Ведро открыток

Пять дизайнеров из Петрозаводска делают сувениры с карельской тематикой. Поиск вдохновения для них – не проблема: его может подарить осенний лес, обшарпанная съемная квартира и собственная такса. Главное – суметь разглядеть сюжет. Туристам нравится.

— Бывают такие жизненные ситуации, которые тебя взбудоражат, и хочется их нарисовать, — говорит дизайнер Анна Данилова, раскладывая на столе разноцветные открытки. – У меня из последних таких работ – дрозды. Осенью они очень активно клевали под окнами рябину, и всё вокруг было ей заплёвано. Вот и я нарисовала дрозда, рябину и свою машину – тоже заплёванную. Получилось весело.

Открытка с дроздом - практически комикс. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Открытка с дроздом — практически комикс. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Таких работ – с юмором, даже немного хулиганских – у творческого объединения «Ведро» много. Впрочем, хватает и нежно-романтичных, и ярких, и мрачных, и философских: в объединении целых пять дизайнеров, и у каждой – свое представление о прекрасном.

"Ведро": Елена Никитина, Дина Четвертная, Анна Данилова, Юлия Ерегина и Виктория Копейкина. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

«Ведро»: Елена Никитина, Дина Четвертная, Анна Данилова, Юлия Ерегина и Виктория Копейкина. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Когда-то девушки вместе учились в филиале Международного славянского института. А три года назад бывшие преподаватели предложили им нарисовать открытки для ярмарки в День города. Получилось хорошо, и подруги решили дальше работать вместе.

Объединение хотелось назвать как-то просто и броско, чтобы запоминалось и цепляло аудиторию. В итоге получилось «Ведро». Постепенно слово обросло внутренним содержанием: ведро – это много-много чего-то приятного и красивого.

Где искать вдохновение

У всех пятерых дизайнеров есть другая работа: кто-то преподает в ПетрГУ, кто-то трудится в издательстве. «Ведро» — отдушина для творческой натуры.

— Мы просто хотели делать то, что захочется, — рассказывает Дина. – Чтобы нашу фантазию никто не ограничивал. Когда работаешь с заказчиком или начальством, тебе ставят какие-то рамки, и это мало кому из дизайнеров нравится.

Три года назад карельская тематика была незаполненной нишей, и девушки решили двигаться в этом направлении. В основном отталкивались от природы, искали какие-то национальные особенности, пытались уловить карельское настроение.

Дина. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Дина. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

У каждой из дизайнеров есть по лисе. Но выглядят они по-разному. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

У каждой из дизайнеров есть по лисе. Вот такая — у Виктории. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

В то же время дизайнеры стараются уйти от избитых образов, которые «живут» на каждой второй открытке про Карелию. Нет, памятник Ленину или Кижский ансамбль в их работах тоже встречаются. Но гораздо больше сувениров с карельскими ягодами, животными, карельской нечистью вроде лешего.

Иногда дизайнеры делают тематические сувениры, например новогодние. Год назад нарисовали серию открыток к Хеллоуину – расходились хорошо и очень быстро. Часть рисунков создавала Анна, сюжеты брала из жизни.

— Мне пришлось пожить в съемных квартирах и комнатах, там всяких повидала ужасов. И это меня вдохновило на такую открытку, — Анна, посмеиваясь, показывает рисунок: гигантские крысы и таракан кружат вокруг сжавшейся на кровати девушки.

— А я вдохновлялась кинематографом, — подхватывает Юлия. – Это герой из фильма начала ХХ века – «Носферату: симфония ужаса», а другой – из французского триллера «Мертвая хватка».

Открытки к Хеллоуину. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Открытки к Хеллоуину. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Анна. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Анна. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Поначалу дизайнеры делали только открытки. Потом те же самые рисунки стали переносить на другую сувенирку: кружки, магниты, закладки для книг, значки.

— Мы пытаемся делать больше вещей, которые действительно нужны, — объясняет Дина. – Нам нравится, когда у сувенира есть какая-то функция, когда он не просто лежит на полке и пылится. Хочется, чтобы нашу открытку действительно отправили, а значок прицепили на рюкзак.

От карандаша до линогравюры

Члены объединения, в общем-то, вполне независимы друг от друга. Каждая рисует, что в голову придет и так, как душа пожелает. Коллективных работ практически нет.

Дина любит рисовать гелевой ручкой или тушью. С их помощью получаются тонкие линейные рисунки, орнаменты. Еще она делает линогравюры. Это так называемая высокая печать: из линолеума вырезают объемную заготовку, на выступающие части наносят краску и делают оттиск на бумаге с помощью специального станка – получается изображение.

