Огонь, вода и медные листья

Елена Евсеева - мастер декоративной медной гальваники. Человек, соединяющий физику и лирику, химию и живую жизнь, точный расчет и нечаянные открытия. Процесс гальванизации (Лена называет его проще - меднение) - дело тонкое, требующее соблюдения всех технологических нюансов процесса. "Республика" стала свидетелем медного метаморфоза, превращающего лист в сережку, а улитку - в прекрасную брошку.

Листик готов! Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Листик готов! Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Гальваника — это промышленная технология нанесения металлов на объект. В школе, рассказывая об этом, учителя употребляли слово «электролиз». Медную гальванопластику (или электроформинг) используют как на больших производствах, так и в домашних условиях. Оборудование отличается, но все физические, химические и прочие процессы протекают так, как и описано в учебниках.

Технически это выглядит так: в специальную ванну наливают раствор (электролит) и помещают изделие, на которое необходимо нанести покрытие. В этот же раствор помещают «аноды» (куски металла — доноры). К анодам и изделию подключают ток, аноды соединяют с «+», изделие (катод) — с «-«. Под воздействием тока анод потихоньку растворяется, а затем осаждается на изделии, тем самым образовывая покрытие.

 

Чокер и брошь с лисой. Внутри замеднённых листьев прячутся настоящие листочки. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Чокер и брошь с лисой. Внутри замеднённых листьев прячутся настоящие листочки. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В финале всех манипуляций химических и физических получаются уникальные медные украшения: серьги, брошки, подвески. Внутри каждого изделия сохраняется его природная основа — листик дерева, веточка туи, раковина улитки, маленькая розочка. Это похоже на волшебство.

Гальванопластикой Елена Евсеева занимается больше двух лет. Рассказывает, что начала изучать технологию меднения от нечего делать в то время, когда страна объявила первый карантин в пандемию коронавируса. В Петрозаводске в 2019 году этим никто не занимался, учиться было не у кого.

Большая заколка под красное платье. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Большая заколка под красное платье. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Когда всех посадили на карантин, мне стало скучновато, и я начала искать в сети, как собрать эту установку для гальванопластики. Контекстная реклама тут же принесла мне приглашение на курсы обучения тому, как делать деньги на листьях. Конечно, дело было не в этом, а в том, что я хотела освоить процесс и иметь под боком конкретную помощь и поддержку. В общем, ползарплаты я однажды отправила «на деревню дедушке». Очень обрадовалась, когда мне пришли чек-лист, инструкция и приглашение в чат. Потом пришла методичка, какие-то порошочки и листик-образец, — рассказывает Елена Евсеева.

По инструкции Елена собрала установку и начала делать свои первые украшения. Очень помогали опыт и советы коллег из чата, которые вместе с Еленой осваивали технологию.


Елена Евсеева - хозяйка алхимической мастерской "Темный лес". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Елена Евсеева — хозяйка алхимической мастерской «Темный лес». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Елена Евсеева больше 20 лет провела в цехах карельских театров (сначала — в Театре драмы «Творческая мастерская», потом в Театре кукол РК), работая художником-бутафором. Совсем недавно она ушла в «свободное плавание» и сейчас собирается оформить статус самозанятой. Елена — дипломированный художник росписи по дереву (окончила художественно-графическое отделение при петрозаводском педучилище №2). Во время учёбы на худграфе занималась ювелирной техникой скань у мастера Леонида Красавцева. Ювелиром не стала, но некоторые знания сейчас облегчают ей работу. В разное время жизни Елена Евсеева занималась керамикой, делала детские барабаны и другие интересные вещи. Параллельно играла на скрипке и танцевала. Заметим, что в музыкальную школу она пришла учиться в 22 года (никогда не поздно!). В 2019 году Елена начала заниматься гальванопластикой на онлайн курсах у Катерины Кузнецовой и Сергея Флигинских. Украшения, которые сейчас делает Елена Евсеева, можно увидеть в группе во «ВКонтакте» под названием «Алхимическая мастерская «Темный лес»».


«Почему не у всех получается меднить? Многие не хотят напрягаться, чтобы как следует изучить методичку, кому-то лень искать подробную информацию. Или нет денег (или мотивации) сразу купить хорошие ингредиенты. Я тоже года полтора покупала медь в цветметах — проволоки эти бесконечные, что-то чистила, зачищала. Каждое утро каждую проволочку прочищала, ухаживала за ними, как за тамагочи.

Сейчас я использую аккуратные аноды — в Питере нашла человека, который продает кусочки хорошей меди. Медь должна быть без примесей, марки М-1 (99, 9 % чистой меди). А если в аноде сплавы, то в конце процесса лист у тебя получится хрупкий, может развалиться в руках», — объясняет нам мастер.

О процессе

Елена подготовилась к нашей встрече и за 2, 5 часа показала нам основные этапы создания медного листочка из обычного.

Шаг 1. Сбор листьев

Здесь листики еще зеленые. Скоро они обретут бессмертие. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Здесь листики еще зеленые. Скоро они обретут бессмертие. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Листочки для меднения Лена предварительно собирает в разных местах. Говорит, что чувствует себя ребенком в свои 45 лет, когда набивает карманы листьями, мертвыми жуками и улитками. Самые интересные листочки, по мнению мастера, — те, которые обглоданы гусеницами. Еще у Лены есть списанная из лесного ведомства коллекция бабочек, дубовый веник для парилки и другие неожиданные вещи, которые можно увековечить в металле.

Шаг 2. Бронзовая пудра

Каждый листик Елена покрывает токопроводящим средством красивого цвета. В составе средства — бронзовая пудра и лак НЦ-62 ЦАПОН. Пудра заказывается в специальном магазине, она довольно дорогая.

