Свалился снег на голову: 13 января в Петрозаводске

«Городской аудит» взялся «раскопать» тему снегопада 13 января. Откапываться от снега мы в принципе продолжаем до сих пор, но это не мешает нам попытаться выяснить, кто же все-таки виноват в безобразии, которое в прессе окрестили снежным коллапсом.

«Городской аудит» взялся «раскопать» тему снегопада 13 января. Того самого снегопада, что заставил петрозаводских автомобилистов, пассажиров и пешеходов утром вспомнить все сочные слова, а вечером взяться за лопаты. Откапываться от снега мы в принципе продолжаем до сих пор, но это не мешает нам попытаться выяснить, кто же все-таки виноват в безобразии, которое в прессе окрестили снежным коллапсом. Так, разбираемся.

На календаре – 21 января. Прошла неделя с тех пор, как дороги, дворы и тротуары карельской столицы оказались под  метровым слоем снега. Вчера и сегодня опять шел снег. Между тем за семь дней город так до конца и не убрали. Но обо всем по порядку.

Снежный коллапс

Снегопад начался вечером 12 января и за ночь «белые мухи» заполонили всё. Уже к 21:00 видимость в Петрозаводске приближалась к нулю, а во дворах росли огромные сугробы. Синоптики потом расскажут любопытным СМИ, что за сутки в карельской столице выпала половина месячной нормы осадков. А ранним утром первые из торопившихся на работу петрозаводчан вышли на улицу и не узнали ни улицы, ни города. Да и на работу очень многие торопились зря – все равно не успели. Личные автомобили, дороги, дворы, тротуары и остановки – все, чем горожане привыкли пользоваться, чтобы добраться до места службы, оказались погребены под метровой толщей снега.

«Транспортный коллапс» — напишут потом в прессе. Автор этих строк вместо контролируемых начальством 9:00 переступил порог редакции в 10:10. А на остановке на Лесном проспекте был, как штык в снегу, в 07:50. И если бы не три «единицы» троллейбусов подряд, так и не сдвинулся бы с места: маршруток не было. Троллейбусы собирали пассажиров, но не всегда доставляли их к месту назначения: так, один из троллейбусов № 1 намертво застрял на улице Куйбышева.

Троллейбус намертво застрял на улице Куйбышева. Фото: Александр Батов

Первые наши новости о снежном коллапсе были написаны прямо с места событий – из салона яростно буксовавшего троллейбуса. Остальные горожане, не стиснутые рамками печатного слова, произносили совсем другие слова. Многие делились своими впечатлениями в социальных сетях.

— Проснулся от шума ветра, выглянул в окно — и что там? А там то, чего все так ждали, что интересно, на машине снега нет, но вокруг машины и во дворе снега выше колена. С добрым утром, Петрозаводск.

***

— Хорошо на дороге: одна полоса от двухполосной. Нормально так.

***

— Дороги не чищены. Не испытывайте судьбу!

***

— Продам снегоход!

***

— Пешком быстрее.

***

— Сегодня и пешком никак не пройти.

***

— А вчера обещали 30 с чем-то единиц техники выпустить…

***

— Нам до школы не дойти, во дворе сугробы по колено.

***

— Город, как всегда, не готов (((((

***

— И коротко о погоде:

Окей, Гугл

Окей, Гугл. Фото: vk.com

Кстати, многие автолюбители в ту среду повели себя очень по-человечески, проявив  чувства, которые и делают разных людей, живущих по соседству, одним городом: друг другу помогали выталкивать машины, а на остановках собирали попутчиков, безнадежно ожидавших троллейбусы и маршрутки.

Горожане толкают троллейбус

Горожане толкают троллейбус. Фото: Алиса Агранович

И еще о троллейбусах в то скорбное утро: директор ПМУП «Городской транспорт» Максим Луньков рассказал нам, каких усилий и даже потерь стоило в крайне тяжелых для троллейбусов условиях развезти по работам сотни петрозаводчан.

 — Я насколько понимаю, силами троллейбусного управления город в итоге на работу и поехал, — сообщил директор «Городского транспорта».

