Смотри как художник

Какой должна быть фотография, чтобы стать искусством, каждый ли может научиться снимать и почему нужно отказаться от ленты новостей, чтобы делать прекрасные кадры? В Петрозаводске ответы на эти вопросы знают студенты Академии фотографии. В следующем году она отметит 10-летие.

Юлия Утышева. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

«Научиться фотографии может любой. Фотография – это в первую очередь ремесло. Нужно владеть камерой, знать законы композиции и уметь работать со светом. Всему этому можно научиться, а вкус и талант можно развить. Для этого, например, надо смотреть хорошее кино (Тарковский, Феллини) и хорошее изобразительное искусство. А еще надо поменьше ползать в ленте новостей: там слишком много визуального мусора».

Это слова Юлии Утышевой. В Петрозаводске Юлию многие знали как журналистку: «Комсомолец», «Московский комсомолец», радио. Опыт – более 20 лет. Однажды ей все это надоело, и она полностью посвятила себя фотографии, любовь к которой еще в детстве ей привил отец. Сейчас она – директор Академии фотографии, которая в следующем году отметит 10-летие. За это время она выпустила почти тысячу студентов.

Уйти в никуда

Юлия Утышева. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Юлия Утышева. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

– Я пришла в журналистику в конце 80-х годов. Это было классное время: осталась очень сильная школа, но в то же время появилась свобода. Я долго работала журналистом и уставала от одного и того же. Казалось бы, в этой профессии каждый день что-то новое, но все-таки есть и сезонность. Кроме того, меня очень сильно достала политика –  наше издание становилось несвободным: какой-то контроль, чьи-то пожелания. В 2000-х годах свободы было все меньше, – рассказывает Юлия.

Фотография для Утышевой всегда была любимым делом. Своим первым учителем в этой области она называет фотографа Инну Казакову – с ней она работала в газете. Уже в зрелом возрасте – в 2003 году – Юлия поехала в Москву, учиться в фотошколе. В столице таких школ тогда было всего две.

Выбор пал на фотошколу Павла Смирнова, всё из-за работ студентов: Юлия увидела их на сайте, ей они очень понравились – захотелось фотографировать так же. С этого и началось серьезное увлечение фотографией. Не любительское.

Академия фотографии. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Академия фотографии. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

– Учеба в фотошколе знаменательна для меня еще и тем, что я открыла для себя фотостудию. Это такая лаборатория, где фотограф может моделировать свет. Не ловить свет, данный нам богом или природой, а сам его создавать. Это, можно сказать, маленький театр. Всё, как говорил философ Вальтер Беньямин: он первым сравнил фотографию с театром. То есть фотограф – это режиссер.

После того как Юлия окончила фотошколу и вернулась в Петрозаводск, ей хотелось заниматься только фотографией. Но тогда заработать этим было очень сложно: нужно было покупать пленку, тратиться на распечатку, чтобы показать клиенту работы на бумаге (не факт, что он их купит). Пришлось вернуться журналистом в газету.

Подготовка к съемке в Академии фотографии. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Подготовка к съемке в Академии фотографии. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

– Очень скоро журналистика мне сильно надоела. Я ушла. Ушла практически в никуда, но одновременно с этим меня позвали преподавать в Академию фотографии. Повезло. Через несколько лет ее учредитель – москвич – вернулся в столицу, академия ему оказалась не нужна, я купила у него этот бизнес. Это было в 2011-м. В следующем году Академия фотографии отметит 10-летие.

Свадьбы, дети и дом быта

По мнению Юлии, занимаясь фотографией, тоже можно устать от одного и того же. Особенно если речь идет о коммерческой фотографии.

– Если человек снимает свадьбы, то у него, я уверена, тоже есть ощущение конвейера.  Мне проще: у меня этого конвейера нет, коммерческой фотографией я практически не занимаюсь. Моя тема – театр и еда. Например, недавно «Петропресс» издал книгу «Карельская кухня», в ней все фотографии еды – мои. После этого я снимала еще для разных кафе, для сайтов. Еда – тема, где не очень устаешь. Кроме того, вокруг меня постоянно находятся творческие люди, которые приходят заниматься фотографией. От них подзаряжаешься. Если бы их не было, наверное, у меня уже пропала бы свежесть восприятия.

Экспонаты в фотоакадемии. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Экспонаты в фотоакадемии. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Юлия Утышева признается, что с 2011 года отношение к фотографии очень изменилось. Академия создавалась на пике популярности: многие думали, что фотограф – профессия, которая приносит много денег. Со временем интерес к обучению упал: сначала появилось много онлайн-школ, а после люди просто начали фотографировать на телефоны. Зеркальная камера перестала быть интересной: телефоны ведь гораздо проще в использовании.

– Сейчас в Академии фотографии студентов не так много – может, человек пятьдесят в течение года. Но это в основном те, кто с нами надолго, они ходят на все курсы, на все мастер-классы, посещают все собрания фотоклуба. Они действительно любят фотографию.

Фотоакадемическая тусовка. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Фотоакадемическая тусовка. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Фотографировать – это здорово. Я за то, чтобы все фотографировали», – Юлии нравится то, что сейчас стало очень много людей, делающих снимки.

– В фотографии есть очень много направлений. Есть, например, то, что я называю домом быта. В этом термине нет негативной оценки. Просто это про тех, кто снимает семейные, детские, свадебные фотографии – то, что люди потом положат себе в альбом и будут любоваться. А есть фотографии как искусство.

