Я бы робота собрал, пусть меня научат

Создатель лаборатории робототехники «Технолэнд» Павел Грищенко три года учит детей в Петрозаводске придумывать и программировать управляемые машины. Ребята уже с первого класса не только собирают роботов с помощью профессиональных конструкторов, но и моделируют их, а также делают детали с помощью 3D-принтера. О роботах и людях — в проекте «Делаем в Карелии».

В лаборатории "Технолэнд".Фото: "Республика"/ Любовь Козлова

В лаборатории "Технолэнд".Фото: "Республика"/ Любовь Козлова

— Начать можно с простых роботов, здесь нет моторов, ничего сложного, наша первая задача — просто научиться работать по инструкции. И пятилетний ребенок уже успешно с помощью инструкции может собрать из конструктора, например, вертолетик. Я когда начинал, столкнулся с тем, что не все дети еще цифры знают в этом возрасте, но собрать простое что-то уже могут, — хозяин и преподаватель лаборатории «Технолэнд» в Петрозаводске Павел Грищенко рассказывает о том, с чего начинается знакомство детей с робототехникой.

В лаборатории «Технолэнд» уже с пяти лет дети учатся собирать роботов из конструкторов, ребята постарше придумывают машины сами и пишут программы для управления ими, а также моделируют роботов и печатают детали на 3D-принтере. Как рассказал создатель лаборатории, это была его главная задумка — создать кружок, где можно объединить все практики, которые связаны с робототехникой.

Создатель лаборатории робототехники «Технолэнд» Павел Грищенко. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин

Создатель лаборатории робототехники «Технолэнд» Павел Грищенко. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Павел Грищенко родом из Магаданской области. Переехал в Карелию, окончил ПетрГУ, по образованию — физик. Сначала работал репетитором по физике и математике, готовил учеников к экзаменам. Но роботы его интересовали со времени учебы в вузе. Павел ходил на специальные  занятия по робототехнике и интересовался этим направлением. Затем его пригласили поработать в частном кружке по робототехнике в столице Карелии, Павел согласился, тем более опыт преподавания уже был.

Через какое-то время Павел принял решение создать свою детскую лабораторию робототехники в столице Карелии, но хотелось, чтобы она отличалась от конструкторских кружков, которые есть в Петрозаводске. Помещение-студию купил на имеющиеся деньги, сам сделал ремонт.

— Я начал думать о том, какая должна быть техническая база. Вариантов конструкторов на рынке много. Не хотелось использовать то, что используют остальные, хотелось поинтереснее что-то подобрать. У меня есть конструкторы немецкой фирмы Fischertechnik, придуманные известным изобретателем Артуром Фишером, он, кстати, придумал много чего, например, нейлоновый дюбель, и он создал первый в мире электронный конструктор, где уже были моторы. Также я купил китайские металлические конструкторы, покупал напрямую у производителей. Цель была — найти конструкторы, которых ни у кого в Карелии нет. В основном в республике в кружках занимаются с Lego и с наборами корейского производителя Huna. С ними работать мне неинтересно. Для младших детей я приобрел конструкторы кипрской компании Engino, то есть у меня три производителя, с разными детальками, датчиками, с разными подходами — что-то пластиковое, что-то металлическое, — рассказывает про оборудование своей лаборатории Павел Грищенко.

В лаборатории "Технолэнд". Фото: архив "Технолэнд". Фото: "Республика"/ Любовь Козлова

В лаборатории «Технолэнд». Фото: архив «Технолэнд». Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Хозяин лаборатории также изначально решил, что все конструкторы у него будут программируемыми. Среда программирования состоит из так называемых блок-схем. Это способы изложения алгоритмов, принятые во всем мире. Все блоки стандартные. Изучив это всё здесь, далее в школе на информатике дети без проблем справятся и с учебными задачами. Поможет этот опыт и в вузе, если студент выберет техническую или математическую специальность.

— Условно говоря, в 10 лет  ребята здесь учатся делать то, что парни и девушки делают в вузе в 18-20 лет.

На первом занятии Павел определяет уровень знаний каждого ребенка.