— 13 января надо было видеть, что творилось в городе. В принципе по правилам технической эксплуатации мы вообще могли машины на линии не выпускать, потому что в этих правилах прописано: когда снежный покров достигает 15 сантиметров, движение троллейбусов не допускается, поскольку от многочисленных пробуксовок горят тяговые двигатели, техника выходит из строя. Было у нас и рекомендательное письмо от ГИБДД о максимальном ограничении движения. Но предприятие приложило все силы, и мы выпустили машины на линии. Исходили из наших договорных обязательств перед мэрией, а также из чисто человеческих соображений. Мы понимали, что сугробы по пояс и никто свои машины не откопает. Сорвали расписание, ездили, как аэропорты иногда работают – по погоде. Сожгли кучу двигателей, переломали кучу техники. Но, тем не менее, ездили, людей возили. Последствия 13-14 января ощущаем до сих пор, до сих пор выровняться не можем – удар стихии по городу был очень серьезный, технике очень тяжело. В сам снегопад было много пробуксовок, а потом наледь пошла – троллейбусы стали штанги ломать, провода рвать.

Максим Луньков

Максим Луньков. Фото: Николай Смирнов

Поделись проблемою своей

Добравшись, наконец, до рабочих мест, интернет-активные петрозаводчане бросились наперебой делиться впечатлениями и набранным материалом. Фото и видео с буксовавшими маршрутками, медиками, бросившими в заснеженных дворах Ключевой карету скорой помощи, и прочее, прочее стали основными новостями дня. Стало известно, что и петрозаводский автовокзал отменил все рейсы. До 14:00 13 января автобусы пригородного и междугороднего сообщения не ходили.

Автовладельцам пришлось проявить смекалку: машины откапывали тем, что под руку попадалось. В Сети появилось и быстро набрало популярность видео из серии «Нет лопаты? Работай ведром!»

В общем, как выражаются продвинутые пользователи всемирной паутины, «снегопад сделал мой день».

Власти в борьбе со снегом

13 января в 10:00 глава Карелии Александр Худилайнен вернулся из московской командировки. Из вагона  вышел прямо в сугроб — перрон железнодорожного вокзала занесло. Увидев, что происходит в городе, глава созвал экстренное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, на котором обратился к сотрудникам всех учреждений Петрозаводска и к жителям города с просьбой помочь в уборке улиц:

 — Обращаюсь к руководителям организаций, учреждений и предприятий с просьбой предоставить имеющиеся технические средства для участия в работах по уборке и вывозу снега. Прошу всех жителей Республики Карелия в сложившейся сложной погодной ситуации оказывать содействие и взаимную помощь для совместной ликвидации последствий стихии, — сказал глава республики. 

Одними из первых на призыв главы Карелии очистить Петрозаводск от снега откликнулись активисты Общероссийского народного фронта: республиканский исполком ОНФ в полном составе работал лопатами на улице Дзержинского.

Позже и сами руководители республики во главе с Александром Худилайненом, а также сотрудники городской мэрии и тысячи петрозаводчан массово вышли на вынужденный субботник. За час члены правительства расчистили территорию и тротуары у роддома Гуткина, затем отправились убирать снег у детской больницы и у других социальных объектов.

— Один с сошкой, семеро с ложкой, что стоите? Берите лопаты и помогайте! — сказал Александр Худилайнен журналистам, когда те попросили прокомментировать, как идет уборка в столице Карелии.

По мнению главы, собирать чрезвычайный штаб в Петрозаводске нужно было накануне вечером, когда метель только началась. Никто не додумался. Худилайнен пообещал, что досконально выяснит, кто затянул с уборкой, и сделает соответствующие выводы.

Депутаты Петросовета, которые на следующий после снегопада день  вышли убирать снег, посчитали, что в ситуации во многом виновата администрация Галины Ширшиной и сама экс-мэр лично.

 — Галине Игоревне сильно повезло, что она до снегопадов оказалась в отставке и избежала необходимости решать эти проблемы, — заявил Павел Сандберг.

— Исполняющая обязанности главы города (Ирина Мирошник – прим. ред.) и депутатский корпус в ручном режиме справлялись с последствиями снегопада. В том числе подключали технику сторонних организаций – ПКС, «Карелстроймеханизации». Но это ручное управление, а должно быть четкое планирование такой работы. То, что его в администрации Ширшиной не было, свидетельствует о кризисе и отсутствии системы управления по выполнению мэрией основных полномочий. И в этой ситуации совершенно непонятно, за что Галина Игоревна, уходя с поста, выписала по 320% премии сотрудникам комитета ЖКХ в горадминистрации. Ведь работа была фактически завалена, — заключил депутат.

