Государство / Valdivo

«Повесть временных лет» сообщает, что первое Русское государство основали четыре племени: новгородские словене, кривичи, чудь и весь. Чудь и весь – это мы.

Словене и кривичи – предки современных русских и белорусов. Чудью русские летописцы называли финно-угорские племена (некоторые из них дали начало современным финнам и карелам). Ну а весь – это нынешние вепсы, уже тогда известные как отдельное племя.

Народы/Rahvahat

Эти народы – словене, кривичи, чудь и весь – и стоят у истоков древнерусского государства. Именно они, как гласит летопись, призвали на русские земли варягов: править богатыми городами и погостами.

 

Год призвания варягов – 862-й от Рождества Христова – и считается годом основания первого русского государства. С тех самых пор карелы, вепсы и финны неразрывно связаны с русской историей и культурой.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

У этой легендарной версии, несомненно, были реальные основания: в те годы финно-угорские племена участвовали во всех значимых процессах на северо-востоке Европы.

Александр Пашков, доктор исторических наук:

– В конце первого тысячелетия происходят серьезные этнические процессы. Во-первых, славяне (жившие от Киева до Новгорода) успешно продвигаются на север, а север весь заселен финно-угорскими народами. Продвижение вполне мирное: земли много. Да и численностью славяне превосходили, финно-угры даже при желании не смогли бы дать им отпор.

Так проходила колонизация европейского Севера славянами.

Александр Пашков: «Но с севера на юг рвутся викинги! Скудная, холодная Скандинавия их не прельщала – богатые теплые страны интереснее». Фото: Николай Смирнов

Александр Пашков: «Но с севера на юг рвутся викинги! Скудная, холодная Скандинавия их не прельщала – богатые теплые страны интереснее». Фото: Николай Смирнов

– Самый близкий путь из Скандинавии в Византию проходил через Русь: через Финский залив, реку Волхов, озеро Ильмень до Черного моря. Путь из варяг в греки. Отряды скандинавов, которые двигались на юг, вбирали в себя в том числе и предков современных финнов, вепсов и карелов.

В древних документах встречается устойчивое словосочетание «варяги и колбяги». Они часто идут в паре. Кто такие варяги, более или менее ясно. А вот кто такие колбяги, историки затрудняются ответить. Но есть версия, что колбяги – это примкнувшие к викингам отряды финно-угров. То есть вполне возможно, что в походах викингов, которые привели к образованию древнерусского государства, участвовали и прибалтийско-финские народы.

На границе/Rajal

С самого начала своей истории Карелия находилась на границе государств, культур и вероисповеданий. По ее территории ходили на юг вооруженные отряды викингов, а когда Карелия стала частью Новгородской республики, угрожать начали шведы.

В XVII веке, сразу после Смутного времени, карельские земли стали частью Швеции – и пробыли в ее составе до 1721 года. Именно тогда Россия (уже империя) получила по условиям мирного договора не только выход к Балтийскому морю, но и современную Карелию.

И до, и после этого события территория нынешней республики не однажды бывала местом сражений между русскими и иноземными войсками. Карелы, финны, вепсы в разные годы воевали в разных армиях, носили разные кольчуги, кафтаны, мундиры.

Походы и войны

Графика «живая». Наведите курсором на изображение и читайте подробности.

Приграничное положение Карелии не могло не сказаться на культуре: она вобрала в себя ценности и традиции сразу нескольких народов, испытала сильное влияние со стороны Европы.

Став частью Российской империи, территория уже не выходила из ее состава. Появилась Олонецкая губерния (с центром в Петрозаводске) – здесь жили в основном русские, карелы и вепсы, но было немало и финнов.

А в начале XIX века частью России стала Финляндия: после очередной войны со Швецией вошла в состав империи как Великое княжество Финляндское. Финны стали подданными русского царя.

 

Александр Худилайнен, глава Республики Карелия:

– В XIX веке Карелия не была приграничной территорией в политическом смысле, но оставалась ею в смысле культурном. Наши предки испытывали влияние Европы и Петербурга, карельская культура менялась.

– В начале века двадцатого в России произошла революция. Финляндия стала независимым государством, а на территории нашей республики появилось первое государственное образование, в официальном названии которого появилось прилагательное «карельский»: это была Карельская трудовая коммуна. Именно с этой точки мы отсчитываем карельскую государственность. И в 2020-м году будем вместе отмечать столетие Республики Карелия.

Коммуна/Kundu

8 июня 1920 года в составе РСФСР на правах автономии была образована КАРЕЛЬСКАЯ ТРУДОВАЯ КОММУНА, первое советское национально-государственное образование на территории современной Карелии.

Карельская трудовая коммуна просуществовала три года и была преобразована в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. На правах автономии в составе РСФСР она вошла в Советский Союз.

Идею Карельской коммуны предложил Ленину Эдвард Гюллинг осенью 1919 года. По мнению финна, создание коммуны отвечало бы национальным интересам карелов, лишило бы Финляндию прав на Восточную Карелию и подготовило бы плацдарм для революции в Суоми и скандинавских странах. Коммуна виделась революционерам альтернативой буржуазному государству финнов.

Ленину идея понравилась. Не прошло и года, как на карте советской России появилась Карельская трудовая коммуна. Гюллинг стал первым председателем местного ревкома.

