«Городской аудит»: переходим на темную сторону?

В очередном выпуске проекта «Городской аудит» мы постарались разобраться, что дала Петрозаводску проведённая мэрией масштабная модернизация уличного освещения.

Что за фонари установили на наших улицах, и соответствуют ли они установленным нормам?  Есть ли связь между всплеком трагических ДТП в Петрозаводске и освещенностью дорог и пешеходных переходов? Сколько сэкономит городской бюджет на энергосберегающих лампах? Мы задали эти вопросы городским чиновникам и экспертам.

Не так давно мэрия Петрозаводска провела масштабную модернизация уличного освещения, установив новые энергосберегающие светильники.  Чиновники сулят большую экономию бюджетных средств. Правда, не сразу — через пять лет. Сегодня же и водители, и пешеходы жалуются на тусклый свет новых фонарей, а эксперты говорят, что плохое освещение улиц создаёт прямую угрозу безопасности горожан.

Гибель и травматизм в темное время года

История вопроса такова. В декабре 2013 года администрация Петрозаводска объявила конкурс на заключение энергосервисного контракта. Потенциальным подрядчикам предлагалось провести комплекс работ, направленных на энергосбережение, а именно: заменить старые уличные светильники с ртутными и натриевыми лампами на фонари с современными светодиодами.

Бизнес это предложение заинтересовало: в конкурсе участвовали целых семь организаций. Хотя условия контракта были несколько необычными.  В них отмечалось, что победитель должен провести замену фонарей за счет собственных средств. Но в течение последующих пяти лет львиная доля суммы, которую сэкономит столица Карелии на энергосберегающих светильниках, будет идти не в городской бюджет, а подрядчику.

Из пресс-релиза петрозаводской мэрии:

— «…но, т.к. срок эксплуатации новых светодиодных светильников – 12 лет, то после окончания контракта вся экономия пойдет в бюджет города. Более того, в связи с ежегодным ростом цен на электроэнергию, размер экономии будет увеличиваться».

Начальная цена контракта была определена в 356 миллионов рублей, однако в процессе торгов снизилась до 285 миллионов. Победителем стала компания из Санкт-Петербурга «БалтЭнергоЭффект». Она обязалась заменить 14 тысяч 648 светильников в Петрозаводске.

 «Мы не видим пешеходов, у нас столько смертей!»

Сначала разберемся, какие именно светильники установила на городских улицах питерская фирма. Как удалось выяснить, это оборудование, произведенное в Казани. Для  Петрозаводска были закуплены светильники нескольких моделей, мощность варьировалась от 30 до 150 Вт, а световой поток – от 2 тысяч до 16 тысяч люменов.  Соотношение этих двух показателей говорит об энергоэффективности фонаря, то есть насколько использование этого источника света позволяет экономить электроэнергию.

Так вот, с этой точки зрения все в порядке: и самые слабые, и самые мощные светильники, установленные в Петрозаводске, действительно экономичны. То есть требования к энергосбережению подрядчик выполнил. Но способен ли фонарь мощностью в 30 Вт нормально освещать свой  участок дороги или пешеходный переход?

Представитель Общероссийского народного фронта в Карелии Лариса Бойченко поделилась своими наблюдениями и выводами:

Проблему, которую город получил в результате «модернизации» уличного освещения, вынуждены были признать и в администрации города. В августе этого года директор муниципального предприятия «Петрозаводские энергетические системы» Данил Попов заявил в СМИ, что «выявлены случаи, когда светодиоды устанавливались в 30 Вт, взамен ранее стоявшего светильника на 150 Вт».

Как же так получилось? Обратимся вновь к подписанному с «БалтЭнергоЭффект» контракту. В конкурсной документации указаны, в частности, места установки светильников, их количество и распределение по мощности. Мы исходим из того, что эти схемы уличного освещения составляли всё-таки не наобум, а после проведения замеров и исследований. И с учетом требований СНиПов к уровню освещенности.

