Петроглифы. Всемирное наследие ЮНЕСКО

Эти рисунки выбиты на скалах у берегов Онежского озера и Белого моря тысячи лет назад. Они рассказывают о том, как жил, во что верил, каким видел окружающий мир человек эпохи неолита. Петроглифы Карелии вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся образец исчезнувшей цивилизации Северной Фенноскандии. Рассказываем, что это значит для республики.

Петроглифы Онежского озера (внимательно присмотритесь к камню). Фото: Игорь Георгиевский

Петроглифы Онежского озера (внимательно присмотритесь к камню). Фото: Игорь Георгиевский

Начнём с цифр. Сегодня в мире более тысячи объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (сейчас — 1 154, если говорить точно). И каждый год прибавляется ещё около трёх десятков.

Начинался список с египетских пирамид, но входят в него и современные сооружения. Например, Сиднейский оперный театр, открытый в 1973 году — как выдающийся шедевр архитектуры 20 века. Кстати, есть у ЮНЕСКО и Dark Heritage (темное наследие) — в этом листе Освенцим и Хиросима.

Петроглиф Лучник

Давайте разберемся, что же такое список Всемирного наследия. Отчего попасть в него трудно, а вылететь можно довольно быстро. В прошлом году, например, из списка ЮНЕСКО исключили британский Ливерпуль. Городские портовые доки считались крупнейшим в мире торговым центром XVIII-XIX веков. Но десять лет назад в порту Ливерпуля началось строительство, и эксперты решили, что новые сооружения «наносят ущерб подлинности и целостности объекта» и привели к «необратимой утрате универсальной ценности».

Петроглифы Онежского озера и Белого моря (и связанные с ними археологические памятники) вошли в предварительный список ЮНЕСКО в 2018 году. И уже в июле прошлого года на расширенной 44-й сессии Комитета всемирного наследия (проходившей, кстати, онлайн из-за пандемии) их включили в основной список.

Карельские петроглифы стали первым комплексом памятников наскального искусства от России в списке ЮНЕСКО.

Наргиз Айтуганова. Фото из личного архива

Наргиз Айтуганова. Фото из личного архива

— Карельские наскальные рисунки — так называемый «серийный» объект. Его составляют два кластера (Беломорские и Онежские петроглифы). Именно вместе они показывают, как художественная традиция изменялась со временем, — говорит Наргиз Айтуганова, заместитель руководителя отдела всемирного наследия и международного сотрудничества Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва).

— Для включения в список ЮНЕСКО есть свой отдельный список критериев, — продолжает Наргиз. — Не будем перечислять все, скажем только, что наши петроглифы были включены по критерию N3: памятник должен являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации (существующей или исчезнувшей).

Проще говоря, наскальная живопись Онежского озера и Белого моря (и связанные с нею археологические памятники) — уникальное, исключительное свидетельство образа жизни и верований человека эпохи неолита. Это выдающийся образец исчезнувшей цивилизации Северной Фенноскандии. Цивилизации, которая кроме петроглифов нам ничего не оставила.

 

Что же дает статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Нет, не международные деньги. ЮНЕСКО финансирует сохранение объектов только в развивающихся странах и только в исключительных обстоятельствах (например, когда случается землетрясение). Охрана и развитие петроглифов как туристического объекта — это в первую очередь задача России. Более того — обязанность государства-участника конвенции ООН.

Этим летом карельские ученые приступают к комплексным исследованиям на территории Беломорских и Онежских петроглифов.

Ольга Бахмет. Фото: КарНЦ РАН / Игорь Георгиевский

Ольга Бахмет. Фото: Игорь Георгиевский

— Теперь перед нами стоит задача проводить постоянный мониторинг. Важно все: антропогенная нагрузка (влияние человека), состояние петроглифов и окружающего леса, — говорит Ольга Бахмет, генеральный директор КарНЦ РАН. — Изучать ситуацию будут биологи, археологи, геологи, гидрологи и почвоведы. Задействуем наш научный флот (да, у нас есть научный флот). К концу года подготовим отчёт Карелии перед ЮНЕСКО.

Отчитываться по объекту Россия должна раз в шесть лет. Интересно, что перепроверять работу ЮНЕСКО не будет: доверяет государству-участнику, полагая, что оно выполняет требования конвенции априори.

 

А теперь о туризме. Сейчас за сезон на берег Онежского озера — чтобы увидеть петроглифы — приезжает около пяти тысяч человек. И добираться непросто, и гидов хороших пока мало. На Беломорских петроглифах народу больше, около двадцати тысяч туристов за лето.

Для сравнения: аналогичные объекты в мире (всего в списке ЮНЕСКО сорок памятников наскальной живописи) посещает до полумиллиона туристов в год. В туризме даже есть такое направление: люди хотят увидеть ВСЕ объекты ЮНЕСКО в мире.

Юлия Алипова, руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия. Фото: ИА "Республика" / Лилия Кончакова

Юлия Алипова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— У меня есть такие друзья, — рассказывает Юлия Алипова, руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Карелии. — Организуют туры и на протяжении всей жизни знакомятся с объектами всемирного наследия. И это не профессиональный интерес, им просто хочется увидеть все чудеса света.

У нас в Карелии теперь два объекта ЮНЕСКО — Кижи и петроглифы. А территориально получается даже целых три (Беломорские и Онежские петроглифы — это две отдельные поездки). А уж если человек доехал до Беломорска, то ему хочется увидеть и еще и Соловецкий монастырь (объект ЮНЕСКО в Архангельской области).

И сейчас, конечно, наша основная задача — быть к этому готовыми. С Беломорскими петроглифами всё более менее понятно, главное, добраться до Беломорска. Открыт павильон «Бесовы следки», до Залавруги добраться пешком несложно. И территория такая осязаемая, не надо иметь большой штат специалистов, чтобы следить за порядком.

Онежские петроглифы — это более сложная история для массового посещения, для грамотного расчета антропогенной нагрузки. Онежские — это, скорее, дикий туризм, активный туризм на открытом воздухе. И к нему совершенно другие требования по безопасности людей.

Немного цифр напоследок.

СПИСОК ЮНЕСКО

Российская Федерация, петроглифы Онежского озера и Белого моря

На территории этого объекта находится 4 500 петроглифов, вырезанных в скалах в период неолита 6-7 тысяч лет назад и расположенных в Республике Карелия в Российской Федерации. Это один из крупнейших подобных памятников в Европе с петроглифами, документирующими культуру неолита в Фенноскандии.

Серийный объект включает 33 памятника в двух составных частях на расстоянии 300 км друг от друга: 22 объекта с петроглифами на Онежском озере в Пудожском районе, на которых в общей сложности представлено более 1 200 рисунков, и 3 411 рисунков на 11 объектах на берегу Белого моря в Беломорском районе.

Наскальные рисунки на Онежском озере в основном изображают птиц, животных, фигуры полулюдей и полуживотных, а также геометрические фигуры, которые могут символизировать луну и солнце. Петроглифы Белого моря в основном состоят из рисунков, изображающих сцены охоты и мореплавания, включая соответствующее оборудование, а также следы животных и людей.

Они демонстрируют значительные художественные качества и свидетельствуют о творчестве каменного века. Петроглифы связаны с различными местами, включая поселения и захоронения.

Онежские петроглифы у самой воды. Фото: Игорь Георгиевский

Онежские петроглифы у самой воды. Фото: Игорь Георгиевский


Петроглифы – проект «Республики» об уникальных памятниках наскального искусства Карелии. В прошлом году петроглифы Онежского озера и Белого моря внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.