От пеллета до туалета: в Карелии производят экологичный кошачий наполнитель

Работники петрозаводского предприятия «ЕКО» начинали с биотоплива, а потом переключились на зоотовары — ими заниматься и выгоднее, и приятнее. В каждом пакете наполнителя — карельский колорит: древесина местная, упаковка сегежская, да еще и шунгит в подарок. Новый выпуск спецпроекта «Делаем в Карелии» с бонусом — историей спасения одного кота.

Петрозаводское предприятие «ЕКО» изначально занималось производством древесных гранул и топливных пеллетов, полтора года назад руководство фирмы переключилось на выпуск древесного кошачьего наполнителя и не прогадало: дела пошли в гору.

Всё местное

Древесный наполнитель Kissа — по-настоящему карельский продукт. Опилки из экспортных пород карельской хвойной древесины поставляет Соломенский лесозавод. Упаковку для всей линейки делает Сегежский ЦБК.

«У нас всё карельское: бумага, древесина. В каждую упаковку мы кладем кусочки шунгита — в напоминание о нашем крае. Это и сувенир, и средство для очищения воды. А еще  шунгит препятствует размножению бактерий в лотке», — рассказывает представитель фирмы Баграт Чичуа.

Производитель предлагает использовать шунгит для очистки питьевой воды питомца. Сначала тщательно промыть камень. Затем опустить его на сутки в емкость с водой в соотношении 15 граммов породы на 250 мл воды. Шунгит будет эффективен при использовании одних и тех же камней не более пяти раз.

Баграт Чичуа . Фото: "Республика" / Даниил Рыжихин

Баграт Чичуа . Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Пакетик с шунгитом. Фото: "Республика" / Даниил Рыжихин

Пакетик с шунгитом. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Дизайн упаковки придумали сами, помогла 12-летняя племянница Баграта Чичуа.

«Дизайн упаковки разработала моя племянница Ева. Ей тогда было 12 лет, она просто услышала, как мы обсуждаем идею производства наполнителей, и нарисовала нам такого котика», — рассказал Баграт Чичуа.

Линейка кошачьих наполнителей Kissa на первых порах была представлена только древесными пеллетами из прессованных опилок, однако с ростом спроса и интереса со стороны торговых сетей предприятие расширило свой ассортимент наполнителями из бентонитовой глины и вулканического цеолита. Бентонитовую глину и цеолит в Карелии не производят, поэтому их закупают в других регионах России.

Древесный наполнитель считается самым экологичным, его можно смывать в унитаз. Наполнитель из цеолита относится к впитывающим и считается гипоаллергенным. Комкующийся из бентонитовой глины тоже впитывает влагу, образует плотные комки.

Этапы производства

Весь цикл производства древесного наполнителя проходит в Петрозаводске в Южной промзоне.

Всего на предприятии трудятся восемь сотрудников. Сначала стружка погружается в бункер с подвижным полом, откуда по транспортной ленте подается в цех. Если стружка влажная, то сначала она проходит просушку в специальном барабане. Это нелегкий процесс, поскольку необходимо соблюсти золотую середину между температурным режимом и скоростью подачи сырья.


Далее высушенная стружка подается в дробилку, где измельчается до однородной массы, после чего мелкие опилки отправляются в пресс-гранулятор. Это самый важный агрегат в производстве, он формирует из измельченной стружки готовые гранулы — пеллеты.


Стружка, которая только вышла из гранулятора, еще слишком горячая для того, чтобы фасовать ее в пакеты, поэтому перед тем, как направиться в дозатор, пеллеты остужаются в двухступенчатом холодильном комплексе, после чего уже охлажденный наполнитель формуется в пакеты или мешки.

Продажа: местный рынок и федеральные сети

По словам владельцев, развитию их предприятия очень помог местный бизнесмен: «Сначала никто из торговых сетей не хотел брать наш наполнитель, а Леонид Белуга дал нам проход в «Сигму». Когда мы разместили там наш продукт, народ начал активно его покупать, после чего и появился интерес со стороны других магазинов».

С местными магазинами удалось наладить сотрудничество, а вот с федеральными торговыми сетями дела обстоят не так просто. Компания несколько раз пыталась договориться о размещении своей продукции в сети магазинов «Пятерочка». Посодействовать карельским производителям в этом вопросе пыталось правительство Карелии, однако прийти к соглашению с ритейлерами не удалось.

«Склады «Пятерочки» находятся в 200 метрах от нашего завода, нам было бы очень удобно поставлять туда свою продукцию, и это очень удешевило бы товар для покупателя, но пока не выходит: до московского руководства не достучаться, сколько заявок ни посылай», — сетует Баграт Чичуа.

Несмотря на сложности с выходом на федеральные торговые сети, «ЕКО» успешно реализует свою продукцию и за пределами Карелии. Три месяца назад наполнитель Kissa начали продавать в Санкт-Петербурге. В среднем в Северную столицу «ЕКО» поставляет 60 тонн наполнителя в месяц, в то время как объем продаж в Карелии составляет 40 тонн.

Благотворительность

Компания занимается благотворительностью: помогает Первому петрозаводскому приюту, сотрудничает с фондом «Рекс», про который на «Республике» недавно вышел отдельный материал. Для фонда предприятие поставляет наполнитель с большой скидкой, а приют получает всё необходимое бесплатно.

«Я считаю, что мы в республике должны друг другу помогать», — говорит Баграт Чичуа.

Компания "ЕКО" совместно с "Первым петрозаводским приютом" участвует в выставке бездомных животных. Фото с официального сайта ООО "ЕКО".

Компания «ЕКО» совместно с Первым петрозаводским приютом участвует в выставке бездомных животных. Фото с официального сайта ООО «ЕКО».

Предприятие «ЕКО» регулярно отслеживает отзывы покупателей. Баграт рассказал нам одну историю.

«Нам один раз написала женщина, которая никак не могла приучить котенка к лотку, все наполнители перепробовала. Хозяйка уже решила кастрировать непослушное животное, но потом наткнулась на наш наполнитель. Котик долго принюхивался и наконец-то стал ходить в лоток. Получается, мы спасли его мужское достоинство, — смеется Баграт. — Правда, я думаю, что умное животное просто почувствовало, что его ждет наказание. В такой ситуации кот готов ходить в любой наполнитель».

Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто – совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.