с нами согласны: сейчас готовятся документы для включения кюккя в реестр спортивных дисциплин.

До 2002 года в Карелии существовала федерация городошного спорта. Активисты Союза карельского народа нашли ее бывших участников — и теперь они учат карельскую молодежь профессионально выбивать рюхи.

Отдельная проблема кюккистов - достать инвентарь. В магазине такой не купишь, сделать своими руками сможет не каждый. В прошлом году Союз карельского народа по специальному проекту изготовил 16 игровых наборов, 13 из которых отдали в районы. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Отдельная проблема кюккистов — достать инвентарь. В магазине такой не купишь, сделать своими руками сможет не каждый. В прошлом году Союз карельского народа по специальному проекту изготовил 16 игровых наборов, 13 из которых отдали в районы. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

В мае в Петрозаводске (по скайпу участвовала Калевала) прошло учредительное собрание карельской федерации кюккя. Активисты отнесли в Минюст документы на регистрацию и теперь ждут ответа. До конца года в Карелии должна появиться первая в России федерация кюккя.

Физкультура / Liikuntakašvatuš

В Карелии в кюккя играют сотни человек — где-то только по праздникам, где-то регулярно. Системно тренировки и турниры проходят в Петрозаводске, Калевале, Кондопоге, Эссойле, Ведлозере.

Берите биту, играйте в кюккя — для удовольствия. Страйк может выбить и непрофессионал.


К уроку готовились:
Евгений Лисаков
, журналист
Алиса Агранович, журналист
Наталья Воробей, кюккист и переводчик
Николай Смирнов, фотограф
Борис Касьянов, оператор
Михаил Проскалов, режиссер монтажа
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями


«Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

История подвиги: Петрозаводск изначальный
  • Роман

    не упомянул в комментарии:
    Борис Карппела( уроженец д.Святнаволок Кондопожского района Карелии,карел
    Кости Памило, Поросозеро Суоярвского района Карелии,карел.