Депутаты убирают снег. Фото: Николай Смирнов

Тем временем в Сети так же жарко дискутировали, кто виноват в появлении снежной целины на месте привычного Петрозаводска. Ведь о снегопаде предупреждали за неделю – синоптики, специальные службы, СМИ. Чаще всего горожане возлагали вину на городские власти и фирмы, ответственные за уборку города.

Ну, и кто виноват?

Для справки:

«28 августа 2015 года администрация Петрозаводска и ООО «ТехРент» подписали договор на выполнение работ по текущему содержанию автомобильных дорог общего пользования и обеспечению безопасности дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа. Договор заключен до 30 июня 2016 года. Стоимость работ — 190 миллионов рублей, финансирование будет осуществляться за счет средств бюджета Петрозаводска на 2015—2016 годы», — пишет официальный сайт городской мэрии.

 Естественно, прописаны в контракте с «ТехРентом» и нормативы, по которым подрядчик должен работать и которые обязан выполнять. Кроме так называемой кратности (то есть периодичности) уборки улиц, в документе упоминаются ГОСТы. В них сказано:

— по истечении шести часов после окончания снегопада дороги должны быть приведены в нормативное состояние;

— после очистки проезжей части еще три часа дается на тротуары;

— если снег идет на протяжении нескольких часов, то каждые 2,5 часа должна быть «патрульная очистка» (носит рекомендательный характер). 

— Если ссылаться на эти нормативы, то, конечно, подрядчик их не соблюдает, — считает начальник отдела дорожного надзора городской ГИБДД Денис Аксёнов. — Это не только «ТехРент», это все организации, которые были задействованы на уборке – «ДорСтройСервис», Комбинат благоустройства. Ни один из подрядчиков нормативы не исполнил во время снегопада 13-го числа.

В петрозаводской Госавтоинспекции из 10 административных материалов по недобросовестному содержанию дорог зимой четыре составлены после снегопада 13 января. Подрядчикам — в том числе основному — грозят штрафы. Однако исполнительный директор ООО «ТехРент» Александр Сорокин уверен, что в сложившихся условиях его подопечные сработали нормально.

 — Считать, что подрядчик не справился со снегопадом 13 января, – это неправильно, — заявил он. — Это был не просто рядовой снегопад — это циклон Даниэлла, который обрушился на нас. При метровых снегах во Владивостоке занятия отменяли, в других городах тоже, а у нас воспринимают так, как будто это просто рядовой снегопад. Я считаю, что мы делали и делаем все, что можем. Максимально возможное в этих условиях.

— Работали 23 единицы техники. Мы шли, и через час все опять заметало. Понимаете? А нам говорят, что мы что-то там проспали. Да когда Александр Худилайнен вышел из вагона на перрон и оказался по колено в снегу, улицы были почищены. Площадь Гагарина была оплужена вся. Ну, и потом снег продолжал идти весь день. Мы работали не покладая рук, как говорится, — уверяет Александр Сорокин.

Александр Сорокин

Александр Сорокин. Фото: karel.mk.ru

Александр Сорокин заявил, что, по оценкам его коллег из других городов, в Петрозаводске все было еще более-менее.

— Наш город «ославили» на всю страну. Мне из Томска звонили, говорили, что посмотрели по веб-камерам — дороги в Томске в три раза хуже, чем у вас в Петрозаводске. А тебя, говорят, выставили так, как будто вообще ничего не убирается, все встало, сплошной коллапс. Сами себя высекаем. Нельзя к нам так относиться, люди работают. Ну, форс-мажор случился, — поделился руководитель «ТехРента».

С заявлениями подрядчика категорически не согласны в мэрии города.

 — Мы не должны были сами бегать с лопатами, подключать правительство республики, которые в свою очередь приглашали технику из других районов, — считает и. о. мэра города Ирина Мирошник. — Подрядчик должен был быть готов. И ведь это не была аномальная ситуация – нам в управлении по делам ГО и ЧС даже не дали статуса чрезвычайной ситуации, по нормам осадков «не дотянули» мы до этих позиций. 

