Дневник одной мамы: воспитывать ребёнка — как?

Наказание как метод воспитания, оказывается, не имеет никакого смысла. Если наказание получено, то плохой поступок отработан и может забыться. Никаких плодов для воспитания в дальнейшем он не имеет.

Наш автор проходит все занятия Школы приемных родителей. Это тяжело, но очень полезно для любых родителей — нынешних и потенциальных. Встреча восьмая.

5 марта, суббота

Восьмое занятие было полностью педагогическим — «Трудное поведение и методы воспитания». Оно вполне пригодилось бы всем учителям и родителям, не только приёмным. Но для нас этот тренинг прозвучал по-особому после встречи на прошлом занятии с удивительной женщиной, воспитывающей пятерых приёмных детей и решающей сложные вопросы воспитания мудро, твёрдо и решительно, как Макаренко.

С трудным поведением сталкивается каждый родитель. Есть трудности предсказуемые, связанные с возрастом.

В год ребёнок всюду лезет, а родители, опасающиеся за его жизнь, зачастую многое ему запрещают. Но всё решается на уровне ребёнка — в буквальном физическом смысле: сесть и посмотреть, что он может достать и обезопасить всё заранее: закрыть розетки, поставить блокираторы и загородки. В 3 года все дети — упрямцы: ты ему — белое, он — чёрное. Ребёнок наслаждается тем, что у него появились собственные интересы и желания, и пытается их отстоять, и если он может объяснить, чего хочет, — лучше уступить.

Эта маленькая интеллектуальная и волевая победа — первые ростки самостоятельности, глушить их неразумно. В этом же возрасте впервые появляется и протестное поведение, и истерики. В случае с приёмным ребёнком важно разобраться, против чего он протестует. Не было ли в это короткой жизни каких-то болезненных воспоминаний? Скажем, ребёнок до истерики не любит купаться, потому что однажды его случайно обожгли горячей водой, и он боится, что это может повториться. В подростковом возрасте — те же проблемы, что и в три года, но на новом витке. И тут опять же нужно разобраться, прежде чем обвинять.

Очень показательной оказалась следующая игра.

У ребёнка 7 лет в рюкзаке набор самых разных предметов: от перочинного ножика и шприца до коробочек от сигарет и презервативов. Мы со своим взрослым воображением можем напридумывать всякого. Можем начать допрашивать, отбирать, можем испугать ребёнка, вызвать в нём необоснованное чувство вины. А между тем у ребёнка — совсем другая мотивация, другой принцип подбора этих предметов. И в спокойном доверительном разговоре это легко выясняется.

Разговор и личный пример, совместные дела и досуг, игра и юмор — вот лучшие методы воспитания, ведущие к возникновению крепкой привязанности между родителем ребёнком и в дальнейшем к тому, что ребёнок сможет контролировать своё поведение сам. Конечно, никто не отменял популярные наказание и поощрение, но их надо строго дозировать: например, наказание — один раз, поощрение — за дело.

Каким бывает наказание?

Следующая задача — вспомнить, как и за что наказывали вас в детстве. Со всех сторон начали сыпать жуткими примерами — в основном из подросткового возраста, а я вдруг осознала, что меня после 5 лет вообще ни разу не наказывали.

Последнее, что помню: я стою в углу — уже на новой квартире, но сестра ещё не родилась — и рядом стоит будильник, который должен прозвонить через 5 минут. И тогда мне можно будет выйти. Понятия не имею, за какой проступок меня тогда наказали, но помню, как мучительно долго тянулись эти 5 минут… Зато отлично помню свои следующие проступки. Помню именно потому, что, видимо, меня после них НЕ НАКАЗЫВАЛИ. Иначе я помнила бы наказание и забыла сам проступок. А так я отлично помню, как мы в первом классе сидели на чердаке с больным голубем часов в 11 вечера, а родители с милицией уже обегали весь район. И как мы во 2-м классе у подруги слили всё вино — красное и белое — в одну ёмкость, а сами пошли сдавать пустые бутылки, чтобы купить каких-то сладостей. И как мы в 3-м классе ходили в гастроном воровать конфеты в капюшоны от пальто… А ещё очень хорошо помню родительскую реакцию на эти мои демарши: им было очень плохо. Много хуже, чем мне. И как сильно не хотелось, чтобы им снова было так плохо и стыдно за меня. Наверное, поэтому к подростковому возрасту я уже и не делала ничего неправильного. В общем, мой вывод неожиданный: наказание как метод воспитания, оказывается, не имеет никакого смысла. Если наказание получено, то плохой поступок отработан, может забыться и не приносит никаких плодов для воспитания в дальнейшем…

«Навязчивое» воровство

Почему же трудное поведение особенно часто встречается у приёмных детей? Пока дети живут в семьях, у них существует или привязанность к своим непутёвым родственникам, или страх наказания. В детдомах привязанности к воспитателям нет, а наказания не такие страшные. Когда ребёнок попадает в приёмную семью, привязанности ЕЩЕ нет, а наказаний УЖЕ нет. И пока эта привязанность к приёмным родителям не сформируется, ребёнка очень трудно контролировать. Приёмным родителям приходится через многое пройти, пока у приёмного ребёнка — особенно взятого в семью в старшем возрасте — появится образ внутреннего родителя и разовьётся совесть.

Одна из наиболее распространённых поведенческих девиаций у приёмных детей — это воровство: навязчивое воровство невротического характера. Статистика печальна: из 30 патронатных семей воровства не было только в одной. У воровства бывает множество поводов, но причина по сути одна: ребёнка недостаточно любили в детстве, не научили справляться с проблемами, находить выход из сложных ситуаций… И как только у ребёнка возникают проблемы в школе, с друзьями, в семье, у него возникает желание своровать. И желание это, как правило, реализуется. Бороться с воровством сложно, но можно. Опытные родители знают, что главное — не вызывать у ребёнка открытое чувства вины, оказать ему эмоциональную поддержку, помочь вернуть то, что своровано.

«Спасенное детство»

А для острых ощущений найти достойное замещение: экстремальный спорт, например…


Напомним, на прошлой встрече в Школе приемных родителей речь шла о правах детей и их здоровье.

Мы рассказываем о том, насколько по-разному счастливы семейные люди. Чаще всего разговор про это счастье имеет отношение к детям – родным, приемным, особенным, — разным. Через что нужно пройти, чтобы взять на воспитание ребенка из детского дома? Как вырастить детей свободными и радостными? Как преодолеть свои страхи и не зависеть от мнения окружающих? В «Семье» мы все вместе говорим о главных вещах, примеряем на себя опыт других, спорим и удивляемся.

Абзац