Дневник одной мамы: уже наш ребенок

Моисей, Аристотель, Жан-Жак Руссо, Эдгар Алан По, Нельсон Мандела, Стив Джобс, Коко Шанель — все они воспитывались в приемных семьях. Как взять ребенка в свою семью? Встреча шестая.

Наш автор проходит все занятия Школы приемных родителей. Это тяжело, но очень полезно для любых родителей — нынешних и потенциальных. Встреча шестая.

20 февраля, суббота

Шестое занятие — экватор, поскольку по программе занятий всего одиннадцать. Половина пути пройдена, можно и оглянуться. Или оглядеться. Чем дальше мы продвигаемся, тем занятия Школы приёмных родителей становятся интереснее, живее, глубже, в них больше практической части, и всё сложнее и сложнее становится писать о них: не хочется спойлерить, чтобы и тем людям, кто придёт сюда потом, было заниматься так же интересно, как нам. Тренинг ШПР преследуют двоякую цель: с одной стороны, он обогащает потенциальных родителей педагогическими и психологическими знаниями и умениями, развивает их эмоциональную сферу, а с другой — позволяет психологам наблюдать за кандидатами, выявлять сильные и слабые стороны будущей приёмной семьи и, в конце концов, написать психологическое заключение для отдела опеки администрации города. На самом деле, именно за этим необходимым документом мы все сюда и пришли.

Помимо еженедельных занятий мы занимаемся и дома, заполняя всевозможные анкеты, приходим в свободное от занятий время на индивидуальную психологическую диагностику. Многие из письменных и графических работ, которые мы выполняем в течение занятий, следует сдать преподавателям для последующего анализа. На основании заполненных бумаг и личных наблюдений психолога мы и получим заключение о возможности быть приёмным родителем. Говорят, иногда бывает так, что, исходя из ресурсов семьи, психологи советуют приёмным родителям даже пол или возраст будущего ребёнка! Интересно, что напишут мне? Это необычное ощущение для взрослого человека: переживать, как видят меня извне, как оценивают меня другие люди. Ловлю себя на том, что невольно хочется казаться лучше, чтобы получить положительное заключение. И тут же смеюсь над собой: как раз тогда, когда хочешь выглядеть не тем, что есть на самом деле, и выглядишь хуже всего.

Тема занятия: «Ребёнок приходит в семью».

Кстати, это ещё и тематический экватор между болью и любовью. Начиная с шестого занятия темы становятся всё позитивнее. Как будто мы долго-долго по жаре поднимались с полными рюкзаками в гору, но вот, наконец, одолели перевал и теперь ноги сами несут под гору, а между тем и запасы подъели — рюкзаки стали легче, и вечер наступает — солнце стало мягче.

Занятие почти целиком состоит из игр. Сначала мы в четырёх группах пытаемся понять, какие чувства испытывают при устройстве ребёнка в семью сам ребёнок, его приёмные родители, его родные родители и специалисты дома ребёнка или опеки. У каждой группы выходит список из десятка противоречивых разнонаправленных чувств. Удивительно, что эти списки схожи — во всех наряду с позитивом есть страх и тревога. Любые чувства — вольные птицы, их нельзя сдерживать. Мы уже знаем, что нет хороших и плохих чувств, но оказывается, чем больше их амплитуда колебаний, тем лучше! И я почти перестаю бояться за свои метания и сомнения.

Самое первое знакомство с ребёнком чаще всего происходит по фотографии и скудному описанию. Игра «Первое знакомство» в двух группах очень ловко и изобретательно моделирует эту ситуацию. Не скажу как, но это интереснейший пример, подтверждающий старую истину, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ещё лучше увидеть не один раз, а несколько, поскольку первое впечатление о человеке создаётся на основании одного взгляда — всего от 3 до 7 секунд. Это слишком жидкое основание для фундаментального суждения, потому-то мы так часто ошибаемся.

Следующая игра графическая — «Домики». Сначала мы должны раскрасить свой домик так, как нам самим нравится. А потом… следуют неожиданные инструкции. И как мы с ними справимся — дело каждого. Сейчас нам, обучающимся в группе, уже не кажется, что появление ребёнка, которого мы ждали не то что годами, а десятилетиями, — сплошное благо. Мы многое поняли: и что ребёнок будет не совсем тот, которого мы ждали, и что впрячься придётся по полной программе, поменять свою жизнь полностью. Но эта игра — коан, без слов дающий нам понять: наша жизнь никогда не будет прежней.

Затем ещё одна игра — двигательная. Она касается психологической адаптации ребёнка в семье и нашей возможности принять ребёнка. Периоды адаптации ребёнка сходны с периодами адаптации друг к другу молодожёнов: от медового месяца через установочные конфликты к установлению правил о понимания своего положение в семье. В конце занятия мы проговариваем наши страхи по поводу появления ребёнка. Их много, и они очень разные: от «вдруг я не смогу полюбить его» до «боюсь, когда настанет переходный возраст». Как выясняется, все они решаемы в рабочем порядке.

Начиная с прошлого занятия к нам на тренинг приходят уже состоявшиеся, успешные приёмные родители, которым удалось преодолеть кризис принятия в семью, обогнуть все подводные камни, снять казавшиеся страшными диагнозы, наверстать всё упущенное, обогреть, приласкать, полюбить, выправить человечка с хромой судьбой. Удивительные люди, которые стали пусть не кровной, но настоящей родной семьёй для приёмного ребёнка, а то и двух, трёх, пяти детей! Каждый из них достоин не то что развёрнутой статьи, но целой книги, полнометражного фильма. Если бы захотел, конечно. Ведь у каждого из них, и у их детей — взрослых, подростков и малышей — есть личная жизнь, семейные тайны, вторгаться в которые нельзя. Закрытый тренинг ШПР — это ещё и уникальный случай увидеть и услышать этих героев в естественной обстановке, когда они рассказывают о своих приёмных детях не на камеру, не под запись, а свободно, спокойно, без купюр — всё, как было: и хорошее, и не очень.

Ожидания у всей группы по-прежнему позитивные. В эйфории после выступления состоявшейся приёмной мамы на прошлом занятии семейные пары ещё больше сплотились. Все уверены, что движутся в правильном направлении. Молодая женщина с двумя родными детьми, собирающаяся взять третьего, вдруг решает, что, наверное, могла бы потянуть и четвёртого, если её муж согласится. На что её муж благодушно заявляет: «А где четвёртый, там и пятый!».


Напомним, на прошлой встрече в Школе приемных родителей речь шла о самом страшном — жестком обращении с детьми.

Хорошие карельские книги. Почти даром