Об этих требованиях и результатах проверок в Петрозаводске рассказал руководитель управления Роспотребнадзора по Карелии Анатолий Коваленко:

Кто виноват?

Перед началом учебного года свою проверку провела и ГИБДД. По итогам проверки на администрацию города был наложен штраф за плохое освещение пешеходных переходов вблизи учебных заведений – без малого 600 тысяч рублей. Сумма для нищего городского бюджета чувствительная.

А в сентябре из-за многочисленных жалоб горожан мэрия организовала свою проверку освещенности улиц. Из Москвы пригласили специальную мобильную светотехническую лабораторию, которая и сделала замеры. О результатах городские чиновники пообещали сообщить позже. Известны они стали только в ноябре.

Из пресс-релиза петрозаводской мэрии:

«Результаты показали, что нормы освещенности в целом по городу выполняются, кроме двух улиц – ул. Анохина и ул. Антонова. На данных улицах подрядчик устранил несоответствие, заменив лампы на более мощные. Что касается уровня яркости, то здесь светотехническая лаборатория выявила нарушения в равномерности распределения света на многих улицах города. Представители ООО «БалтЭнергоЭффект», в свою очередь, отметили, что данный показатель – совокупный и зависит не только от мощности самой лампы, но и от ряда иных факторов: качества дорожного покрытия, расстояния между опорами, расстояния от опоры до дороги».

Официальное сообщение мэрии примечательно тем, что оно совершенно не дает ответа на вопрос – кто виноват, что на улицах темно и небезопасно? Чиновники, по сути, просто руками разводят: вот так вышло…

Мэру  Ширшиной не хочется судиться

Но объяснения давать всё равно придётся. Либо это чиновники петрозаводской мэрии, составлявшие техзадание, не учли, какой мощности и на каком расстоянии друг от друга должны стоять фонари, чтобы улицы освещали нормально. Либо это фирма-подрядчик  допустила нарушения. Нам удалось выяснить, в феврале этого года у администрации города действительно были нарекания к подрядчику по качеству исполнения работ. Более того — даже была направлена претензия о расторжении договора в связи с многочисленными нарушениями условий контракта. Но на этом все и закончилось – никакого решения так и не приняли.

Мэр Петрозаводска Галина Ширшина в ходе прямой линии в ноябре так ответила на жалобы горожан:

Г.И. Ширшина— Есть контракт, мы его реализовали, но качество выполненных работ оставляет желать лучшего. Мы работы не приняли, решение светолаборатории у нас есть, что освещение не везде соответствует нормативу. Оплачивать выполненную работу, пока подрядчик не исправит все замечания, мы не станем. Если компания «БалтЭнергоЭффект» не заменит лампы на более сильные, придется судиться. Понятно, что им не хочется судиться и нам не хочется судиться.

Между тем, во всей этой истории есть еще одна немаловажная деталь. Срок выполнения контракта «БалтЭнергоЭффектом» был установлен до 1 января 2015 года. Но не далее, как этим летом, горожане видели перекопанные центральные улицы города, вырытые старые опоры освещения, рабочих, устанавливающих новые фонари…

Выяснилось, что это еще один «масштабный проект» мэрии Петрозаводска: параллельно с заменой светильников, которую проводил «БалтЭнергоЭффект», муниципальное предприятие «Петрозаводские энергосистемы» устанавливало новые опоры освещения.

Установка новых фонарных столбов. Фото: Яков Симанов

Установка новых фонарных столбов. Фото: Яков Симанов

Заместитель директора муниципального предприятия «Петрозаводские энергетические системы» Роман Лазарев тогда пояснял, что предстоит заменить более 500 фонарных столбов.

— Износ сетей уличного освещения достигает 70%, опоры уже начали падать. Их срок эксплуатации — всего 25 лет у железобетонных и 12 — у металлических. Но большинство столбов отстояли намного дольше. Бывали случаи — падали. Совсем недавно опора упала на спуске на набережную.

