Летчик-наблюдатель Гирш

Летчики Великой Отечественной войны — элитная каста военнослужащих, которые ежедневно рисковали своей жизнью. Каждый вылет для них мог стать последним. В очередном выпуске нашего проекта «Судьба солдата» рассказ о летчике-наблюдателе Гирше Мееровиче Баране.

миниатюра судьба солдата

Авиация Карельского фронта

Война в Карелии велась не только на земле, но и в воздухе. Причем карельские летчики первыми вступили в бой в 1941 году. С 25 по 30 июня советские ВВС пытались уничтожить финские аэродромы, которыми активно пользовались немцы для разведки и бомбежек СССР.

Три девятки советских бомбардировщиков из аэродрома в Бесовце тогда отправились к территории Финляндии. 10 из них не вернулись назад. Часть упала на территории Финляндии из-за обстрела ПВО, один из самолетов упал уже на территории КФССР. По одним данным он просто не дотянул до своего аэродрома, по другим – был сбит своей же зениткой.

Операция была слабо подготовлена, точных разведданных не было, поэтому часто самолеты бомбили пустые аэродромы или вовсе блуждали в небе над Финляндией. В итоге некоторые бомбы упали на жилые кварталы, что лишь подстегнуло воинственный настрой финнов в начале войны.

Советский Союз за неделю бомбардировок по различным данным потерял 51 бомбардировщик и 20 истребителей. Такие потери позволили противнику получить превосходство в воздухе на первом этапе военной кампании. Советским летчикам пришлось учиться стратегии воздушного боя, прикрытия штурмовиков и бомбардировщиков в ходе реальных боевых действий. Многие традиционные летные приемы оказались к началу войны бесполезны.

Если в самом начале войны живучесть истребителя оценивалась не более чем в три боевых вылета, то к концу она выросла уже до десяти вылетов. Практически ни один летчик, начавший войну в 1941 году, не дожил до победного дня.

Звено истребителей Curtiss P-40 в небе над Карелией. Фото: World war photo

Звено истребителей Curtiss P-40 в небе над Карелией. Фото: World war photo

Финские военно-воздушные силы в начале войны представляли собой сборную солянку из техники совершенно разных стран. Финляндия покупала самолеты у Великобритании, Германии, Италии, США. Помимо этого на вооружении стояла трофейная техника СССР. Многие образцы европейской техники Суоми приобрела во время Зимней войны, когда западные страны осудили СССР за агрессию против Финляндии.

Истребитель Morane производства Франции финских ВВС. Фото: sa-kuva.fi

Истребитель Morane производства Франции финских ВВС. Фото: sa-kuva.fi

Финны технику очень берегли. Все, что было возможно отремонтировать, ремонтировалось, с наших сбитых самолетов снимали двигатели, увозили к себе, чтобы поставить на свои машины, рассказывает коллекционер, реконструктор Николай Кудряшов.

В результате таких модернизаций появился даже новый самолет Мёрко – Моран (Моран – оборотень) – французский истребитель Моран Солнье, в который устанавливался советский двигатель.

Постепенно росло мастерство наших летчиков, которые осваивали новые тактики, учились командной работе. Подтверждает это тот факт, что авиация Финляндии после 1941 года существенно изменилась в своей структуре. Если на первом этапе войны в авиации было больше бомбардировщиков, то после стабилизации фронта финны существенно нарастили свою группировку истребителей. Это было связано и с тем, что советская авиация все сильнее беспокоила линию обороны противника.

Разбитый финский самолет. Фото: sa-kuva.fi

Разбитый финский самолет. Фото: sa-kuva.fi

Тем не менее, нельзя сказать, что финны прекратили бомбардировки нашей территории. Только за июнь 1942 года Мурманск 16 раз подвергался бомбардировкам.  В Карелии бомбили Лоухи, село Лехта близ Беломорска и Сегежу.

ВВС Карельского фронта состояла из самолетов 7-й воздушной армии, действовавшей в основном над землей, и авиации Северного флота, которая в первую очередь обеспечивала безопасность наших судов, а также конвоев союзников, которые шли в Мурманск и обратно.

Схема бомбардировки поселка Лехта в Беломорском районе 20 августа 1943 года. Фото: "Память народа"

Схема бомбардировки поселка Лехта в Беломорском районе 20 августа 1943 года. Фото: «Память народа»

Летчик- наблюдатель

Гирш Меерович Баран вступил в ряды Красной Армии еще в 1937 году. Жил в Ленинграде, учился в Военно-морском училище имени Фрунзе.

 

Сначала судьба закинула молодого лейтенанта в Баку, потом последовал перевод на север, где шла Зимняя война. Начало Великой Отечественной войны, по воспоминаниям родственников, он встретил в артиллерийских войсках.

В авиацию Карельского фронта, а точнее в 7-ю воздушную армию Гирш Баран попал в 1942 году, когда фронт стабилизировался и активных наступательных действий ни одна, ни другая сторона не проводили.

Основной задачей авиации на этом участке фронта была разведка, доставка диверсионных групп и продуктов для партизан. Финны на захваченных областях организовали серьезную противовоздушную оборону, поэтому любой боевой вылет был сопряжен с огромным риском.

