«Оружием слова»: как в войну работали журналисты в Карелии

В годы войны на Карельском фронте работали более сотни военкоров. Журналисты не только собирали информацию, писали статьи и делали фотографии, но и воевали наравне с бойцами на передовой. О малоизученных страницах истории войны — работе СМИ — рассказал «Республике» преподаватель института истории ПетрГУ Виталий Нилов. Новый выпуск проекта «Люди Победы» — о наших героических коллегах.

Газета Карельского фронта "В бой за Родину". Ксерокопия: 
Электронная библиотека Республики Карелия

Газета Карельского фронта "В бой за Родину". Ксерокопия: Электронная библиотека Республики Карелия

В августе 1941 года была основана газета «В бой за Родину», она стала главным СМИ Карельского фронта в годы войны. Главным, но не единственным.

«Мы привыкли к тому, что печать всегда выступает источником сведений, и очень редко — объектом изучения. Между тем ее роль на общественные процессы трудно переоценить», — рассказывает Виталий Нилов, доцент кафедры социологии и социальной работы института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Он однажды решил заняться темой влияния печати на общество, и его новая книга под названием «Оружием слова» посвящена работе СМИ на Карельском фронте в годы Великой Отечественной войны.

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры социологии и социальной работы Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Виталий Нилов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Виталий Нилов рассказал, что, работая над книгой, он убедился в справедливости классического положения военной науки: «Война есть общение людей между собою». Умелая организация такого общения через прессу сделали советскую пропаганду очень мощным орудием противостояния противнику.

«Понимаете, нацисты подготовились в плане пропаганды к войне довольно сильно. Их  теория превосходства одной расы над другими была популярна не только  в Германии, но и у союзников, в том числе эту идеологию разделяло и командование финской армии, ведь многие из них проходили там подготовку. Этой мощной идеологической машине нам надо было противопоставить более мощную систему, и руководство нашей страны сделало это в короткий срок».

Газета Карельского фронта "В бой за Родину". Ксерокопия: Электронная библиотека Республики Карелия

Газета Карельского фронта «В бой за Родину». Ксерокопия:
Электронная библиотека Республики Карелия

Исторический факт: если в начале войны соотношение убитых и пленных в Красной армии составляло один к семи, то к концу войны — восемь к одному.

«То есть бойцы были готовы погибнуть за Родину и не сдавались в плен. За этими данными стоит не только авторитет командования, но и огромная работа СМИ, военной печати. Такой вот феномен: пропаганда патриотических идей, героических фактов и поступков убеждала советских людей в справедливости войны против врага, заставляла поверить в силу и способность государства отразить агрессию. Для того, чтобы солдат пошел воевать, достаточно приказа, а для того, чтобы он пошел воевать на смерть, нужны высшие ценности», — рассказал Виталий Нилов.

Виталий Нилов

Виталий Нилов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

Газеты Карельского фронта

Пример результативности пропагандистской работы в годы войны — печать политотдела  Карельского фронта. Главным средством массовой информации с тиражом около 15 тысяч экземпляров стала газета «В бой за Родину». Она была основана  в августе 1941 года и выходила ежедневно на 4 полосах. Редакция располагалась в Беломорске при штабе. Здесь работало 19 сотрудников. А всего на территории Карелии выходило несколько десятков различных изданий армий, дивизий и полков: «Боевая вахта», «За Родину», «Крылья Советов», «Знамя Победы», «Красный воин», «На штурм».  Для организации работы прессы в Карелию из Ленинграда в начале войны были срочно направлены талантливые журналисты, писатели и поэты.  Среди них Илья Авраменко, писатель, работавший военкором газеты «В бой за Родину». После войны он стал главным редактором Ленинградского отделения издательства «Советский писатель». Геннадий Фиш также был военкором на Карельском фронте, а затем на Дальневосточном. Он вернулся с войны с орденами и медалями, много издавался, писал о героических сражениях и победах Красной армии.

