Простые вещи хорошо работают

Олеся Узенбаева делится своим опытом освоения современных теорий, систем и методов воспитания детей. Её главная цель — не развитие феноменальных способностей у дочери и сына, а идея помочь им стать счастливыми.

Три кота в доме. Василисе повезло! Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Три кота в доме. Василисе повезло! Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Кажется, мы росли как трава в поле. Вряд ли наши родители беспокоились о том, чтобы наш эмоциональный интеллект в пять лет находился в гармонии с логическим мышлением. Мы не знали, что такое ментальная математика, зато дружили дворами и прыгали на спор с гаражей. Никаких книг по развитию и воспитанию детей отродясь никто не читал, к психологам, кажется, тоже не ходили.

Сейчас мир предлагает нам много возможностей. Быть родителем стало очень интересно. Можно научиться считать со своим малышом на счетах абакус, выучить с ним пару языков, пока сидишь в декрете. Можно плавать с грудным младенцем под водой или кататься с ним с вершин на горных лыжах. И вот еще, что важно: сейчас можно научиться лучше понимать ребенка, потому что в море литературы для родителей есть прекрасные книги о том, как стать ребенку другом и помощником.

Семья Узенбаевых: Никита, Сергей, Василиса и Олеся. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Семья Узенбаевых: Никита, Сергей, Василиса и Олеся. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Олеся Узенбаева — мама, абсолютно увлеченная жизнью своих детей. В свое время она пела трип-хоп, имела свою группу, жила под Москвой. Идея создания новой музыкальной группы в Петрозаводске отошла на второй план только с рождением младшего сына.

— Сейчас я пою только в ду́ше, — шутит Олеся. — На самом деле у меня есть несколько идей, как вернуться в мир музыки после того, как сын подрастет.

 

Действующие лица

 

 

Как жить «по Монтессори»?

Все прежние склонности и привязанности Олеси шесть лет назад изменило рождение дочери Василисы. Ей захотелось вместе с ней проживать каждый момент ее взросления.

— Я очень активно начала заниматься ее развитием. Для меня вдруг открылся новый мир, абсолютно незнакомый. Я зарегистрировалась на портале Babyblog и завела там дневник, куда стала записывать свои эксперименты в области раннего развития.

Со временем деятельная натура Олеси потребовала объединения детей и творческих родителей для совместной организации интересных событий. Так появилась идея Большого Пикника для малышей,- мероприятия, которое до сих пор собирает детей на открытом воздухе в разное время года. Несколько раз пикник проводился зимой, а однажды проходил практически ночью!

 

— Изначально я решила всех собрать просто на пикник — поиграть в спонтанные игры, посидеть на травке, съесть бутерброды под чай из термоса. С некоторыми родителями мы были знакомы по Монтессори-клубу «Синяя птица». В 2012 году я сподвигла директора клуба принять участие в нашем первом пикнике, и он прошел «а ля Монтессори». Это было полное безумие и абсолютно неорганизованное событие. Я сама готовила для экспериментов тазики с водой, замораживала в лед игрушки и прочее. Все раскидали по поляне, но народ был воодушевлен.

Система Монтессори

— идея воспитания в ребенке самостоятельности и свободы в установленных границах. Предполагает естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. Занятия проводятся в разновозрастных группах. Учащиеся самостоятельно выбирают занятия. Обучение происходит через «открытия», когда понятия изучаются путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.

 

Большой Пикник для малышей

Со временем идея совместных пикников и общения приобрела более организованный вид.

— Появился коллектив творческих родителей. Мы стали вместе проводить занятия в развивающем клубе «Мумики» при благотворительном фонде «Материнское сердце». А потом я решила организовать масштабное мероприятие, на которое могли бы прийти любые петрозаводские родители и дети.

Олеся нашла партнеров, вместе с другими родителями была разработана программа Большого Пикника, куплены призы.

— Пришло много людей. Почти все они хотели просто развлекаться, а не придумывать что-то интересное для детей вместе с нами. Многие оказались еще и недовольны. Из плюсов было то, что новые активные родители все же нашлись и влились в нашу компанию.