Ил-2 на заправке. Фото: World war photo

Ил-2 на заправке. Фото: World war photo

Каким образом из артиллерийских войск судьба закинула молодого лейтенанта  в авиацию – неизвестно. Вполне возможно, что Гиршу, как артиллеристу было проще рассмотреть на земле вражеские батареи.

О том, каким был фронтовой путь летнаба Гирша (так в документах называли летчика-наблюдателя или штурмана) можно судить по наградным листам. В 1944 году он получил сразу два ордена: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: "Память народа"

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

Из наградного листа Гирша Барана Мееровича, представленного к ордену Отечественной войны I степени:

«Капитан-лейтенант Баран Г.М. с января 1942 года находится на Карельском фронте. За это время совершил всего 31 успешный боевой вылет. С 21.06.1944 г. При прорыве обороны противника совершил всего 8 боевых вылетов в район Лодейное Поле на разведку переднего края обороны противника и артиллерийских позиций.

Несмотря на сильный зенитный огонь противника и плохую погоду, тов. Баран как летнаб умело и настойчиво добивался успешных разведданных о противнике, за что имеет благодарность от командующего артиллерией 7-й армии. Особо отличился тов. Баран при выполнении задания 27.06.1944 года по разведке на полный радиус действия самолета ИЛ-2, добыв ценные данные о противнике».

Более подробно о заслугах летчика-наблюдателя написано в наградном листе, когда Гирша Барана представляли к Ордену Красного знамени. Наградной лист датирован 21 октября 1944 года.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: "Память народа"

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

«За период с января 1942 года совершил 52 боевых вылета, из них на разведку – 18, на корректировку артогня нашей артиллерии – 18, на фоторазведку – 12, на выброску продуктов партизанам – 4.

6 июля 1944 года при прорыве финской обороны на реке Свирь продвижению наших наземных войск мешали две батареи противника. Для подавления их был вызван самолет-корректировщик капитана-лейтенанта Барана. Как  опытный  штурман-корректировщик с большим опытом практической работы по корректировке артогня нашей артиллерии капитан-лейтенант Баран с поставленной задачей справился на отлично. Батареи противника были подавлены, после чего на данном участке фронта путь для продвижения вперед нашей пехоте был свободен.

На Мурманском направлении, летая на фоторазведку переднего края обороны противника, давал штабу отличные фотоснимки, произведенные с малой высоты».

Свирско-Петрозаводская операция июня-августа 1944 года позволила освободить территорию КФССР от финской оккупации, вывела Финляндию из войны и серьезно снизила напряженность на северном участке фронта. Германия, лишившаяся поддержки своих скандинавских союзников, больше не могла влиять на поставки помощи СССР.

Авиация Карельского фронта возвращалась на советские аэродромы, отвоеванные у финнов. Эскадрилья Гирша Барана в ноябре 1944 года перебазировалась в Петрозаводск. 30 ноября штурмовик Ил-2 Гирша Барана и летчика Александра Малышевского вылетел из аэродрома Сегежи, но в Петрозаводск не прилетел. В самолете помимо пилота и штурмана был техник Анвар Абзалетдинов.

Разбитый самолет обнаружили неподалеку от поселка Пиндуши на склоне холма. По всей видимости, из-за плохой погоды пилот не заметил приближающуюся землю, и самолет разбился.

Родственники Гирша долгое время не знали о его судьбе. Сначала пришли известия, что он пропал без вести, лишь спустя 4,5 месяца в лесу нашли остатки самолета и три трупа. Невесте Гирша написали, что летчиков похоронили в Петрозаводске. Никто не подумал о том, что в условиях недавно завершившейся войны, когда в лесах оставалось множество тел бойцов, везти останки летчиков из-под Пиндуш в Петрозаводск для захоронения — по меньшей мере странно.

Тела под грудой металлолома

Обломки самолета долгое время лежали на месте катастрофы. Постепенно их растаскивали на металлолом, однако одна из групп сборщиков металла обнаружила планку ордена Отечественной войны I степени. Того самого ордена, который Гирш Меерович получил за несколько месяцев до своей гибели.

Информация в 2012 году дошла до поисковиков, и они выехали на место.

 

«От самолета практически ничего не осталось, мы извлекали из земли совершенно небольшие фрагменты размеров в несколько сантиметров. Найти тела в таких условиях было крайне трудно, поэтому мы в диаметре 100 метров сняли слой земли глубиной на штык лопаты. Здесь работали не только карельские поисковики, но и башкирские», — рассказывает поисковик, председатель правления фонда «Эстафета поколений» Илья Герасев.

Установить личности летчиков по номеру ордена было просто, однако, поисковики удивились, когда обнаружили планку от медали «За боевые заслуги». И пилот Александр Малышевский, и штурман Гирш Баран были награждены лишь орденами. Так выяснилось, что в самолете был третий человек. Авиатехник Анвар Абзалетдинов летел в этом же Ил-2, хотя самолет был рассчитан на двоих. Поисковики смогли найти родственников всех троих погибших.

 

Останки летчиков и авиатехника похоронили в братской могиле в Медвежьегорском районе, которая находится у трассы «Кола».

75-летие Победы

«Судьба солдата» — авторский проект журналиста Максима Алиева, посвященный 75-летию освобождения Карелии от фашистской оккупации. Рассказывая истории солдат, погибших в боях за нашу республику, мы говорим о ключевых эпизодах Великой Отечественной войны на территории Карелии.