Заготовка для линогравюры. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Заготовка для линогравюры. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

На открытках много животных. Их, кстати, берут охотнее всего. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

На открытках много животных. Их, кстати, берут охотнее всего. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Техникой линогравюры владеют в той или иной степени все дизайнеры из "Ведра". Но пользуется ею чаще Дина. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Техникой линогравюры владеют в той или иной степени все дизайнеры из «Ведра». Но пользуется ею чаще Дина. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Анна предпочитает рисовать от руки. Любимый стиль – рисунок а-ля комикс, быстрые спонтанные зарисовки, которые потом прорабатываются на компьютере. Из инструментов предпочитает ручку и карандаши, из материалов – любую бумагу, которая попадется под руку.

— У меня есть открытка, эскиз для которой я рисовала на какой-то грязной бумаге карандашом не помню какого цвета. Потом загнала его в компьютер и пятна на бумаге не стала убирать – они остались как своеобразный эффект, деталь работы.

Юлия создает не отдельные фигуры или предметы, а целые сюжеты: ее рисунки ближе к иллюстрации. Как-то, например, она гуляла в лесу со своей таксой Бусей. Собака радостно рыла землю под деревом, а хозяйка увидела сюжет для открытки: толстенькая такса, пестрый лес, папоротники, разлетающаяся в разные стороны земля.

— Тут есть минус: я не могу на какие-то другие носители, кроме открытки, такие картины переносить. Создаю рисунок и понимаю, что на значок он уже не пойдет: теряется композиция.

Работы Юлии. Снизу спрва - та самая такса Буся. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Работы Юлии. Снизу справа — та самая такса Буся. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Работы Анны. Среди них, кстати, есть те самые дрозды с рябиной. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Работы Анны. Среди них, кстати, есть и дрозды с рябиной. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Елена часто рисует девушек и женщин. Рядом с изящными фигурами в пространстве плывет текст: мысли и мечты героини. Свои работы дизайнер обычно создает в графических редакторах.

— Я часто нахожу в интернете образы, которые вдохновляют, и на их основе создаю свои рисунки. Как это получается – сложно объяснить, это такой эмоциональный выплеск.

Виктория рисует в разных техниках: сначала ловит идею, а способ ее воплощения притягивается сам. Это может быть акварель, графика, даже коллажи из фото. На ее открытках много животных, и у всех свой характер. Некоторые похожи на саму Вику: тихие и застенчивые.

— Я обычно рисую на одном дыхании, никогда не растягиваю на несколько дней один макет – боюсь потерять ощущение новизны. У меня своеобразное видение, оно не всем близко. Из Питера люди часто берут мои открытки, а местные говорят, что они депрессивные и мрачные. Хотя я этого не вижу – видимо, живу в каком-то своем мире.

Вика носит на рюкзаке значки от "Ведра". И украшение, и реклама. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Вика носит на рюкзаке значки от «Ведра». И украшение, и промо. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Кабанчик от Виктории. Говорит, он похож на нее саму: тихий и стеснительный. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Кабанчик от Виктории. Говорит, он похож на нее саму: тихий и стеснительный. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Работы Елены. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Работы Елены. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

«Деньги тут не главное»

Все вместе дизайнеры продвигают продукцию: ищут новые точки продажи, договариваются, ведут бухгалтерию. Последним, кстати, в основном занимаются Аня и Юля. Это у творческого коллектива не самое любимое дело: считать не любим, смеются девушки.

— У нас изначально не было цели стать суперпопулярными. Деньги тут не главное: мы рисуем для души и иногда зарабатываем, — говорит Елена.

— Был период, когда мы активно занимались коммерческой деятельностью, — вспоминает Аня. – Но у нас как-то вдохновение стало пропадать. Либо ты предприниматель, либо ты художник – совмещать сложно. Мы пару раз нанимали менеджеров, но с ними как-то не сложилось. И теперь мы потихоньку сами продвигаем продукцию.

Елена. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Елена. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Наброски для будущих работ. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Наброски для будущих работ. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Сувениры продаются в туристических местах: магазинах с сувенирами, кафе, арт-пространстве Agriculture. Через интернет, как ни странно, покупателей приходит не так много.

Чаще всего открытки и прочее берут туристы, что вполне ожидаемо. Они предпочитают карельскую тему. Открытки с абстрактными образами, передающими какую-то авторскую идею, скорее на любителя, говорят дизайнеры. У молодежи хорошо идут значки.

В 2016 году объединение победило в конкурсе грантов «Ты – предприниматель», деньги потратили на расширение продукции. А летом этого же года в медиацентре «Vыход» три месяца все выставочное пространство было занято работами «Ведра».

— Это была выставка-продажа наших открыток. Мало какому объединению так везет: на все лето занять целое арт-пространство, — говорит Лена. – Мы печатали большие арт-объекты: лису, сову, нам выпилили двухметрового лося из дерева на колесиках, дети на нем катались. Из Соломенного тащили ветки, чтобы оформить выставку. Работы было много, но нам понравилось.

Теплые и зимние. Фото: ИА "Республика" /Любовь Козлова

Теплые и зимние. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Абзац