 

Сейчас Большие Пикники по-прежнему проводят в Петрозаводске ежегодно. Главная их идея — проверка научных концепций экспериментальным путем. Пространство пикника делится на зоны научных экспериментов, спортивную, познавательную, кулинарную и прочие части. Летняя битва с водяными пистолетами и пульверизаторами — постоянный хит детских собраний.

Концепция пикника — ребенок в это время может делать всё, что хочет: ходить босиком, валяться в грязи, есть сладкое без ограничений, мастерить, строить, экспериментировать хоть в команде, хоть без.

— Сейчас дети подросли, поэтому мы включаем в программу квесты и пробуем силы в командной работе. По-прежнему проводим эксперименты. То, что для малышей прежде было просто удивительным, теперь мы можем объяснить им с точки зрения науки. Принципы системы Монтессори тоже сохраняются в некотором роде. К нам приходят разновозрастные дети, и каждый занимается на своем уровне.

 

— Можно ли сейчас присоединиться к вашей компании людям со стороны?
— Это можно сделать, если родители заинтересованы в нашей деятельности и по возможности могут помогать в проведении встреч.

— Принципы Монтессори остались в вашей жизни?
— Теория Монтессори произвела на меня большое впечатление. После того, как наш клуб переформировался, мы решили открыть свой. Назвали его «Мир на ладошке». Я там веду некоторые занятия. Недавно моя подруга и единомышленница открыла свой развивающий клуб «Мир на ладошке», где постаралась организовать Монтессори-среду, а также сохранить основные принципы данной системы. Сейчас я веду там занятия для самых маленьких.

Главный принцип творческой среды - все должно быть в доступе! Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Главный принцип творческой среды — все должно быть в доступе! Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

 

Теория и практика могут расходиться

— Получается, можно организовать жизнь по системе?
— Я до сих пор увлечена идеями этой системы, но мне кажется, что некоторые аспекты прекрасны в теории, но немного далеки от практики. Может, потому что сама Мария Монтессори не воспитывала своего ребенка, пока он был маленьким?

Между тем мне хочется и дома организовать пространство «по Монтессори», но это получается плохо. И начинаешь себя мучить: у меня все не так! Особенно это касается организации Монтессори-среды. Игрушек и пособий дома должно быть мало, они должны быть функциональными и находиться в прямом доступе ребенка. Порядок для ребенка важен как воздух.

Василиса очень красивая. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Василиса очень красивая. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Теоретически кажется, что это можно воплотить, но практически я не знаю, как это сделать. Нужно иметь много денег или много времени, чтобы сделать хороший в квартире ремонт «по Монтессори». И еще нужно, чтобы все в доме были заинтересованы в системе так же, как и ты.

— Что сложнее всего дается?
— Чтобы порядок сохранялся, нужно, чтобы все материалы были не смешаны. Прежде все игрушки у меня были в одном таком большом баке. После знакомства с клубом «Синяя птица» я пришла домой, разложила все по корзиночкам, коробочкам и мешочкам. И мне это понравилось. Но ребенок мой идею порядка плохо поддерживает, поэтому мама должна все опять сама раскладывать и расставлять. Но я верю, что Василиса рано или поздно начнет сама наводить порядок.

 

Потом у нас много игрушек, которые, например, нам дарят. Они абсолютно не соответствуют духу Монтессори. С появлением Никиты стало еще сложнее, поэтому у нас в каждой комнате куча игрушек, хотя моя душа просит организации среды по Монтессори.

 

Школу можно не бояться

— Василиса собирается ходить в школу или вы будете обучать ее дома?
— Дочке сейчас 6 лет, и в следующем году она пойдет в школу. Я решила не отправлять ее учиться, пока ребенку не исполнится полных 7 лет. Я не склонна нагнетать обстановку, связанную с обучением детей в государственных учреждениях. Сейчас модно ругать садики примерно так же, как школы — считается, что там убивается свобода личности. Сейчас Василиса с удовольствием ходит в садик, просится сама, у нее там много друзей и отличные воспитатели. Минус только в том, что она часто болеет. Вот я и думаю: стоит ли бояться школы?