Благое дело. Но! — рабочие МУП «ПЭС», как оказалось, меняли опоры, на которых уже были установлены новые энергосберегающие светильники, то есть процедура их монтажа и демонтажа производилась дважды. Зачем? В городском бюджете лишние деньги? Кто придумал ставить новые светильники на старые столбы, если опоры в ближайшее время собирались менять? Все эти вопросы хорошо было бы адресовать самому директору МУП «ПЭС» Даниле Попову. Вот только в ближайшее время сделать это уже не удастся — недавно он был осужден на 6,5 лет лишения свободы по нашумевшему уголовному делу о крупном мошенничестве с муниципальным имуществом.

Нужна подробная экспертиза

Складывается картина какой-то неразберихи в этом деле. Где тот высокий профессионализм команды петрозаводского мэра, о котором с такой  уверенностью неоднократно говорила Галина Ширшина? Большой и действительно важный для города проект провели так, будто к нему заранее и не готовились и не планировали. И по-прежнему остался вопрос: а ради чего?

Руководитель Центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» Дмитрий Данильев уверен, что экономия на нормальном освещении улиц нередко оборачивается человеческими трагедиями.

Дмитрий Данильев— Стремление экономить на электроосвещении было заметно еще летом, когда, несмотря на темное время суток, освещение отключалась на так называемый период «белых ночей». Как раз летом этого года молодая девушка попала в ДТП и скончалась на месте. Именно в темное время суток. Госавтоинспекция Петрозаводска подтверждает, что в связи с плохой освещенностью дорожного полотна произошла эта авария, в которой Renault Logan совершил наезд на пешехода. Этой смерти могло бы и не быть.

фото-4

Дмитрий Данильев говорит, что в ситуации с установкой новых светильников должна разобраться независимая экспертиза. Сумма контракта внушительная, и нельзя принимать работу подрядчика без уверенности, что они проведены качественно. Не говоря уже о том, что освещенность городских улиц определенно стала хуже, считает общественник.

Вице-спикер карельского парламента Ирина Петеляева на последнем заседании обратилась к руководителям силовых ведомств с предложением наконец навести порядок с освещением в городе, а заодно выяснить куда делись деньги:

Первый заместитель главы Карелии Олег Тельнов на состоявшемся на днях заседании комиссии по безопасности дорожного движения заявил, что проверку освещенности городских улиц провести необходимо:

Не исключено, что проверять придется не только то, насколько хорошо светят новые фонари. Как сообщил источник в правоохранительных органах, замечен и еще один очень тревожный «побочный эффект» модернизации уличного освещения. Оказалось, что установленные в Петрозаводске светодиоды создают повышенный уровень электромагнитных помех и мешают работе радиостанций «скорой помощи». Вечером и ночью связь между мобильными бригадами и диспетчерским пунктом заметно  ухудшается, а то и вовсе пропадает. Получается, мало того, что в темноте резко возрастает риск попасть в ДТП – так еще и «скорую» потом не дозовешься…

Что же дала городу «масштабная модернизация» системы уличного освещения? Экономию бюджетных средств? Возможно. Но, как уже сказано, оценить в полной мере, сколько сэкономили, и стоило ли оно того, получится лишь через несколько лет, когда, очевидно, уже ни Галины Ширшиной, ни ее «команды» в мэрии уже не будет. С кого спросят?

К слову, именно непрофессионализм в действиях мэрии по целому ряду вопросов побудил Петрозаводский горсовет выступить с инициативой об удалении Главы Петрозаводского городского округа Г.И.Ширшиной в отставку. Уведомление о своей инициативе депутаты горсовета вручили мэру 10 декабря. Ещё летом, а затем повторно осенью депутаты требовали от мэрии исполнения обязанностей и принятия решений по 16 проблемным вопросам городского хозяйства, но результата работы мэрии так и не увидели.

Пока же чиновники разбираются, что теперь делать с тусклым светом фонарей, остается только пожелать пешеходам и водителям: берегите себя на погруженных во тьму улицах города.

«Республика» продолжит следить за развитием ситуации.