От фонаря до фонаря

В очередном выпуске "Городского аудита" мы вновь возвращаемся к проблеме уличного освещения. "Республика" узнала, как горожане оценивают новые фонари и кого защищает энергосервисный контракт.

Перекресток Титова - Пушкинская. Нетрудно догадаться, где установлены новые фонари, а где остались старые. Фото: Николай Смирнов.

Перекресток Титова — Пушкинская. Нетрудно догадаться, где установлены новые фонари, а где остались старые. Фото: Николай Смирнов.

Городские власти вновь взялись за уличное освещение. Всё более очевидно, что жители недовольны новыми светодиодными фонарями, которые еле рассеивают тьму вокруг в радиусе нескольких метров. Копятся жалобы от горожан, пугает статистика ДТП в темное время суток. Есть ли у администрации рычаги влияния на подрядчика? Что показала экспертиза уровня освещенности в городе? И как всё-таки будут решать проблему? Эти вопросы мы задали экспертам и горожанам.

Вопрос о нормальном уличном освещении в Петрозаводске на очередном планерном совещании в горадминистрации поднял спикер Петросовета Геннадий Боднарчук: он попросил администрацию детально изучить условия энергосервисного контракта, который был заключён с компанией «БалтЭнергоЭффект», найти и наказать тех, кто виновен в царящей на улицах города темноте. Разобраться в ситуации и. о. мэра Ирина Мирошник поручила комитету ЖКХ. Тем боле, что в этой истории действительно есть над чем поразмыслить.

Геннадий Боднарчук, председатель Петросовета:

Геннадий Боднарчук. Фото: Николай Смирнов

— Когда мы найдем виновных в том, что город оказался во тьме, должны последовать кадровые перестановки. По моей информации, в энергосервисном контракте привилегии есть только у исполнителя. У администрации же мало шансов расторгнуть контракт или внести какие-то изменения. Надо поднять текст договора, проанализировать и понять, есть ли там коррупционная составляющая и кому было выгодно заключить контракт именно на таких условиях.

Боднарчук также отметил, что освещенность в городе не соответствует нормативам, но город при этом не может обязать подрядчика заменить фонари. Более того старые светильники, которые нормативам соответствовали, согласно контракту были утилизированы, то есть город вообще лишили какого-либо выбора.

Геннадий Боднарчук, председатель Петросовета:

Геннадий Боднарчук. Фото: Николай Смирнов

— Необходимо обратиться в надзорные органы и установить, насколько законно было подписание контракта и приемка работ. Я считаю, что сначала нужно получить документ, подтверждающий соответствие нормам освещенности, а потом уже подписывать ввод фонарей в эксплуатацию. Но в Петрозаводске почему-то произошло наоборот. Виновных в этом обязательно нужно найти.

Как было дело

В 2013 году в мэрии решили сократить расходы на электроэнергию и установить в городе новые светодиодные фонари. Предстоящую модернизацию системы уличного освещения широко рекламировали. Сообщалось, что новые фонари потребляют меньше электроэнергии, а значит, и платить городу придется меньше.

Конкурс выиграла питерская фирма «БалтЭнергоЭффект», которая взялась заменить 14 тысяч 648 светильников. Условия контракта были таковы: подрядчик меняет лампы за свой счет, а взамен в течение шести лет получает большую часть сэкономленных на электроэнергии денег.

Для города закупили светильники нескольких моделей – от 30 до 150 Вт. Они дают светопоток от 2 до 16 тысяч люменов и полностью отвечают требованиям экономии. Но достаточно ли мощности в 30 Вт, чтобы освещать пешеходные переходы, перекрестки и придомовые территории? Как выяснилось, нет.

Для освещения дворов используют светодиодные лампы мощностью в 30 Вт. Фото: Николай Смирнов.

Для освещения дворов используют светодиодные лампы мощностью в 30 Вт. Фото: Николай Смирнов.

Сразу после замены фонарей посыпались жалобы от горожан: водители говорили о плохой видимости на дорогах, жители домов сетовали на темноту во дворах.

Среди недовольных — представитель Общероссийского народного фронта Лариса Бойченко:

https://eb.utuoy/1i_q5ECCf9o

Статистика ДТП в темное время года:

По информации ГИБДД, за 3 зимних месяца в Петрозаводске в ночное время – с полуночи до 7 утра – происходило от 1 до 3 аварий ежечасно. Зарегистрировано 140 ДТП: пострадали 165 человек, погибли 24 человека. Для сравнения: за весь 2015 год в Петрозаводске на дорогах получили травмы 327 человек, погибли 10.

