Александр Свирский

Тайнозритель святой Троицы, всея России дивный чудотворец - об Александре Свирском написано и сказано много, его наследие разошлось через учеников и последователей и стало духовной основой Русского Севера.

https://eb.utuoy/Y07CZhwJtrI

Как и сотни лет назад, монахи Троицкого монастыря выходят на крестный ход с ковчегом с мощами преподобного Александра Свирского.

«Въ Свирскомъ монастырҍ совершается въ это время установленное въ началҍ нынҍшняго вҍка ежегодное перенесенiе мощей св. Александра изъ Преображенскаго собора въ Троицкiй; это одно изъ внушительнҍйшихъ шествiй, установленныхъ нашею церковью, полное благоговҍнiя и великолҍпiя, и массы богомольцевъ стараются присутствовать именно при немъ».

В 1897 году так описал крестный ход Константин Случевский, известный писатель, публицист и государственный деятель своего времени.

Фигура святого Александра Свирского и в наши дни занимает особенное место среди святых Русского Севера и всей страны. «Тайнозритель Святой Троицы», «молитвенник за царей», «всея России дивный чудотворец», на рубеже XV-XVI веков он стал продолжателем дела первых русских пустынников и молитвенников.

[parallax-scroll id=»364670″]

 

В приделе Преображенского собора покоятся мощи преподобного Александра Свирского.
Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев


Эпоха

Вторая половина XV века — эпохальное время для развития русской государственности и культуры. Уставшие от 200-летнего татаро-монгольского разорения княжества объединяются в государство под главенством Москвы, Русская православная церковь становится независимой от Константинополя и после падения Византийской империи в 1453 году получает статус центра православного мира.

Еще одним знаковым событием стало присоединение Новгорода к Москве: боярская республика потеряла независимость в 1478 году. Вместе с ней в состав русского государства вошла и Обонежская пятина, которая включала в себя большую часть территорий современной Карелии и часть Ленобласти.

Карта пятин Новгородских в XVI веке с показанием в них городов и погостов, составленная К.Неволиным (1853 год). Источник: Новгородская областная универсальная научная библиотека

Карта пятин Новгородских в XVI веке с показанием в них городов и погостов, составленная К.Неволиным (1853 год). Источник: Новгородская областная универсальная научная библиотека

Здесь, в северных землях, в это время стихийно возникает особый иноческий мир — мир пустынников и молитвенников, которые уходили от суетного мира в дремучие леса.

Из «Курса русской истории» Василия Осиповича Ключевского:

— С XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения монастырей, и именно на севере. Доселе почти все монастыри как в южной, так и в Северной России, говорил я, строились в городах или в их ближайших окрестностях. Редко появлялась пустынь — монастырек, возникавший вдали от городов, в пустынной, незаселенной местности, обыкновенно среди глухого леса. В первые века нашей христианской жизни пустынножительство развивалось у нас очень туго; пустынная обитель мелькает редким, случайным явлением среди городских и подгородных монастырей… Зато с XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно… в эти три века (с 14 по 16 века — прим ред.) построено было в пределах Московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря.

На Русском Севере образуется монашеская территория, которую впоследствии назовут Северной Фиваидой (по аналогии с древнеегипетской Фиваидой, где в III-IV веках селились первые христианские отшельники).

Термин «Северная Фиваида» впервые прозвучал в книге о паломничестве по Вологодским и Белозерским святым местам Андрея Муравьёва в 1855 году. Впоследствии название распространилась и на северные земли, в том числе Олонецкие.

[parallax-scroll id=»364672″]

 

На берегу Рощинского озера.
Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев


В 1448 году в маленьком приладожском селе Мандера (Сермакса) на правом берегу реки Ояти (притока Свири) в семье вепсских крестьян родился младенец Амос, будущий святой Александр Свирский.

Жизнь земная

Земной путь святого Александра Свирского описывают на основании его жития. Первый вариант увидел свет через двенадцать лет после смерти святого в 1545 году. Автором жизнеописания стал ученик преподобного Иродион.