Члены Карельского правительства. Слева направо: 1-ый слева Н.В. Архипов; 2-ой слева А.Ф. Нуортева; 1-ый справа Э.А. Гюллинг; 2-ой справа И.А. Ярвисало. Петрозаводск, 1927. Автор съемки не установлен

Члены карельского правительства. Слева направо: 1-й слева Н.В. Архипов; 2-й слева А.Ф. Нуортева; 1-й справа Э.А. Гюллинг; 2-й справа И.А. Ярвисало. Петрозаводск, 1927. Автор съемки не установлен

Эдвард Отто Вильгельм Гюллинг/Edvard Otto Wilhelm Gylling

родился в финском Куопио в небедной семье инженера-путейца. В университете Гельсингфорса (Хельсинки) получил магистра по экономике и статистике, после чего погрузился в изучение жизни сельского населения Финляндии.

Изучил. В 1905-м вступил в социал-демократическую партию Финляндии (примкнув к левому, марксистскому, крылу). С 1908-го в течение десяти лет депутат национального сейма.

В 1918-м году, когда Финляндия обретает независимость, Эдвард Гюллинг вступает в коммунистическую партию страны.

Лидер революционно настроенной интеллигенции, Эдвард Гюллинг мечтал о создании Скандинавской народной республики, в которую вошли бы не только Швеция и Финляндия, но и Карелия.

С Карелии осуществление мечты и началось. С разрешения Ленина Гюллинг проводит политику «финнизации» трудовой коммуны. Именно тогда в республику приезжают тысячи финнов из Северной Америки – в Карелии они мечтают построить общество своей мечты: без угнетения, классовой борьбы и эксплуатации.

 

Сегодня имя Эдварда Александровича носит набережная Лососинки. Не слишком обустроенная и совсем короткая – от Правды до Онежского озера.

Республика/Tazavaldu

Административным центром Трудовой коммуны, а затем – автоматически – и автономной карельской республики стал Петрозаводск (в качестве столицы рассматривалась и Кемь).

Вот каким был город в те годы:

Первую конституцию Карелии приняли в 1937 году. За основу взяли Конституцию СССР, наш проект был опубликован на русском, финском и карельском языках. Для рассмотрения созвали чрезвычайный XI съезд Советов Карельской АССР. Голосовали каждую статью, и каждая статья зачитывалась на трех языках.

17 июня 1937 года XI Всекарельский съезд Советов принял первый основной закон республики. Конституция провозгласила Карельскую АССР социалистическим государством рабочих и крестьян.

 

В годы Второй мировой войны автономная республика становится Карело-Финской ССР, одной из 16 союзных республик в составе СССР.

Карело-Финской называется, поскольку после Зимней войны к Советскому Союзу присоединена часть приграничных территорий Финляндии. В эти годы в Карелии появляется больше финнов. Но финно-угорские народы, в том числе карелы и вепсы, по-прежнему составляют меньшинство.

Карело-Финская республика просуществовала всего 16 лет. В 1956 году Карелию вновь перевели в статус автономной республики, который она и сохраняла до упразднения Советского Союза.

13 ноября 1991 года Карелия получила новое название, которое сохраняет и поныне, – РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ.

Гербы и флаги Карелии

Гимн Республики Карелия

 

В состав вновь образованной Российской Федерации Карелия вошла в статусе республики. Это отражает нашу специфику: культурную, национальную, географическую.

На территории Карелии живут представители многих национальностей, но исторически здесь обитали прежде всего карелы, вепсы, финны и русские. Именно они (общими усилиями) сделали Карелию такой, какой мы знаем ее сегодня.

Александр Худилайнен, глава Республики Карелия:

– В 2004 году был принят закон о поддержке карельского, вепсского и финского языков. Он во многом подвел итоги предыдущей работы и наметил шаги на будущее. И сегодня, безусловно, растет тяга к изучению национальных языков. Люди гордятся своим финно-угорским происхождением.

– Национальное – это главное, что отличает Карелию от других регионов. Это основа ее уникальности для России, а значит, одна из главных точек роста. Национальная составляющая – основа туристского будущего региона, его быта, особенностей экономического развития и потенциала.

Карелия – дом четырех народов: русских, карелов, вепсов и финнов. Этот уникальный демографический сплав дает Карелии ни на что не похожую национальную культуру. Драгоценную именно своеобразием и разнообразием. Похожей нет ни в одном регионе России. Основа национальной культуры – национальные языки, требующие поддержки и развития.

Александр Худилайнен:

– Здесь я говорю по-фински о том, что очень хорошо, когда дети знают материнский язык. Второй язык – кусок хлеба на всю жизнь. И прекрасно, когда родители понимают, что их родной язык не умирает, остается в детях. Мы будем делать все, чтобы у детей была возможность изучать карельский, вепсский и финский языки в детских садах, школах и университете. 

Национальная тематика должна перестать быть музейным экспонатом. Ей надо помочь войти в сферу интересов современного молодого человека. Национальное – это то, на чем стоит и будет стоять республика. То, что отличает ее от других. Из этого состоит каждый день нашей жизни, даже если мы этого не понимаем или не замечаем. Поэтому «национальное» не может быть для нас неважным.

Другой вопрос, что рассказывать о нем надо современным языком. Тогда национальное станет понятным, а значит, и интересным. Поэтому спасибо вам за «Уроки карельского». Я буду учиться с вами!


К уроку готовились:
Владимир Фомин, художник
Евгений Лисаков, журналист
Николай Смирнов, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Павел Степура, дизайнер
Константин Ленчицкий, Сергей Беляев, операторы
Илья Дедюшко, режиссер монтажа
Илья Серко, научный сотрудник Национального музея
Елена Фомина, редактор проекта «Уроки карельского»

Благодарим Национальный архив Карелии за предоставленные материалы

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации

Хорошие карельские книги. Почти даром
comments powered by Disqus