Легенда пути

Этому человеку случалось тушить пожары и сражаться с наводнениями. Думаете, он — спасатель? Нет, железнодорожник!

Рассказ о Юрии Черниговском в проект «Герой нашего времени» прислал его старший сын Михаил. Отца он называет ходячей историей Петрозаводского региона Октябрьской железной дороги. Подробности — в его письме.

Черниговский Юрий

Юрий Михайлович Черниговский, человек, чье имя знает практически каждый железнодорожник, отработал на железной дороге 57 лет. Это мой отец, и для меня он – герой нашего времени.
Железную дорогу отец любил с самого детства, и сразу после окончания Таганрогского технического железнодорожного училища выбрал север и приехал на Кировскую (Октябрьскую) железную дорогу.

Работал стрелочником, сцепщиком, дежурным по станции, начальником станции, диспетчером и мечтал сам руководить движением. Поездным диспетчером он стал в 21 год вначале на Сортавальском, а затем и Кемском отделении.

Десятки станций, разъездов, блокпостов, перегонов, сотни железнодорожников… А руководство возложено на одного человека – диспетчера, и с этой непростой задачей отец справлялся на отлично.

Как вспоминают его друзья и коллеги, он работал слаженно и красиво, умел находить и рационально использовать все средства для скорейшего продвижения поездов, знал профиль пути, возможности паровозов, тепловозов, работающих машинистов.

При большой нагрузке на работе у него всегда оставались силы и на общественную жизнь. Отец вначале был активным участником, а потом и руководителем районной профсоюзной организации железнодорожников, депутатом Совета народных депутатов.

В 1988 году отец уже руководил Кемским подотделом, а в подчинении было 14 тысяч железнодорожников.

В Кеми он нашел свое счастье – мою маму Зинаиду, с которой они 50 лет живут душа в душу. Воспитали двух сыновей.

В 1990-м отец стал первым заместителем начальника Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги. Это были сложные времена для страны, для железной дороги. Но выстояли! Удержали! Как говорит отец, железная дорога помогала поднимать страну, она стала хребтом, опорой экономики России и Карелии.

С первых дней ему было поручено возглавить эксплуатационную работу и организацию строительных работ по электрификации в Карелии от станции Лоухи до станции Свирь (716-й км) с координацией всех работ при переходе на новые устройства, строительство новых пешеходных мостов в Кеми, Медгоре, Свири. Ему доверяли и в него верили.

В 2005 году в Карелии завершилась электрификация участка железной дороги Идель — Медвежья Гора – Петрозаводск – Свирь, пошла первая электричка. Что за этим стоит? Колоссальный объем строительных и монтажных работ, который провели железнодорожники, улучшение экологии Карелии, повышение культуры и производительности труда.

Я горжусь, что именно моему отцу доверили открывать движение электропоездов на участке Свирь – Петрозаводск.

Отец всегда с удовольствием рассказывает о своей работе на железной дороге. Случалось и лесные пожары тушить, и с сильными наводнениями сражаться, и, как говорят, «расшивать» станции, и общественной работой успевать заниматься.

Но он, мой отец, всегда знал, что самое важное не пасовать перед трудностями, не бояться ответственности, открывать и использовать свои возможности, подключив творчество, неординарный подход и смекалку. Этому он и нас с братом учит, и мы оба пошли за ним и стали железнодорожниками.

Сейчас отец продолжает свою работу на железной дороге, возглавляет Совет ветеранов, читает лекции студентам — будущим железнодорожникам, а еще пишет книгу.

Он – почётный железнодорожник, заслуженный работник Карелии и Октябрьской магистрали, орденоносец, у него более 60 наград. Его называют ходячей историей Петрозаводского региона Октябрьской железной дороги. А для меня, как и для многих железнодорожников Карелии, он по праву является героем нашего времени.

Михаил Юрьевич Черниговский,
старший сын, железнодорожник.