Житие много раз переписывалось: за полтора века возникло как минимум десять редакций. Всевозможные современные пересказы биографии святого распространены в литературе и интернете. Мы же остановимся только на нескольких вехах земной жизни Александра Свирского.

Побег

Родители Амоса (такое имя Александру Свирскому дали при рождении) были верующими людьми, для своего сына они хотели счастливой мирской жизни. Сам же Амос с детства мечтал посвятить свою жизнь Богу. В 26 лет он сбежал из родительского дома и отправился в Валаамский монастырь.

Инок Александр

На Валааме Амоса постригли в иноки с именем Александр. Известно, что произошло это в 1474 году. По разной информации, в монастыре инок провел от 10 до 14 лет. В житии описана встреча монаха с отцом, который долгие годы ничего не знал о сыне, но благодаря слухам нашел-таки его на острове. Стефан пытался уговорить сына вернуться домой, но тот остался непоколебим и посоветовал отцу отречься от мира вместе с супругой.

Так и произошло. Родители Александра Свирского вскоре приняли постриг с именами Сергий и Варвара в Островском Введенском монастыре (сейчас это Введено-Оятский монастырь). Там же они скончались и были похоронены. Могилы родителей Александра Свирского почитают и сегодня.

Пещера

Семь лет пребывания в Валаамском монастыре преподобный провел в пустыни — на острове архипелага с названием Святой. Кельей для отшельника служила маленькая пещера в скале. Рядом с ней Александр Свирский в камне выдолбил для себя будущую могилу.

На острове во время молитвы Богородице преподобный услышал голос: «Александре, изыде отсюду, и иди на преждепоказанное ти место, в немже возможеши спастися». Речь шла о месте на берегу озера в районе реки Свири, где Александр останавливался ночевать годы назад, по пути на Валаам. Александр увидел в произошедшем волю Божью и, посоветовавшись с игуменом монастыря, ушел с острова.

Пещера, где подвизался Александр Свирский, особо почитается валаамскими монахами и паломниками.

Пещера прп. Александра Свирского на Святом острове. Источник: yandex.ru

Пещера прп. Александра Свирского на Святом острове. Источник: yandex.ru

Выход в свет

В 1485 году Александр поселился отшельником в окрестностях Рощинского озера. И долго жил в молитвенном уединении, пока на келью не набрел местный дворянин Андрей Завалишин. Вот как описывает встречу брошюра «Ондрусова-Николаевская пустынь», изданная в Санкт-Петербурге в 1856 году:

«Проживая по воле Государя своего въ Обонежской пятине, Андрей съ дружиною своею часто ходилъ на звериную ловлю въ дремучихъ лесахъ этого края Однажды охотясь съ дружиною въ густой чаще леса, заметилъ онъ оленя и погнался за нимъ со псами. Преследуя зверя, онъ отдалился отъ дружины своей, и въ месте, где, казалось, отъ века не была нога человека, встретилъ убогую хижину. На пороге хижины явился къ нему отшельникъ, въ одежде ветхой, — это былъ преподобный Александръ Свирскій, семь летъ уже спасавшійся въ этой пустынной местности. Андрей, познавъ сладость пустыннаго житія, оставилъ могущество и санъ, и облекся въ одежду нищеты и смиренія, отошелъ въ Валаамскую обитель, где после продолжительнаго искуса, сподобился ангельскаго образа и нареченъ Андріаномъ. Желая во всемъ идти по следамъ преподобнаго Александра, Андріанъ, чрезъ несколько летъ пребыванія на Валааме, удалился на восточный берегъ Ладожскаго озера, избралъ уединенное место и поселился тамъ на пустынножитіи».

Явление

После встречи с Завалишиным вести о праведном отшельнике разошлись по округе, к преподобному стали приходить люди, желавшие иноческого уединения. Постепенно вокруг Александра Свирского сформировалась община монахов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного на Рощинском озере, Александру Свирскому (единственному среди православных Святых) явилась Живоначальная Троица в виде трех ангелов. Ранее такой чести удостаивался только ветхозаветный пророк Авраам. Ангелы велели преподобному выстроить Троицкий собор.

Александр Свирский повиновался. Выстроенный храм стал центром исторической — Троицкой — части монастыря.

