Лось пьет, а ему все хуже и хуже: готов ли Петрозаводск к новому снегопаду?

Синоптики вновь обещают городу снегопады. Городу, который так и не пришел в чувство после разгула стихии 13 января. Готовы ли городские службы к новому испытанию? Не повторят ли ошибок, которых допущено множество? Итак, продолжаем тему уборки города.

Синоптики вновь обещают городу снегопады. Городу, который так и не пришел в чувство после разгула стихии 13 января. Конечно, в условиях наступившей оттепели вряд ли нас ждут настолько обильные снегопады, да и будут они вперемешку с дождем. И, тем не менее, новые осадки выпадут на слежавшийся, укатанный и до сих пор до конца не убранный снег образца 13-14 января. Отсюда вопросы: готов ли подрядчик к новому испытанию, не повторит ли ошибок, которых, по мнению властей, допущено множество? «Городской аудит» собрал эти вопросы в список и задал их заинтересованным сторонам — петрозаводской мэрии и подрядчику — компании «ТехРент». Поскольку в свою очередь в их нормальной слаженной работе заинтересованы мы с вами. Итак, продолжаем тему уборки города.

Город негативных эмоций

— Вот совсем не нужно думать, что 13 января мы пережили, все до работы-с работы доехали, и всё, — заявил «Городскому аудиту» специалист, много лет проработавший на уборке петрозаводских дорог, пожелавший остаться неназванным. — Проблемы только начинаются.

В общем-то, чтобы понимать это, анонимным специалистом быть совсем необязательно. Каждый в Петрозаводске видит: город задыхается в сугробах. Мы от всей души сочувствуем людям, обреченным каждое утро тосковать в пробках на Чапаева, Кирова, Комсомольском, Шотмана и многих-многих других дорогах города. Выросшие по обочинам дорог снежные накаты заставляют нас вспоминать грустный термин «полполосы» и ненавидеть пешеходов, выскакивающих из-за снежных куч на проезжую часть, как черт из табакерки. При этом, поверьте, «Городской аудит» изо всех моральных сил поддерживает пешеходов, мужественно волочащих ноги сквозь тротуарную шугу или бредущих вдоль сугробов по проезжей части улиц без тротуаров (в городе много таких).

 

Накопившиеся эмоции горожане по привычке выливают на страницы социальных сетей:

— И снова снег, и снова за 5 часов езды по городу ни одной снегоуборочной машины, ждем, пока насыплет по колено…
* * *
— Надо снег загрузить в самосвал и выгрузить у порогов домов, где живет руководство дорожных служб.
* * *
— Они начнут убирать, когда кругом будут пробки и аварии!
* * *
— Да, будет новое веселье, +2,+4 и мегаколея в 30 сантиметров в каждом дворе, на некоторых улицах, а ночью будет все подмораживать, так что этой зимой поимеем проблем по полной программе.
* * *
— И опять зима наступила неожиданно…
* * *
— И снова день жестянщика…

С разгневанными интернет-пользователями согласен Аврам Склярский — человек, отдавший управлению городским хозяйством несколько десятилетий своей трудовой биографии.

— Стыд и позор! Стыд и позор для столичного города так убирать проезжую часть, — заявил Аврам Склярский. — Не убрано, дороги заужены, колейность страшная, перекрестки не убраны, везде колдобины. Из-за поворота, из-за этих куч, которые выгребли на середину и не вывозят, не видно встречной машины. Просто не видно. Это стыд и позор для столичного города.

Отметим: это говорит человек, имеющий право на резкие суждения.

Для справки:

Аврам Склярский. Фото: Михаил Никитин

Аврам Склярский — заслуженный работник народного хозяйства Республики Карелия, почётный работник топливно-энергетического комплекса России. С 1981 по 1990 год управлял петрозаводским «Горремстройтрестом», с 1990 по 2000 год работал начальником управления коммунального хозяйства мэрии карельской столицы, с 2001 года — первый заместитель председателя региональной энергетической комиссии, при этом с 1996 по 1998 год занимал пост заместителя главы самоуправления Петрозаводска по городскому хозяйству. Позже трудился в карельском правительстве, сейчас работает в «Карелгазе».

Сугробы детям не игрушка

И ведь кроме постоянных опозданий на работу, сжигания топлива и нервов в пробках речь идет о самом главном — жизни и здоровье петрозаводчан.