Экспертиза показала

Когда в администрации стали разбираться с проблемой, оказалось, что несоответствия нормам действительно есть. Сначала выяснилось, что кое-где новые светильники мощностью 30 Вт установили на место старых мощностью в 150 Вт.

Затем, в августе 2015-го, перед началом учебного года, ГИБДД провела свою проверку и указала на плохую освещенность пешеходных переходов вблизи учебных заведений — администрации выписали штраф в 600 тысяч рублей. А в декабре ГИБДД и активисты ОНФ с помощью прибора «Люксометр» измерили уровень освещенности на 130 пешеходных переходах. Выяснилось, что 43 из них освещены плохо или не освещены совсем.

Свою проверку провёл и карельский Роспотребнадзор. О её результатах ещё в декабре на заседании комиссии по безопасности дорожного движения рассказал руководитель ведомства Анатолий Коваленко:

https://eb.utuoy/DFm5H2UPVsQ

В конце концов независимую экспертизу заказала и сама администрация – её провел научно-исследовательский центр ВНИСИ им. С.И. Вавилова. Городу экспертиза обошлась в 400 тысяч рублей. Выборка состояла из 46 объектов уличного освещения, из них 34 нормам не соответствовали. На двух улицах Петрозаводска (Анохина и Антонова) обнаружили слишком низкий уровень освещенности, уровень яркости признали несоответствующим сразу во многих точках.

Чиновники и общественность стали говорить о необходимости проверить условия соблюдения контракта и призвать подрядчика к ответственности.

На чьей стороне контракт?

Оказалось, что спросить с компании «БалтЭнергоЭффект» за темные улицы не так просто. Об этом рассказали на муниципальном предприятии «Петрозаводские энергетические системы», которому администрация города поручила разобраться в этом вопросе (само предприятие ответственно за опоры уличного освещения, которые администрация Петрозаводска передала ему в рамках права хозяйственного ведения. Таким образом, предприятие отвечает за содержание коммуникаций и опор освещения, а замена перегоревших ламп – обязанность «БалтЭнергоЭффект»). Директор «Петрозаводских энергетических систем» Павел Сандберг рассказал, что контракт максимально защищает подрядную организацию.

Павел Сандберг. Фото: Николай Смирнов.

Павел Сандберг. Фото: Николай Смирнов.

— Администрация абсолютно не продумала защиту от неэффективного контракта и его неисполнения, от тех форс-мажорных обстоятельств, которые могли бы случиться. В документе, например, не прописано, что уровень освещенности не должен упасть, несмотря на достигнутую экономию. И контролирует работы по договору не администрация, а исполнитель.

Самая большая управленческая ошибка в контракте, заметил Павел Сандберг, – это отсутствие проекта по замене фонарей уличного освещения. Именно в нем должны были указать высоту опоры, расстояние между ними и другие критерии, которые необходимо было бы соблюдать.

По словам Павла Сандберга, экономить компания начала еще до начала замены фонарей:

https://eb.utuoy/P7Z1wEr2J_w

Между тем, продолжает Сандберг, в контракт включили пункты, которые выглядят достаточно странно. Например, по условиям договора, 12 тысяч старых фонарей (из 14 тысяч замененных) подлежат утилизации. Рабочие «БалтЭнергоЭффекта» и обращались с ними соответственно: сбрасывали с высоты опоры на асфальт, не особо заботясь об их сохранности, говорит директор «Петрозаводских энергетических систем». А между тем, отмечает он, эти старые светильники – собственность муниципалитета, и решать, что с ними делать, должны были именно городские власти.

— Эти светильники нужно было сначала проверить: утилизировать те, которые отслужили свой срок, а остальные, более-менее нормальные, сдать на склад. Возможно, их где-то еще можно было бы использовать. Утилизация вообще не должна была быть включена в энергосервисный контракт.

Вызывает у экспертов вопросы и сам факт приемки работ без предварительной проверки качества освещения на улицах Петрозаводска. Все экспертизы и замеры делались уже постфактум, хотя логичнее было бы сначала проверить соответствие новых ламп нормативам и просчитать, будет ли хватать света жителям города.

— Я просмотрел ряд энергосервисных контрактов в Московской области, — рассказал Сандберг, — и там экспертиза проводится не тогда, когда все подписано, работы выполнены и сданы, а на этапе закупки оборудования. Светильники должны были проверить, как только их привезли. Затем какое-то количество нужно было установить, но не на улицах города, а на техническом участке, чтобы проверить, соответствует ли освещение существующим нормам.

Вместо фонаря — фонарик

В том, что фонарей на улицах должно быть больше и что их мощность следует увеличить, уверены и петрозаводчане. Вечером и по утрам большинство горожан «включают» режим повышенной опасности: кто-то не отпускает детей одних на улицу, кто-то вооружается карманным фонариком. И все внимательно всматриваются в полумрак двора и дороги.