На месте явления Святой Троицы сегодня стоит часовня. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

На месте явления Святой Троицы сегодня стоит часовня. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Жизнь вечная

— Преподобный Александръ Свирскiй былъ величайшимъ угодникомъ Божiимъ въ Олонецкомъ краҍ, воспитателемъ, учителемъ и наставникомъ ко спасенiю; а монастырь его до сихъ поръ остается главною святынею Олонецкой епархiи, куда ежегодно собираются цҍлыя тысячи богомольцевъ и получаютъ духовное назиданiе, — пишут в статье, посвященной святому, в Памятной книжке Олонецкой губернии за 1906 год.

Александр Свирский умер 1533 году. Сохранилось предание, что перед смертью он попросил своих учеников связать его тело по ногам, выбросить его в болото, прикопать мхом и потоптать ногами.

Иноки ослушались и похоронили старца у церкви Преображения, а спустя 14 лет Александра Свирского причислили к лику святых.

В жизнеописании преподобного говорится о многих чудесах, которыми прославился старец до и после смерти. Есть легенда о том, что Иван Грозный молился Александру Свирскому перед самым взятием Казани, и после победы объявил его «великим и дивным чудотворцем» на всю Россию. Один из приделов собора Василия Блаженного на Красной площади посвящен преподобному.

В Успенском соборе Кремля сохранилась одна из первых икон с изображением Александра Свирского. На ней вокруг лика святого живописец изобразил сцены жития на 128 клеймах. Образ написан по заказу святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.

Образ "Александр Свирский с житии". Успенский собор Москвовского кремля. Источник: хризма.рф

Образ «Александр Свирский с житии». Успенский собор Москвовского Кремля. Источник: хризма.рф

В 1641 году последователи Александра Свирского решили строить новую церковь над могилой основателя монастыря. Но когда разобрали старую, обнаружили, что спустя более чем 100 лет после погребения тело преподобного и его монашеские облачения остались нетленными.

Мощи святого перенесли в храм. С тех пор они стали главной святыней монастыря.

[parallax-scroll id=»364674″]

 

Рака с нетленными мощами Александра Свирского.
Фото: ИА «Республика»/Леонид Николаев


Александро-Свирский монастырь пережил немало опустошений за века существования. Однако к концу XVII века обитель разрослась и стала во главе церковного управления всего Олонецкого края. Монастырь владел 34 деревнями и 24 пустошами, к нему было приписано 27 самостоятельных монастырей, учредилась архиерейская кафедра, консистория, а в 1799 году — духовная семинария.

Последователи Александра Свирского разошлись по окрестным землям. Многие из них стали основателями новых монашеских общин, молитвенным ожерельем окутавшим Русский Север.

В советское время монастырь разделил участь всех обителей России. Мощи преподобного Александра Свирского вывезли с территории в рамках кампании по ликвидации «культа мощей», в ходе которой с 1919 по 1920 год было вскрыто более 60 гробниц. Тело святого как анатомический препарат попало в музей Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где находилось до конца 1990-х годов.

В музее мощи и обнаружили насельницы Покрово-Тервинического монастыря. Последовала череда экспертиз и освидетельствований, которые подтверждали: безымянный музейный экспонат — это мощи преподобного.

В 1999 году тело основателя Троицкой обители вновь вернулось в монастырь. На свое исконное место — в придел Преображенского храма, посвященный Александру Свирскому. Молитвами преподобного возродилась и древняя обитель. А вслед за ней восстает из пепла вся Северная Фиваида.

Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь. Фото: ИА "Республика"/Леонид Николаев

Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев


Автор проекта: Анастасия Залазаева
Фотограф проекта: Леонид Николаев
Редактор проекта: Мария Лукьянова


Проект «Православная Карелия» посвящен истории православия в Карелии. Традиции, культура и весь уклад жизни современной Карелии неотделимы от веры, в которой они формировались. Узнав, как жили православные на карельской земле, кем были здесь подвижники и святые, каким был быт православной веры в обычных семьях и каких высот эта вера достигала в кельях монахов-отшельников, мы лучше поймем себя и людей, находящихся рядом.