Статистика городской ГИБДД грустна: до знаменитого снегопада в Петрозаводске случилось 202 ДТП, в которых побили машины, и шесть дорожных аварий, в которых пострадали люди; а с 13 по 26 января зарегистрировано уже 471 ДТП, в которых механические повреждения получили автомобили, и семь происшествий, в которых были травмированы люди. Вот утром 19 числа очередной водитель не справился с управлением:

https://eb.utuoy/UCd_q93BnwQ

Автолюбитель за рулем Mitsubishi совершал несложный маневр — перестраивался из левой полосы в правую. Но из-за снежной колеи маневр оказался невыполним — машина врезалась в снежный бруствер. И так по всему городу. А ведь за этими брустверами ходят пешеходы. Кроме того, поиграть на этих сугробах неумолимо тянет наших детей. Фотокорреспондент «Городского аудита» стал свидетелем того, как юные петрозаводчане катаются со снежных куч прямо у дороги. Дорогие родители и водители, будьте бдительны!

 

Так что же со всем этим делать? И кому? Ситуацией уже заинтересовались надзорные органы: в середине января городская прокуратура совместно с Госавтоинспекцией проверила, как убирают дороги Петрозаводска от снега и наледи. Выявили множество нарушений. На проезжей части местами имелась снежно-ледяная колея высотой от трех до 14 сантиметров. На пешеходных переходах выросли снежные валы высотой больше метра. Некоторые остановочные комплексы и подъезды к ним совсем не почищены.

15 января «ТехРент» получил от надзорного органа представление — устранить нарушения. Подрядчику дали месяц. В противном случае его ждет штраф до 100 тысяч рублей. А директору компании могут запретить занимать управляющие должности от шести месяцев до года.

Власти спорят — снег лежит

— От компании «ТехРент» мы слышим все ту же самую аргументацию о том, что это небывалое количество осадков, мы не ожидали этого, — заявила и. о. главы города Ирина Мирошник.

Городские власти убеждены: подрядная организация «ТехРент» с уборкой и вывозом снега не справляется. А потому гарантий, что коллапс 13 января не повторится, не дают:

https://eb.utuoy/tpIAtALoMJA

По словам и. о. мэра, администрация, конечно, постарается минимизировать последствия возможного стихийного бедствия, но случиться может все.

— Потому что с 13 января прилично времени прошло, а мы видим, что в соответствии с ГОСТами уборка города до сих пор не выполнена. И не все работы мы оплатим — бюджетные средства недопустимо расходовать на некачественную уборку, — подчеркнула Ирина Мирошник.

Ирина Мирошник. Фото: ИА "Республика" / Александр Батов

Ирина Мирошник. Фото: ИА «Республика» / Александр Батов

Про деньги — это очень верно: по условиям подписанного подрядчиком муниципального контракта «ТехРент» претендует на 190 миллионов бюджетных рублей. Это, по сути, наши с вами деньги, которые, в отличие от снега, на дороге не валяются. И петрозаводчане вправе требовать, чтобы после каждого снегопада город убирали — по возможности быстро и качественно. И исполнительный директор компании-подрядчика Александр Сорокин говорит: так и будет, «ТехРент» к новым разгулам стихии готов.

— Если такой снегопад повторится, мы готовы привлекать дополнительную технику, — заявил он. — У нас есть контакты и договоры с рядом предприятий, у которых есть, например, грейдеры. В частности, это «ПСК Строитель», «Карелстроймеханизация», ДРСУ, «Ремстройкомплект».

Александр Сорокин

Александр Сорокин. Фото: karel.mk.ru

Однако Ирина Мирошник заявила, что с потенциальными субподрядчиками «ТехРент» свели на совещании в мэрии — сам Александр Сорокин для этого сделал мало. Сам руководитель компании-подрядчика считает, что претензии городских чиновников в адрес подрядчика малообоснованны, и 13 и 14 января «ТехРент» работал в условиях форс-мажора, когда все ГОСТы и прочие требования были просто неисполнимы.

— В контракте много разночтений, и всегда они не в пользу подрядчика. Всегда он почему-то виноват. Любой подрядчик. Но только не мэрия города, — подчеркнул Александр Сорокин.

Учите матчасть!

У обеих сторон своя правда — так что давайте посмотрим на сам контракт. Выясняется, что в документе, который администрация мэра Галины Ширшиной подписала с «ТехРентом» в сентябре прошлого года, много недосказанного или, наоборот, лишнего. Сейчас нас в нем интересуют две вещи: уборка снега и его вывоз. В контракте прописано: подрядчик должен убирать снег, согласуясь с ГОСТами и кратностью. Напомним, ГОСТы требуют, чтобы выпавший снег «ТехРент» убрал в течение шести часов после окончания снегопада; после этого еще три часа дают на уборку тротуаров. Кратность — или периодичность — уборки означает, что в течение месяца, например, грейдер должен пройти по всем улицам городского значения не менее четырех раз.