— И подрядчик должен был иметь определенные контакты: к каким организациям он обратится за дополнительной техникой. Если бы они первичный снег убрали, не было бы этих накатов, и грейдеры бы в таком количестве и не потребовались бы. А так он два грейдера имеет, не желает тратить дополнительные деньги и вообще поставил для себя планку через месяц, а лучше через два убрать город, — возмущается Ирина Мирошник. — При этом подрядчик нас пытается убедить – мы убирали достаточно хорошо, неплохо, посмотрите, как в Петербурге было. Но у нас нет необходимости сравнивать: мы понимаем, что убирали плохо.

Ирина Мирошник

Ирина Мирошник. Фото: Николай Смирнов

По словам Ирины Мирошник, часть работ городские власти у «ТехРента» не примут – а значит, и не оплатят. Более того, платные услуги сторонних организаций, к которым мэрия была вынуждена прибегнуть,чтобы справиться с последствиями снегопада, из своего кармана должна оплатить компания «ТехРент». Сама администрация карельской столицы, пояснила Ирина Мирошник, здесь ничем помочь не может – за нецелевое использование бюджетных средств карают строго. И. о. главы Петрозаводска высказала претензии и к самому контракту, который специалисты по ЖКХ составляли еще во времена предыдущей администрации (они еще получат взыскания, доверительно сообщила и. о. мэра):

— Можно было сразу четко прописать: подрядчик должен быть готов к подобным погодным условиям, — сообщила Ирина Мирошник на встрече с журналистами. – Грамотно сформулирован контракт в той части, что город должен быть вычищен в течение шести часов после окончания снегопада в соответствии с ГОСТом. Но в «теле» документа не хватает пункта, согласно которому во время подобных снегопадов, видя, что подрядчик не справляется, мы могли бы сами нанимать сторонние организации убирать и вывозить снег, а платил бы за эти работы подрядчик из денег, прописанных в муниципальном контракте. Вот это не отрегулировано. Сейчас мы договорились, что подрядчик оплатит. А дальше, если будут еще снегопады, сподобится ли? Неизвестно.

На встрече Ирины Мирошник с журналистами

На встрече Ирины Мирошник с журналистами. Фото: Николай Смирнов

Сам же подрядчик больше упирает не на то, что должен убрать город в течение шести часов после снегопада, а на другое условие контракта – кратность уборки, ее периодичность. Не нравится Александру Сорокину также идея нанимать за свои деньги дополнительную технику во время непогоды:

 — Мы сами понимаем, какая у нас кратность. Если грейдеру положено четыре раза в месяц пройти – мы их проходим. Этого достаточно. 

— Есть 11 комбинированных машин, которые проходят по районам города за шесть часов. Планово поехали – через шесть часов весь город оплужен, — рассказал Александр Сорокин. — Во время таких снегопадов, конечно, надо усиливать. Но мы-то связаны тисками контракта. Уборка тротуаров стоит за январь 308 тысяч рублей. А мы были вынуждены привлечь фронтальный погрузчик, за который заплатим уже около миллиона. И еще потратим. Фирма работает себе в убыток! Однозначно.

Исполнительный директор ООО «ТехРент» считает, что на прописанные в контракте деньги с подобными снегопадами не справиться.

— В 2012 году на четыре месяца – с января по апрель – было заложено 166 миллионов рублей, — рассказал он. — А нам с января по 30 июня – 112 миллионов. На 60 миллионов уменьшила администрация контракт. При этом говорят: давайте, ребята, делайте, надо все вылизать. А давайте деньги посчитаем? Я им начал о деньгах говорить, а они мне – да что вы все об этом, вы по ГОСТу должны за шесть часов убрать. Только этот ГОСТ разработан в 1985 году. Сколько было машин тогда? А сейчас мы в пробках только стоим по часу. Летом и зимой. Москва от этого ГОСТа отказалась. Уже давайте жить в реальности.

Готовь сани летом

А реальность, ко всеобщему сожалению, оказалась такой, что множество недоделок подрядчика доделывали сами горожане. Депутат Петросовета Павел Сандберг считает, что в снежном коллапсе виноваты и подрядчик, и администрация города (на момент заключения контракта с «ТехРентом» возглавляемая Галиной Ширшиной).