— Спрашиваю, что они знают о роботах, как и где они применяются. Если ребенок говорит, что робот — это трансформер или терминатор из фильма, я вижу, что пока знания у него совсем общие. А некоторые уже понимают, что робототехника — это когда на заводах роботы делают машины, и я вижу, что у ребенка есть правильное понимание. Дальше я создаю индивидуальные программы обучения. Но не как в школе — поурочно, а некий набор тем, которые нужно понять и выучить. Временных ограничений нет. То есть если мы за время занятия что-то сделаем, переходим к следующей теме, а если не получается, то мы можем повторить. Жесткого плана нет.

Павел рассказывает, что при выборе любого занятия для ребенка, в том числе и робототехники, первый импульс исходит от родителей: если родители предложат и смогут заинтересовать, то ребенок будет заниматься. За три года занятия в лаборатории посетили более 200 детей.

 

В лаборатории несколько направлений и практик, которые связаны между собой общим понятием — робототехника. Кроме конструирования роботов из готовых деталей школьники занимаются программированием, то есть пишут программы для мини-компьютера, который управляет роботом. Также дети занимаются 3D-моделированием — это уже черчение моделей с помощью специальной программы на компьютере и затем изготовление деталей на 3D-принтере. То есть, поскольку конструктор ограничен набором деталей, их можно начертить и изготовить из пластика самому. Ребята могут фантазировать, изобретать, рисовать и затем с преподавателем анализировать, обсуждать, как возможно сконструировать придуманного робота, запрограммировать его на выполнение придуманных задач. Через какое-то время ученик может выбрать специализацию: кому-то нравится чертить, кому-то — программировать. Здесь выбор — за ребенком.

Ребята работают в российской программе «Компас 3D», которая предназначена для выполнения строительных чертежей, построения 3D-моделей — это одна из наиболее популярных программ на российском рынке.

На занятии в лаборатории "Технолэнд". Фото: "Республика"/ Любовь Козлова

На занятии в лаборатории «Технолэнд». Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Павел рассказал, что даже пятилетние дети учатся выполнять простые задачи с помощью этой программы. Они не все знают, но через несколько занятий уже имеют представление о том, что такое плоскость, умеют пользоваться трехмерными координатами — знают, что такое 3D-модель. Кстати, в лаборатории с удовольствием занимаются и девочки: то, что робототехника — занятие мужское, это, в общем, не правда. И не все ребята думают в будущем продолжить заниматься роботами, программированием. Пока это для них — увлечение, хобби.

— Я против подхода, когда в таких частных кружках говорят, что будет конечный конкретный результат. Мы не говорим, что все выйдут Эйнштейнами и Илонами Масками, но и Илон Маск когда-нибудь перестанет быть крутым, появится кто-то круче — это всё развитие и не надо останавливаться, — говорит Павел Грищенко.

На занятии в лаборатории "Технолэнд". Фото: "Республика"/ Любовь Козлова

На занятии в лаборатории «Технолэнд». Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Роботы могут быть совершенно разными. Дети придумывают идею сами. Например, это может быть простой робот на колесиках с датчиками. Ребята его программируют так, чтобы он замерял расстояние до препятствия. За 10 сантиметров до стены машина останавливается, разворачивается и двигается в другом направлении. Школьники постарше конструируют и программируют настоящие конвейеры, которые выполняют сложные задачи, например, определяют цвета фишек, которые движутся по транспортеру, затем специальный манипулятор захватывает и складывает их в определенные контейнеры, и это уже настоящие промышленные модели, которые не собрать за одно занятие. Сейчас придумали с учениками робота, который будет чертить по заданной программе, и некоторые детали придется делать на 3D-принтере.

— Робототехника — это промышленность, это всё прикладное. Мы все пользуемся трудами роботов: автомобили, одежда, еда — всё сделано роботами. Это вроде очевидно, но не все дети и взрослые это понимают. И им приходится объяснять, что вот именно такая робототехника дает много возможностей, и вообще, реализовать себя в этой области можно, даже не выходя из дома, например, работать программистом удаленно. Это всё востребовано. Робототехника сегодня проникла во все сферы нашей жизни, — уверен Павел Грищенко.