Басик

В Петрозаводске незрячий восьмилетний мальчик ведет свой блог в соцсетях. Родители и педагоги Байсангура очень хотят, чтобы способности мальчика развивались, а сам он не чувствовал себя одиночкой.

Байсангур Мантаев. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Байсангур Мантаев. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Байсангур — мальчик, которого знают все сотрудники и постоянные посетители Национальной библиотеки Карелии. Несколько раз в неделю мама или папа привозят ребенка на занятия с педагогами, которые помогают ему больше узнать о мире. Встречи проходят в отделе  обслуживания пользователей с ОВЗ. Байсангур с рождения лишен зрения, он воспринимает жизнь через прикосновения и на слух. Педагоги говорят, что Басик — талантливый ребенок, которому очень нужны поддержка и развитие.

Сейчас Байсангуру 8 лет. Он окончил первый класс школы-интерната № 23. Несмотря на каникулы, он продолжает потихоньку учиться: пишет при помощи специального прибора слова и предложения, читает книги, написанные шрифтом Брайля, разучивает стихи. Параллельно он осваивает окружающее пространство, общается с посетителями, гладит собаку Тину, которая приходит на работу вместе со своим хозяином Олегом Черепановым, основателем центра реабилитации для людей с инвалидностью «Гармония» и сотрудником Национальной библиотеки РК.

Басик и Олег Черепанов в Национальной библиотеке РК. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Басик и Олег Черепанов в Национальной библиотеке РК. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

О Байсангуре мы узнали, случайно наткнувшись в Сети на видео из группы «И мир как книгу открывать». Там Басик и наша знакомая девочка Варя рассказывали о том, как устроена тактильная книга «Алиса в Стране чудес». Серьезный, обстоятельный молодой человек уверенно обсуждал детали сказки и то, как технически они представлены в книге. Потом оказалось, что у рассказчика есть свой блог в соцсетях — «Уроки Байсангура» (сейчас он входит в контент группы «И мир как книгу открывать»), где он подробно описывает приспособления, которыми пользуются незрячие люди, книги, с которыми он познакомился, музыкальные инструменты, которые он держал в руках. Благодаря обзорам Байсангура другие незрячие или слабовидящие дети получают нужные им сведения о мире и о своих возможностях.

Байсангур с учителем-логопедом Татьяной Савченко. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Байсангур с учителем-логопедом Татьяной Савченко. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Видео для обзоров записывает друг и учитель-логопед Байсангура Татьяна Савченко. Со временем в «команде» Байсангура появились люди, которые, как и Татьяна Олеговна, очень любят этого ребенка, помогают ему и продвигают его умения. Среди них родители Басика Халид и Луиза, помощник Олег Черепанов, его собака-поводырь Тина, главный библиотекарь НБ РК Людмила Булеца, учитель-дефектолог Екатерина Добрынина, старший товарищ Байсангура Виктор Панков, Елена Федорова, создатель тактильных книг для детей с нарушениями зрения.

Сам Басик относится к своей просветительской миссии очень ответственно. Рассказывает, что его вообще интересует техника и что дома он на диктофон записывает обзоры новой техники: стиральных машин, микроволновых печей и другой техники. Информацию о новинках он умеет добывать сам.

Нам Байсангур показывает, как пользоваться прибором для записи слов по методу Брайля.

— Вот этот прибор называется брайлевское шеститочие (все точки пронумерованы слева направо). Он нужен тем, кто осваивает алфавит Брайля — тут буквы написаны точками. А эта штука — грифель. Им можно писать, а обратной стороной — стирать то, что написал неправильно. Стереть можно также ногтем. Точки, которые ты стираешь, прячутся и ты их уже не чувствуешь пальцем. Видящий человек просто может читать, а невидящие ощущают буквы пальцами. Например, пишем слово «береза». «Б» — это первая и вторая точки, «е» — первая и пятая, «р» — первая, вторая, третья и пятая и так далее, — рассказывает мальчик.

Байсангур пишет сое имя. Красный прибор справа - брайлевское шеститочие. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Байсангур пишет свое имя. Красный прибор справа — брайлевское шеститочие. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

На специальной доске при помощи прибора для письма рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля Байсангур пишет свое имя. Ему помогает Олег Черепанов — мягко, но настойчиво организует процесс, подсказывает слова.

— Я могу вам рассказать, как невидящие люди могут что-то послушать. У них есть специальный аппарат — тифлофлешплеер. В этом плеере можно слушать книги. Это говорящие книги. Можно слушать сказки, мультики, ютуб. Включить что-то на ютубе можно благодаря голосовому поиску. Заходишь в режим «интернет», нажимаешь на кнопку с точечкой и плеер соединяется с сервером. На ютубе можно голосом заказать «Фиксиков», разные другие мультфильмы, которые ты хочешь. Я люблю мультики, сказки, книги. Для невидящих еще есть брайлевский дисплей, есть специальные ноутбуки, компьютеры и телефоны, которые все обшиты голосом, — объясняет Байсангур.