В садике у Василисы много друзей. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

В садике у Василисы много друзей. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

— Школьная система устроена совсем не по Монтессори.
— Василиса любит идти своей дорогой, все делать по-своему. Если ей дают задание нарисовать яблочко на тарелочке, она рисует яблоко, а рядом летающего пони, при этом может быть синим, но с домиком для червяка. Хорошо бы ей хватило силы духа не сломаться в образовательной машине.

 

— Воспитание второго ребенка происходит так же, как и первого?
— Василиса была объектом моего постоянного исследования. Я пристально следила за тем, какие навыки и умения у нее появляются. Всегда разговаривала с ней. С Никитой я делаю практически то же самое, что и с Василисой — пособия и игрушки уже есть, я много в свое время делала своими руками. Но есть и отличия в воспитании. На Никиту я уже так не наседаю.

Никита очень самостоятельный. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Никита очень самостоятельный. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

— Как это?
— По Монтессори ребенок должен сам искать себе занятие и сам заниматься своим делом сколько хочет. А ты не должен к нему лезть. А мне всегда хотелось Василису немного подтянуть. Сейчас читаю свой дневник — Василисе 1 год: «Дочка не очень усидчивая, не хочет рисовать, лепить…» Самое смешное — это у многих происходит. Сейчас ко мне на занятия приводят детей в 11 месяцев и сетуют, что ребенок неусидчивый.

С Никитой я стараюсь не форсировать события. Он занимается тем, что ему интересно. И Василиса для него хороший пример. Я даже не ожидала, что малыш может так хорошо учиться у другого ребенка. Он быстрее начал говорить. И за дочкой все повторяет. Вторым детям, может, в некотором роде больше повезло. У каждого свой бонус.

 

— Что вы ведете в клубе?
— Группу для малышей. Мы изучаем мир доступным для детей образом: рассказываю им что-то интересное, мы поем и танцуем, пальчиковые игры провожу. Кроме того, на занятиях я страюсь уделять внимание логопедическим играм и артикуляционной гимнастике, а также демонстрировать различные техники изобразительного искусства. Я не запрещаю детям заниматься во время занятия тем, что им по-настоящему интересно: не хочет малыш петь, а хочет горох перебирать — пожалуйста, почему бы и нет! Дети чему-то учатся и друг у друга. Никита, например, от одной девочки научился рычать как медведь.

Как справиться с кризисом?

Здесь даже на обоях не запрещается рисовать! Кракадил. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Здесь даже на обоях не запрещается рисовать! Кракадил. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

— Есть ли у вас какие-то методы, помогающие сохранять дружеские отношения со всеми членами семьи?
— Я знала, что Василиса может начать ревновать меня к маленькому брату. Но не предполагала, что кризис может начаться еще во время беременности и окажется таким глубоким. Это был ужасный период, и я не могла понять своего ребенка. У Василисы без конца случались истерики, перепады настроения от «мамочка, я тебя обожаю» до «я тебя ненавижу». Она грозила мне тем, что спрыгнет с балкона, очень злилась. Одновременно у нее произошел творческий всплеск, я была вся завалена ее рисунками, сердечками и записками «мама, я тебя люблю». Знакомые говорили: потерпи, все пройдет само собой.

Вот - мама. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Вот мама. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

— Прошло?
— Родился Никита, но ничего не прошло. Я начала искать поддержку в психологической литературе. На услуги специалиста денег не было, да и времени тоже. Первым делом я опробовала в семье методику тайм-аутов. Её суть в том, что если ребенок плохо себя ведет, надо не обращать на него внимания: якобы ребенок ищет «отрицательное поглаживание» и надо его игнорировать. Я так делала. Василиса вела себя очень агрессивно, а я не хотела с ней ругаться и просила ее посидеть в своей комнате. Это закончилось однажды, когда мой 5-летний ребенок во время ссоры деревянной табуреткой разбил дверь в туалет из-за того, что мама там заперлась. Я поняла, что делаю что-то не то.

— Что вам помогло?
— До этого момента мы с дочкой были как одно целое, а тут случился этот кризис, и мы разделились. И тут я поняла, что она — это не я, а другой человек. В тот момент я открыла для себя теорию привязанности. Сейчас эта тема стала уже модной, а для меня она была открытием, просто великим открытием.