Юлия уверена, что у многих людей неверное представление о фотографии. Они считают, что это именно про семью, детей и свадьбы. О классической фотографии мало кто знает.

– В академии мы знакомим студентов с искусством – показываем работы Анри Картье-Брессона, Салли Манн, Франчески Вудман. Это классика фотографии. Знакомство с такими мастерами расширяет кругозор, вкус воспитывает. Кто-то из наших студентов, завершив курс, начинает заниматься фотографией как искусством. Пример – Таня Литова. Она моя большая гордость. За последний год в нескольких международных конкурсах Таня получила первые места.

Юлия Утышева. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Юлия Утышева. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

От пленки к «цифре» и обратно

Недавно в академии открылось новое направление – пленочная фотография. Это давняя мечта Юлии. Она считает, что курс будет интересен: аналоговая фотография – это своего рода возврат в прошлое. Курс ведет известный в городе фотограф Виталий Голубев.

– Цифровая фотография – слишком точная, слишком резкая, холодная. А у пленки такой резкости нет (резкость в фотографии – не главное), но есть своя атмосфера. Кроме того, у пленки есть эффект неожиданности: никогда не знаешь наверняка, что получится. Сейчас пленочной фотографией увлекается и молодежь: ведь это по-своему уникально. Современные фотографы привыкли нажимать на кнопку, получать кучу одинаковых фотографий, а потом выбирать. А когда снимаешь на пленку, думаешь над каждым кадром. Каждый кадр – единственный.

Всё для курса "Пленочная фотография". Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Всё для курса «Пленочная фотография». Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Искусство или нет?

По словам Юлии Утышевой, свадебная фотография тоже может быть искусством. Понять это можно очень просто: если работа нравится не только тем, кто на фото (и им родственникам), ее, пожалуй, можно назвать искусством.

Работы студентов, выпускников и преподавателей академии

– Я всегда говорю своим студентам: фотография должна вызывать чувства. Неважно, какие: это не только радость, веселье или светлая грусть, но и боль, слезы и отвращение. Фотография может быть идеальной, но совершенно не трогать человека – это нехорошая фотография. Чувства и эмоции – главное.

Если говорить о фотографии как об искусстве, важно, чтобы фотограф мыслил проектами. Подразумевается, что он должен создать не одну, а целую серию работ, объединенных какой-то идеей или техническим приемом. Этому в академии тоже уделяют внимание.

Юлия Утышева: «Очень хотелось бы, чтобы фотография в нашем городе присутствовала больше как искусство. Чтобы было больше концептуальной или абстрактной фотографии».

Директор Академии фотографии считает, что в Петрозаводске не хватает выставочных пространств, где могли бы показывать свои работы молодые художники. Фотографии в больших форматах смотреть практически негде.

– Недавно в Национальном музее открылась фотовыставка про зимний Петрозаводск. Классные фотографии, но меня немного они разочаровали – мне кажется, они маловаты. Зрителя захватывают широкоформатные фотографии.

 

В фотоакадемии педагоги не заставляют заниматься искусством. По мнению Юлии, если человек пришел учиться, он должен получать от этого радость, никакой ругани и давления. У всех разная степень таланта: кто-то может создавать великие произведения, а для кого-то сфотографировать цветок или бабочку – это уже большая радость. И то и другое имеет право на существование.

Синий коридор

Долгое время Академия фотографии находилась в ДЮЦ на проспекте Александра Невского, а в начале года переехала в исторический центр Петрозаводска – в здание на Литейной площади. Тут, на третьем этаже, организация занимает два больших помещения. Рядом – киностудия, ремесленники и художники: целое арт-пространство, соединенное коридором.

– Когда мы сюда переехали на Литейную площадь, этот коридор был покрашен в больничный разбеленно-синий цвет. Мы шутя стали называть это пространство синим коридором. А потом поняли, что это уже не шутка. Вырисовывается некий лофт-проект, – рассказывает Юлия Утышева.

 

Академия фотографии подала заявку на президентский грант для создания здесь открытого выставочного пространства. Название, разумеется, уже было – «Синий коридор». Это дало бы возможность молодым художникам показывать своим работы.

– У вас получается зарабатывать на любимом деле?
– Не зарабатывать. Скорее, сводить концы с концами.

– Если какой-нибудь молодой мальчик (или девочка) придет в Музей изобразительных искусств и скажет: «Мы хотим у вас организовать свою выставку», им ответят: «Иди-ка, мальчик, сначала постарей». На какие-то другие площадки протиснуться тоже сложно: выставки расписаны на несколько лет вперед. Именно поэтому наши молодые художники уезжают в Москву или Питер: им ведь нужно где-то показывать свои работы. Это просто необходимо для творческого роста.

Президентский грант фотоакадемия выиграла и получила почти полмиллиона рублей. Сумма не очень большая, но на эти деньги организация уже закупила и смонтировала в «Синем коридоре» подвесную систему для картин. Впереди монтаж светового оборудования – точечных светильников, которые будут подсвечивать произведения. Здесь также оборудовано место для чаепитий и общения, есть небольшая библиотека.

– Подобного пространства в Петрозаводске точно нет. Возможно, даже не только в Петрозаводске. Не хочется, чтобы оно было академическим. Хотелось бы, чтобы тут и спектакли проходили, и концерты. Надеюсь, что к нам потянутся.