У самого мальчика, к слову, нет специальных гаджетов, но есть телефон, который вслух сообщает ему, кто звонит.

 

 

Басик рассказывает, что любит разные книги, в том числе сказки и сказания. Говорит, что имя Байсангур — героическое. Так же звали национального героя чеченского народа.

По словам педагога Татьяны Савченко, Байсангур — очень способный ребенок.

— Сейчас поддержка Байсангура основана на хорошем отношении к нему конкретных людей. Мне кажется, что ему нужны условия, чтобы он мог заниматься музыкой, пением, спортом, дыханием. Чтобы он имел возможность себя проявить. Пока у нас всё замыкается на человеке, а надо, чтобы система работала. Сейчас система, по большому счету, не готова принимать незрячих людей. Мне хотелось бы, чтобы Басик просто стал обычным членом нашего общества. Мне вот уже не важно, видит он или нет. Мне главное: выучил или нет? У нас уже свои традиции общения. Чем больше у Басика будет общения с разными людьми, тем лучше. Очень хотелось бы, чтобы его потенциал был реализован, — говорит Татьяна Савченко.

Луиза и Басик. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Луиза и Басик. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Луиза Мантаева, мама Басика, — человек сдержанный, но про детей (у Басика есть брат-близнец Саид) рассказывает с большим чувством. Говорит, что дети были самой большой мечтой ее жизни. Своих детей Луиза смогла родить, когда ей было немного за 40. Роды проходили очень тяжело, здоровье детей сразу вызвало беспокойство врачей. Все родительские силы до сих пор направлены на то, чтобы помочь мальчикам.

Луиза Мантаева рассказывает про детей с нежностью. В ее словах нет обиды на жизнь.

— Зачем мне жаловаться, если дети — это божий дар. Аллах подарил их, и нам нужно радоваться каждому моменту. Как я могу жаловаться? Это вознаграждение за то, что я так просила их у бога. Когда у меня не было детей, я смотрела на улицу через окно и видела детей, которые едут в колясках, и их мам. У меня слезы наворачивались — я очень хотела быть мамой, хотела заботиться о детях. Просила бога об этом постоянно. Когда мы узнали, что у Басика проблемы со зрением, мы стали бороться за то, чтобы он смог хоть немного видеть. Было сделано много операций. Один питерский врач сказал, что, возможно, если бы врачи спохватились сразу в роддоме, один глаз ребенка можно было бы спасти. А от нас что зависело? Спасти не удалось. Для меня было сложно понять, как же он будет жить без меня, ведь я уже не молодая. А то, что мне будет сложно с незрячим ребенком, — это мне вообще и в голову не приходило. Страха, что я не справлюсь, никакого не было, никогда.

Мои планы — довести их до такого возраста, чтобы они стали самостоятельными, чтобы у них была своя семья. А пока они нуждаются во мне, мне хочется больше и больше им помогать. Многие говорят мне, что я слишком опекаю детей. Говорят: все, хватит, пускай Байсангур все делает сам. Но руки всё равно тянутся помочь, — рассказывает Луиза.

Байсангур сочиняет письмо. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Байсангур сочиняет письмо. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

При этом сам Байсангур стремится к самостоятельности. Если что-то сломается в доме, у него есть отвертка и другие инструменты. Когда Халид и его друзья собирали шкафы после переезда, их постоянным помощником был Басик. Луиза говорит, что может доверить ему часть уборки по дому — Басик умеет пылесосить. Вместе с ней Байсангур готовит некоторые блюда (самое любимое — торт).

После занятий мальчик обнимает маму. Говорит, что у него сегодня получилось рассказать два стихотворения Есенина.

— Я не сомневалась. Ты просто волновался, поэтому иногда запинался.

— Только ты бумажки со стихотворениями не выкидывай.

— Хорошо.

Байсангур и мама. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Байсангур и мама. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В блоге «Уроки Байсангура» есть записи этих стихов Есенина «С добрым утром» и «Вот уж вечер». Любой человек может представить себе и сонные березки, и росу, которая блестит на крапиве, и чувства лирического героя, и его настроение.


В проекте «Семья» мы рассказываем о том, насколько по-разному счастливы семейные люди. Чаще всего разговор про это счастье имеет отношение к детям: родным, приемным, особенным — разным. Через что нужно пройти, чтобы взять на воспитание ребенка из детского дома? Как вырастить детей свободными и радостными? Как преодолеть свои страхи и не зависеть от мнения окружающих? В «Семье» мы все вместе говорим о главных вещах, примеряем на себя опыт других, спорим и удивляемся.