 

Лена говорит, что кто-то умеет взвешивать пудру, она — нет, поэтому отмеряет объем на глаз. Покрывая лист, важно не пропустить ни миллиметра. Лист закрашивается бронзовой смесью с двух сторон.

Шаг 3. Электролиз

Отдельной мастерской у Елены пока нет — она работает дома. На широком подоконнике в кухне у нее расположена сама установка: большой контейнер со специальным раствором — электролитом, поперек контейнера протянуты две медные проволочки для листиков. Анод здесь — кусочек меди, который постепенно истончается в процессе электролиза.

Устройство для электролиза. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Устройство для электролиза. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Все просто как мычание: две проволочки и там висит урожай листиков. Вчера я поставила сюда свежую листву. Меньше, чем за сутки листики затянулись медью, но еще есть дырки, покрытие еще тоненькое. Медь тает медленно, но сейчас у меня много анода, поэтому процесс идет быстрее. Волшебную голубую жидкость — электролит — я делаю сама, смешивая в нужных пропорциях соляную кислоту (беру из автомобильного электролита), медный купорос (продается в садовых магазинах как средство от плесени и гнили), дистиллированную воду, — рассказывает и одновременно показывает нам процесс Елена.

Шаг 4. Паяние

В квартире Елены Евсеевой рабочее место занимает часть комнаты. На рабочем столе лежит огнеупорный кирпич, когда-то подобранный Леной на улице. Кирпич задействован в процессе паяния, когда к замеднённым листикам, например, требуется прикрепить застежку или нужно посадить улитку на лист малины.

 

— Раньше я паяла только в ванной, боялась случайно что-нибудь поджечь. Сейчас чувствую себя гораздо увереннее и паяю в комнате. Я люблю этот процесс, он похож на чудо. Главное, не пережечь само изделие, — говорит Елена.

После спайки украшение нужно поместить в раствор, который называется «отбел» — горячая смесь воды и лимонной кислоты. В финале медные листики, заколку или брошку нужно сделать блестящими. Есть химический способ добавить изделию блеска (ванна с блескообразующим покрытием), но Елена использует для наведения блеска бормашинку.

Елена Евсеева наводит блеск. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Елена Евсеева наводит блеск. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Шаг 5. Патинирование

Патинирование (искусственное состаривание) листа делается сразу после извлечения его из устройства. Елена делает патинирование тремя разными способами. Черное патинирование сопровождается адским серным запахом. Раствор называется «серной печенью», в его составе кормовая сера и сода. Лена опускает в емкость с серной печенью лист, и он мгновенно становится черным. Потом мастер берет губку и оттирает всю эту черноту. Получается эффектно.

 

Кроме черного, есть еще синее патинирование (вода, нашатырь, соль), есть и покупная патина.

Наблюдать за работой Елены Евсеевой очень увлекательно. В принципе, она могла бы устраивать научно-познавательные шоу примерно часов на пять.

Букет из маминого сада

В процессе производства красоты Елена рассказывает нам о своих заказах.

— Я люблю делать что-то на заказ. Сама по себе не стала бы, например, гальванизировать сухие цветы. Это непросто. Однажды сделала на юбилей мамы заказчика букетик из цветов из ее сада. Разместила эти маленькие розочки на листе — получилась брошка. Времени на это нужно много, не меньше недели. Самое интересное, что когда я сделала эту брошку, то решила красиво ее сфотографировать в палисаднике у подъезда. Сняла и забыла ее там часа на четыре. Потом спускаюсь — лежит на месте. Мимикрировала, — улыбается Елена.

 

 

С недавнего времени в коллекции Елены Евсеевой появились медные фигурки изображений некоторых карельских петроглифов. Сама Елена только что окончила курсы гидов по петроглифам, она очень увлечена этой темой.

— Я лепила фигурки лодок, человечков, лебедей, самого «беса», когда слушала лекции по теме, делала это просто так. А потом сделала две лодочки-подвески, несколько «бесиков» и замеднила их. Часть украшений нашла хозяев здесь, другие уехали в лавку в Залавруге.

Фоймогубские шахты

Елена — человек необычайно деятельный. До недавнего времени она работала бутафором в Театре кукол Карелии. Работы было много, но она как-то успевала заниматься и гальванопластикой, и учиться на разных курсах. Один из них, например, назывался «Как делать деньги на любимом деле».

Этот листик мы видели еще зеленым. За несколько часов он покрылся первым слоем меди. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Этот листик мы видели еще зеленым. За несколько часов он покрылся первым слоем меди. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Первым делом нас попросили написать эссе о себе и о своих компетенциях. И когда я вспомнила о всех своих умениях и навыках, то подумала: блин, а я крутая! Я могу расписывать по дереву, запрягать лошадей, лепить из глины, организовывать музыкальный движ и много другое. На этих курсах меня научили методам ведения своей группы в соцсетях, и я так привыкла писать посты, что ко мне приехал «огонь Прометея»! («Огонь Прометея» дает авторам в соцсети ряд преимуществ, способствующих более скоростному развитию сообщества, — прим. ред.)

В планах Елены Евсеевой — много интересного. Например, с руководительницей АНО «Заонежская изба» Натальей Вильк  обсуждается проект, посвященный медным шахтам в Заонежье.

 

— В Карелии были свои медные месторождения. Медная руда, например, добывалась в середине XVII века из шахты Фоймогубского месторождения. Потом было построено несколько медеплавильных заводов. Наша медь, говорят, использовалась при отделке Исаакия. Все это очень интересно, — говорит Елена.

Мечта Елены — иметь собственную мастерскую недалеко от дома. Если у нее все получится, то не исключено, что когда-нибудь мы сможем привести туда детей и показать, как информация из школьных учебников связана с жизнью и как рождается красота.

Тонкая работа. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Тонкая работа. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.