Илья

Хорошо ли освещен вечерний Петрозаводск? . Фото: Николай Смирнов. — Я сам с Зареки, у нас дворы очень темные. Когда зима, света вообще не хватает, приходится носить с собой фонарик. Мы обращались в мэрию, но там от нас отделались обещаниями. Над этой проблемой нужно работать, хотя бы установить больше фонарей.

Валерий Иванович

Хорошо ли освещен вечерний Петрозаводск? . Фото: Николай Смирнов.— Конечно, света в Петрозаводске недостаточно, даже при условии, что установили современные светильники. Теоретически, с точки зрения тех, кто их поставил, они светят нормально, но для нас, горожан, — плохо!

Андрей

Хорошо ли освещен вечерний Петрозаводск? . Фото: Николай Смирнов. — Освещение просто ужасное, очень плохо видно, особенно в сумерки. Кто рассчитывал систему освещения в городе? Кто вообще придумал эти новые фонари установить? Они совсем не светят, луч слишком узкий. У нас есть участки, где стоят старые фонари, — и там все видно шикарно. А новые вообще не работают, бог судья тому, кто все это сделал. А как все исправить – даже не знаю, все-таки это не моя сфера.

Алёна

Хорошо ли освещен вечерний Петрозаводск? . Фото: Николай Смирнов.— Город плохо освещен, практически ничего не видно. Сейчас еще более-менее, потому что выпал снег. А вот буквально пару дней назад всё таяло, и в темное время суток ни пешеходов не было видно, ничего. Особенно плохо по весне и по осени. Освещение в городе никогда не было особо хорошим. Недавно производилась замена фонарей, но и это никак не помогло. Наверное, надо планировать какую-то другую систему освещения.

Людмила

Хорошо ли освещен вечерний Петрозаводск? . Фото: Николай Смирнов.— Центральные улицы освещены достаточно хорошо, а что касается дворовых территорий, там, конечно, все гораздо хуже. Когда ведешь утром ребенка в школу, довольно-таки темно. А мы ходим не по центральным улицам, а через парк, там очень мрачно. И одного ребенка в школу точно не отправишь. Нужно поставить гораздо больше фонарей, часть заменить на более яркие.

Станислав

Хорошо ли освещен вечерний Петрозаводск? . Фото: Николай Смирнов.— Освещение ужасное, фонари есть, но они просто не светят. Особенно светодиодные — они вообще света не дают. Кое-где светильники просто не работают. Пусть поставят фонари как в Чалне, старого образца, которые дают желто-оранжевый свет. У нас такие же стоят на Зареке, на Ригачина, вот они очень яркие, такие нужно поставить по всему городу. Ну, или хотя бы на мосту между Кукковкой и Древлянкой, на Чапаева – на крупных дорогах, где много машин ездит.

Евгений

Хорошо ли освещен вечерний Петрозаводск? . Фото: Николай Смирнов.— Я бы не сказал, что новые лампы светят плохо, во дворах они стоят – и все хорошо видно. В принципе и для магистральных дорог они подойдут, меня, как водителя, это бы устроило. Единственное, что нужно лучше освещать пешеходные переходы.

 

О том, что большинство петрозаводчан недовольны уличным освещением, говорят и результаты нашего опроса в социальной сети.

Результаты опроса.

Выходим на свет?

Сезон белых ночей и впрямь не за горами, но верится, что проблема со светом решится всё-таки иным способом. Очевидность проблемы — нечастый случай в городе — признали все единодушно: и власть, и депутаты, и горожане. Вопрос — как восстановить нормальное освещение в городе? Сейчас все заинтересованные стороны ищут ответ.

Петросовет занял жёсткую позицию добиваться от администрации города и подрядчика исполнения взятых обязательств. Специалисты предприятия «Петрозаводские энергосистемы» составляют список нарушений, допущенных подрядчиком, которые необходимо будет устранить. Изучают контракт, уточняют, получил ли подрядчик (и сколько) за свою работу те самые сэкономленные на электроэнергии выплаты.

Павел Сандберг считает, что строить работу с подрядчиком нужно более жестко:

https://eb.utuoy/5fXQmbatBYU

Сам подрядчик — «БалтЭнергоСервис» — уже работает над устранением некоторых нарушений: в центре города на опоры уличного освещения устанавливают по дополнительному светильнику — вместо одного будут работать два светодиодных фонаря. Также компании представили список нарушений, который выявила московская светолаборатория.

Будем надеяться, что в итоге Петрозаводск выйдет на свет.