— При подготовке к зимнему сезону сотрудники сферы ЖКХ в мэрии должны прежде всего руководствоваться правилами благоустройства, — считает Павел Сандберг. — А там четко сказано, что до 1 октября мэрия должна проверить всю технику подрядчика. Более того, там, где не может справляться техника – при очистке проездов, участков со сложной конфигурацией — должна работать ручная сила. И необходимо в том числе проверять, достаточно ли инвентаря у дворников и так далее. Как я понимаю, этой работой администрация Галины Ширшиной не занималась. Мэрия не определила места и для вывоза снега. К тому же, если магистрали еще как-то чистились, то по тротуарам была проблема. Это и сам подрядчик признал, у него, видимо, не хватило сил, чтобы очищать своевременно тротуары.

Есть управляющие компании, а есть «управляшки»

Отдельно пришлось разбираться с управляющими компаниями, провалившими уборку дворовых территорий:

Среди отстающих – оскандалившаяся УК «Онего», которая почти три недели не может отогреть замерзшие трубы полсотни домов. При этом УК «Онего»настолько закрыта для горожан, властей и прессы, что до сих пор непонятно, сколькими домами в городе она управляет: на официальном сайте компании указаны 116 домов, и. о. мэра говорит о 150, а депутаты горсовета и вовсе называют 350 домов.

— Непонятно, как администрация города допустила на конкурс по управлению домами компании, у которых на 350 домов 22 дворника, — отметил Павел Сандберг. — То есть на 16 домов числится один дворник! Хотя по факту, я думаю, дворников еще меньше… Я уже не говорю о том, что в управлении таких компаний немало ветхого жилфонда, там было замораживание канализации и водоснабжения. И управляющие компании абсолютно с этим не справились.

Павел Сандберг

Павел Сандберг. Фото: Яков Симанов

 — Отдельные управляющие компании – «Онего», «Квартал», «Район» — очень плохо справились с ситуацией, — подчеркнула Ирина Мирошник.

— Мы вынуждены также констатировать, что и муниципальная жилищная организация «ПетроГИЦ» находится в этом списке аутсайдеров. У крупных компаний пропорция 1:1 – количество домов и дворников, а у маленьких — один дворник на 10 дворов. И он явно не успевал, — рассказала и. о. мэра. — А УК «Онего» вообще дворы не убирала, потому что рядом находится УК «Партнер», которая заодно вычищала и их территорию, потому что этот снег портил им вид, и вообще «Партнеру» важна репутация. И у компании «Онего» ответы примерно те же, что и у «ТехРента»: мы не думали, что зима будет такая холодная и такая снежная. О чем здесь говорить, когда руководство компании, взрослые люди, оперируют подобными категориями?

В результате и. о. главы, вооружившись поддержкой надзорных органов, всерьез подумывает над тем, чтобы разорвать договорные отношения с УК «Онего». Понятно, что ее руководству грозит при этом законное наказание:

Не мог «Городской аудит» не спросить о том, хочет ли теперь мэрия разорвать деловые отношения с «ТехРентом».

 — Контракт реально расторгнуть, — заявила Ирина Мирошник. — Но мы понимаем, что на заключение следующего потребуется 45 дней, а в зимний период остаться без подрядчика – это сложно. Но нам никто не мешает накопить претензии к «ТехРенту» и потом расторгнуть контракт, если мы все-таки поймем, что за отработанный период претензий к подрядчику оказалось больше, чем самой работы. Мы за эту неделю зафиксировали достаточно случаев неисполнения контракта. 

— Мы потребовали у руководителя «ТехРента» определить четкие сроки, в которые город будет приведен в надлежащее состояние. Речь идет о самом ближайшем времени. Ждать до весны, как в прошлом году, мы не будем. Пока за «ТехРентом» специалистам ЖКХ, ГО и ЧС ежедневно приходится ездить следом буквально, потому что, если мы не контролируем, они начинают выводить меньше техники. Вот такая непростая ситуация.

И вот такой вот снегопад. Кому-то показавшийся обычным, вполне себе зимним, карельским. А кому-то настоящим испытанием — своих сил и терпения. И доверия к нынешним дорожным службам и к власти, их нанимавшей. Да, центральные улицы города вычистили почти до асфальта, пытаются вернуть дорогам прежнюю ширину, кое-где снег собирают и вывозят. Но сколько дорог второй, третьей и четвёртой категорий, т. е. те, что между домами и во дворах, по-прежнему в колее и под снежным, кое-как укатанным настом. Будем весны ждать? Или оттепели?

На всякий случай сообщаем: до 30 июня 2016 года по вопросам уборки и содержания дорог жители города могут обращаться в диспетчерскую ООО «ТехРент»: 8-921-224-37-56.