Эти нормы прописаны в муниципальном контракте, который подписали и мэрия, и подрядчик. А теперь обе стороны недовольны работой друг друга. Доводы и. о. главы Петрозаводска мы уже привели: «ТехРент» не исполняет требования ГОСТов. «Зато с кратностью у нас все в порядке», — возражает «ТехРент». Александр Сорокин вообще считает, что подрядчик работает себе в убыток.

— Эту кратность в контракте прописала мэрия. Грейдер должен пройти по всем улицам городского значения четыре раза в месяц. Раз в неделю. А мы в январе прошли только по Первомайскому проспекту раз восемь. Уже израсходовали 45 тонн топлива. А должны были, конечно, меньше. Судя по интенсивности нашей работы, по тому, что мы вообще не останавливались, это, наверное, уже половина суммы контракта.

 

Город же стоит на своём: «ТехРент» не исполняет требования ГОСТов. И такие споры продолжаются уже три недели на каждом совещании в мэрии. А город по-прежнему остается неубранным. Наш независимый эксперт Аврам Склярский встал на сторону подрядчика.

— Слова и. о. мэра города — это заклинание какое-то. Это кликушество — говорить о том, что все плохо, все плохо, мы не заплатим, а надо засучив рукава работать. Ну, что это? Просто расписывается в беспомощности что-либо делать, — заявил эксперт. — В контракте должно быть четко прописано когда, кто, в каких объемах и в какой очередности убирает снег и вывозит его, что делать в случае форс-мажорных обстоятельств и т. д. А если контракт так составлен, когда нет ничего конкретного — всегда можно свалить вину на подрядчика. Всегда.

Вынос снега

Теперь про вывоз снега. Новость, опубликованная на нашем сайте, что из Петрозаводска вывезли уже более шести тысяч тонн собранного в валы снега, вызвала гнев читателей:

— Шесть тысяч тонн — это же совсем мало!

— Шесть тысяч тонн снега — это, интересно, какого? Если сухого пушистого и свежевыпавшего — одно дело, это примерно 30-60 килограммов на куб, а если осевшего свежего — уже 200-300. Объемы разные.

— Это все равно, что в магазине купили вчера целых три буханки хлеба или зарплата учителя Пупкина составляет целых три тысячи рублей.

— Напротив мэрии соскребли? Весь город до сих пор завален снегом. С каждым годом всё хуже, как в анекдоте про того лося.

 

А анекдот, кстати, все, наверное, помнят: лось с сильного похмелья пьёт водицу из лужи, увидел его охотник. Выстрелил в голову раз — лось стоит и продолжает пить. Выстрелил два — лось стоит. Бросил мужик бесполезное занятие и пошел дальше. Лось поднимает голову и говорит:  «Пью, пью, а мне всё хуже и хуже…»

Критиковать и иронизировать, конечно, можно. Но дело в том, что в контракте, составленном мэрией еще под руководством Галины Ширшиной, прописано вывезти в зимний период — с января по март включительно — 15 тысяч тонн снега. Так что две трети установленной контрактом нормы подрядчик уже вывез из города. Кто высчитал такую скромную норму?

Ну как вы там без меня?

Фото: vk.com

Понятно, что в городе сейчас лежит в несколько сот раз больше. Но заплатят подрядчику — частной организации, работающей за деньги, — только за 15 тысяч тонн. И план он уже сейчас перевыполняет.

— Считайте, что мы работаем по снегу уже по графику конца февраля, — отметил Александр Сорокин.

— Пескобаза на Вытегорском шоссе, 43-б вся завалена. 10 тысяч тонн мы уже вывезли, осталось по контракту вывезти еще пять, но это далеко не все: еще возить — не перевозить. Я в мэрии сказал: давайте как-то определимся, как дальше работать, определимся с дополнительными средствами на вывозку, расставим приоритеты. Нам ведь пять тысяч тонн снега вывезти — неделя максимум.

 

В этой части «ТехРенту» и городской администрации, к счастью петрозаводчан, договориться удалось. Мэрия сейчас рассматривает два варианта: либо прописать в действующем контракте новые объемы вывозки снега с соответствующей оплатой; либо заключить дополнительный контракт без проведения конкурса на сумму до 100 тысяч рублей. Но и в этом вопросе согласие сторон — на грани фола: мэрия и «ТехРент» никак не могут договориться, с каких улиц в первую очередь вывозить снег.