Михаил Левитин

Михаил Левитин

Михаил Левитин, с марта 1942 года — редактор журнала «Сквозняк» политуправления Карельского фронта, известный ленинградский писатель-сатирик и драматург. В 1943 году он издал книгу «Письма Кости Перцова», герой которой стал как бы родственником Василия Теркина, литературного персонажа, придуманного Александром Твардовским.

Журнала «Сквозняк» . Архив: Национальный музей Республики Карелия

Журнала «Сквозняк». Архив: Национальный музей Республики Карелия

Многие журналисты принимали участие и в военных операциях на передовой. Виктор Килин, ответственный секретарь редакции газеты «На разгром врага», не только собирал материал, но и писал его прямо в блиндажах и землянках.

«Его статьи об артиллеристах и разведчиках, снайперах и работниках тыла привлекали внимание читателей своей оперативностью, глубоким знанием дела. Оказавшись в бою за овладение рубежом реки Суны в районе Поросозера, он возглавил группу бойцов, с ними форсировал реку и закрепился на рубеже, бой за который длился в течение трех суток. Килин, дважды раненный в этом бою, с небольшой группой бойцов открыл путь для переправы 55-го полка, что обеспечило боевой успех всей 176-й стрелковой дивизии. За этот подвиг Виктор Андреевич Килин был награжден орденом Красного Знамени».

Таких примеров героизма военкоров не мало в истории фронтовой печати Карелии. Очень многие из солдат с пером и автоматом в руках стали впоследствии известными писателями, преподавателями вузов, общественными деятелями.

Задачи: идеология и военная наука

Военкоры главной газеты политуправления Карельского фронта «В бой за Родину» отправлялись в командировки на позиции, собирали материалы, беседовали с бойцами, а затем возвращались в Беломорск, в штаб фронта. А газеты дивизий, например, работали прямо в землянках. Были в распоряжении  передвижные, мобильные типографии, как часы работали средства доставки почты. Без информации о ходе боев, о победах и положении дел в тылу было нельзя. Солдаты должны были знать, что мы движемся к победе.

«Это всё работало четко. Учитывалось все. Например, очень много было воинов, которые не знали русского языка: у нас сражались представители 20 национальностей. Выпускалась газета, например, на татарском языке, а также работали переводчики, которые читали газеты иноязычным воинам. Устраивались и коллективные читки газет в землянках», — рассказывает Виталий Нилов.

Виталий Нилов

Виталий Нилов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

На первом этапе войны пресса была нацелена на  работу по разрушению стереотипов, которые были сформированы нашей официальной пропагандой накануне вторжения захватчиков. Изначально людям внушались такие тезисы: «когда начнется война, то она развернется на чужой территории, «финский пролетариат не станет воевать против первой социалистической державы трудящихся», «если империалисты и развяжут войну, то она будет недолгой и Красная армия быстро справится с врагом». В 1941 году солдаты шли на войну с такими установками.

Многие советские люди, воспитанные на идеях гуманизма, были убеждены, что хладнокровное убийство одних людей другими аморально и не может долго продолжаться. В одном интервью военный летчик признается, что в первые месяцы войны он чувствовал себя как во сне, никакой вражды и ненависти к противнику он не испытывал, ему казалось, что стоит проснуться — и рядом будет дом, родные, жена, дети, мать. И только после гибели родных он почувствовал ненависть к захватчикам. Непоколебимая ненависть к врагу — главное чувство, которое должно быть вместе с солдатом в бою. Воины читали о зверствах оккупантов, о расправах над мирными жителями и шли в бой, чтобы отомстить.

Газета Карельского фронта "В бой за Родину". Ксерокопия: Электронная библиотека Республики Карелия

Газета Карельского фронта «В бой за Родину». Ксерокопия:
Электронная библиотека Республики Карелия

«Темы призрения к врагу, отмщения за коварство и зверства в красноармейских газетах неизменно соседствовали с публикациями о героизме и воинском мастерстве», — рассказывает Виталий Нилов.