Теория привязанности

— это психологическая, эволюционная и этологическая теория о взаимоотношениях между людьми. Основное положение ее в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился. Теория была сформулирована психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби.

Василиса - человек очень самостоятельный. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Василиса — человек очень самостоятельный. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

До 7 лет ребенок не может физически контролировать себя, а мы, взрослые, в большинстве случаев воспринимаем детей как себе равных. Василиса говорит: «Мама плохая!» Но это не значит, что она считает меня плохой, просто она еще не способна к смешанным чувствам: говорит то, что думает в данный период фрустрации. А что, у нас так не бывает, у взрослых? Только мы не говорим о многих своих чувствах вслух. Отношения нужно выстраивать с рождения так, чтобы ребенок чувствовал, что его привязанность в безопасности. Когда родился Никита, дочка почувствовала, что ее привязанность находится под угрозой. Мы были вместе, а сейчас мама отдалилась. Угроза привязанности как раз и провоцирует неадекватное поведение. И еще момент. Когда человек ведет себя агрессивно, говорит гадости, у него внутренний дискомфорт. Все мамы знают, что у ребенка бывает плохое поведение, если он устал или голоден. Но есть еще момент серьезный, связанный с угрозой привязанности. Когда я поняла это, то по-другому смогла посмотреть на ситуацию, понять Василису и перестать на нее злиться. А методика активного слушания, о которой говорит психолог Юлия Гиппенрейтер, помогает поддерживать диалог, направлять разговор в конструктивное русло. Удивительно, как действуют хорошо такие простые вещи.

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Техника описана в книгах Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком КАК?» и «Чудеса активного слушания».

 

— У вас получается следовать теориям и методикам?
— Здесь есть условие: нужно быть самой не выгоревшей. Можно знать все теории и быть подкованным человеком, но если ты не выспался, а твой младенец кричит, ты вряд ли сможешь грамотно применять свои психологические познания.

Потом у всех есть свой опыт детства. По сути, мы ведем себя так, как родители вели себя с нами. Например, многие привыкли с детства сдерживать негативные эмоции. Многие, например, не могут выносить слезы ребенка и, обесценивая их, начинают его отвлекать или ругать. Потом во взрослом возрасте это дает искажения — человек не умеет сам себя прощать, плакать не может, поэтому занимается ненужным самобичеванием. Я об этом раньше не думала. Ребенок имеет право сердиться, плакать — это нормально. Я изменила стратегию общения со своими детьми. Думаю, мы все наладим.

Модель дома в доме. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Модель дома в доме. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

— Муж поддерживает ваши методы?
— Мы разговариваем об этом и пытаемся приходить к общему знаменателю.

 

Дети должны быть счастливы. Как?

— Каким вы видите будущее своих детей?
— Дети должны быть счастливыми. Я об этом начала думать сразу после их рождения. Думала про то, что нужно человеку, чтобы он был счастливым. Мне кажется, человек должен хорошо понимать, какие в нем есть таланты. Сам должен это видеть и не закапывать их. Умеешь петь — пой, рисовать — рисуй!  Кроме того, мне кажется, человеку нужно уметь терпеть, даже если кажется, что его усилия никто не ценит. И уметь ценить себя самому. Навык терпения может помочь человеку стать независимым от соблазнов, от мнения окружающих. Известно ведь, что и бедный человек может быть счастлив, имея в своем сердце любовь и гармонию. Именно такому терпению я хочу научить детей, потому что мне самой оно очень в жизни помогает.


В проекте «Семья» мы рассказываем о том, насколько по-разному счастливы семейные люди. Чаще всего разговор про это счастье имеет отношение к детям: родным, приемным, особенным — разным. Через что нужно пройти, чтобы взять на воспитание ребенка из детского дома? Как вырастить детей свободными и радостными? Как преодолеть свои страхи и не зависеть от мнения окружающих? В «Семье» мы все вместе говорим о главных вещах, примеряем на себя опыт других, спорим и удивляемся.

История подвиги: Петрозаводск изначальный