— Раньше, когда я работал директором муниципального предприятия ДЭУ, администрация составляла список улиц и мостов для вывозки снега, — рассказал исполнительный директор «ТехРента». — Сейчас дергаемся с одного района в другой. У нас в приоритете — безопасность движения, улицы с общественным транспортом, по которым ходят троллейбусы. А потом красота. Например: просит троллейбусное управление убрать Первомайский проспект — там проезжая часть сужена от Московской до Мелентьевой. А нас срывают на уборку площади Кирова. Зачем? Там нет общественного транспорта. Но мэрия дает команду выделить грейдер — оказывается, там люди в 30-градусный мороз гуляют.

Наш эксперт Аврам Склярский тоже подтверждает непоследовательность в этой работе.

— В прошлые годы в муниципальных контрактах была четко прописана очередность улиц, с которых необходимо вывезти снег, — вспоминает он. — В первую очередь это магистрали, где ходит общественный транспорт, прежде всего там, где остановки. От этого зависит безопасность — ни пешеход, ни водитель, ни шофер автобуса не видит, кто там из этой кучи выскочит. Плохо составленный контракт да если и контроль над его исполнением плохой, то и такие же плохие взаимоотношения между подрядчиком и заказчиком будут. Сегодня администрация города, я смотрю, выступает с позиции «я начальник — ты дурак». А раз в контракте не все прописано, значит, подрядчик будет дураком вечно. А тот, кто ему платит, будет умным. А если захочет — не заплатит. И все.

Кто так пишет?!

Ирине Мирошник, на которую возложили весь груз забот о городе после увольнения Галины Ширшиной, придётся споткнуться ещё не об один подводный камень этого «уборочного» контракта.

— Никто не принимает в расчет ту «бомбу», которая в контракте заложена: по контракту мы работаем с 10-процентной пескосоляной смесью, — продолжил свой рассказ Александр Сорокин. — То есть 10 процентов соли, остальное — песок. Других средств в нем не прописано. А комфортная для этой смеси температура 10 градусов мороза максимум. Когда 30 градусов — то уже бесполезно. Сыпем, сыпем, а химическая реакция происходит слишком медленно. И об этом никто не говорит. Надо было заложить такие средства в контракте, чтобы мы могли соль с песком пополам смешивать. В Москве вообще соляным раствором поливают, в Питере чистую соль сыплют.

 

Поясним: пескосоляная смесь нужна, чтобы соль растворила укатанный машинами снег, превратила его в так называемую шугу, которую потом легче убирать спецтехнике. И чем крепче морозы, тем концентрация соли должна быть больше. Видимо, в администрации уволенного мэра ничего об этом не знали. И теперь снегоуборочная техника за ночь не всегда успевает убрать ту или иную улицу. Кого считать виноватым?

Ну, и вывод

Как хочется верить, что городская власть и подрядчик найдут общий язык, а пока ищут, погода не станет проверять на прочность их отношения и наше терпение. Ведь даже в этой снежной истерии были примеры нормальной слаженной работы: «ТехРент» и петрозаводская ГИБДД оперативно сумели убрать несколько улиц с большим количеством бестолково припаркованных машин (что греха таить — автомобилисты часто сами виноваты в том, что дороги не почищены как надо. Да-да, знаем: во дворах негде парковаться, там снега ещё больше, — управляющие компании не работают. Об этом — как-нибудь в другой раз). Так вот:

— Эвакуаторы под руководством полиции убрали припаркованные машины с Октябрьского проспекта, а мы правую сторону — от Ленинградской улицы — нормально поджали грейдером, — поделился Александр Сорокин. — Вот если работать в таком режиме — вообще не будет никаких проблем. Мы бы так же и Ровио прибрали, и с «подснежником» на Куйбышева справились бы (этот микроавтобус всем мешает). На Московской стоят эти машины — их уже не видно, снегом заросли. Вот такое взаимодействие нужно нам с мэрией наладить.

"Подснежник" на улице Куйбышева. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

«Подснежник» на улице Куйбышева. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Контракт с «ТехРентом» заканчивается летом. «Городской аудит» надеется, что при составлении следующего контракта городские чиновники не позабудут все допущенные ошибки и пробелы, и зимой 2016-2017 года нареканий к работе подрядчика будет намного меньше. Вот очень надеется.