Но военные газеты и боевые листки не были наполнены только лишь сводками с передовой, статьями о героических поступках и о победах, в прессе было много обучающих материалов. В Карелии, например, солдатам разъясняли о том, что нужно учиться ходить на лыжах, публиковали инструкции, обучающие бойцов этому искусству.

Весной 1942 года, когда фронт стабилизировался, началась пропагандистская кампания снайперского движения. Газеты начинают писать о лучших стрелках. Некоторые газеты ведут счет, сколько врагов уничтожено лучшими снайперами, воодушевляют воинов к овладению искусством меткой стрельбы.

Газета Карельского фронта "В бой за Родину". Ксерокопия: Электронная библиотека Республики Карелия

Газета Карельского фронта «В бой за Родину». Ксерокопия:
Электронная библиотека Республики Карелия

Пропагандистская работа прессы давала свои результаты. Вот, например, выдержка из газеты «Боевой путь», сообщение одного из командиров:

«Все бойцы-снайперы нашего подразделения встали на лыжи. Каждое утро проводятся тридцатиминутные лыжные тренировки по пересеченной местности. Тактические занятия также проводятся на лыжах».

Пропаганда среди войск противника

Виталий Нилов рассказал, что результативность пропагандистской работы в частях финских оккупантов была невысокой. На это повлияла прежде всего предшествующая Великой Отечественной Зимняя война, которая сформировала у финнов образ советского захватчика. С трудом велась такая работа и в рядах пленных финских солдат.

Тем не менее важная роль отводилась листовкам, газетам, брошюрам, иллюстрированным журналам, сборникам антифашистских песен и стихов, которые сбрасывали на финские позиции вместе с пропусками для перехода на сторону Красной армии. Всего с 1941 по 1944 год было распространено более 75 миллионов экземпляров такой печатной продукции.

Для распространения использовали как авиацию, так и «агитмины» и «агитснаряды». Этот метод распространения — результат смекалки и изобретательности личного состава.

«Например, в 367-й стрелковой дивизии капитан Королёв сконструировал 120-миллиметровую мину, вмещающую около двух килограммов листовок; дальность разбрасывания составляла до полутора километров. Этим способом ежемесячно распространялось 600 тысяч листовок. Шли в ход и пустые консервные банки с отверстием в дне и вставленным в него куском короткого бикфордова шнура. На дно банки насыпался слой пороха, который закрывался картонным пыжом, а оставшееся пространство заполнялось свернутыми в трубку листовками. Затем самодельный снаряд вставлялся в винтовочный гранатомет, заряженный холостым патроном, и выбрасывался при выстреле на расстояние 500-600 м. За время его полета бикфордов шнур сгорал, воспламеняя порох, образовывались газы, выталкивавшие сверток с листовками, разлетавшимися веером над окопами противника».

Листовка военного времени. Фото: сайт Научно-исследовательский центр нацбезопасности

Листовка военного времени. Фото: сайт Научно-исследовательский центр нацбезопасности

Виталий Нилов рассказал, что в процессе подготовки книги «Оружием слова» прочитал множество фронтовых газет, послевоенных публикаций военных авторов, но есть еще много неизученного в этой теме, теме работы военных журналистов.

«Материалов не так много, но нужно по крупицам собирать и восстанавливать истории о подвигах наших земляков».

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры социологии и социальной работы Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Виталий Нилов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

Виталий Нилов родился  в Минске. Обучался в Петрозаводском государственном университете. Кандидат исторических наук. Доцент кафедры социологии и социальной работы института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Автор более 140 научных трудов и учебных пособий, в том числе 6 монографий. Основные темы исследований связаны с социологией здоровья и исторической социологией, в частности, с вопросами влияния местной печати на общественные процессы в истории Карелии.

Проект «Люди Победы» — продолжение нашего успешного проекта «Выставка Победы». Рассказывая о судьбах людей, чьи жизни затронула война, мы не только открываем новые страницы истории страны, но и продолжаем создавать медийную галерею героев, благодаря которым эта победа стала возможной.