Фокус с тиснением

Виталий Герасимов — известный в Карелии ведущий праздников и фокусник. Он может легко достать из своей шляпы кролика. Ну, или змею. А потом сделать из нее ремень, потому что Виталий еще и кожевник: делает авторские кошельки, ключницы, нагайки и кнуты. Может даже кобуру для револьвера — для особо изысканного карельского ковбоя.

Виталий Герасимов. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Виталий Герасимов. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Виталия Герасимова знают в Карелии как веселого ведущего и фокусника. Оказывается, это далеко не все его таланты. Виталий — мастер-кожевник, более того, он член Российской гильдии кожевников. А появилось это увлечение много лет назад.

«У меня был пейджер, а у пейджера — маленький пластиковый чехол. И он мне не нравился, потому что я работал в вагонном депо, а там было довольно грязно и пыльно, и этот чехол не защищал очень ценную на тот момент вещь. Я решил сделать чехол из кожи. Обратился к своему знакомому, который делал изделия из кожи. Он сделал чехол и сделал великолепно, но совсем не то, что хотелось мне. И тогда я вспомнил старинную поговорку: хочешь сделать хорошо, сделай сам», — рассказывает мастер.

Тогда Виталий попросил у кожевника кусочек кожи, сделал выкройку и сшил себе чехол сам.

«Получилось довольно антуражно, но вот тот чехол у меня не сохранился. Пока пейджер работал, я им пользовался. Довольно долго».

Изготовив первую вещь, мастер понял, что ему это ремесло нравится. И Виталий стал создавать изделия из телячьей кожи, пробовать разные техники. Освоил и технику ручного тиснения — кожа получается с рисунками.

Брелоки. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Брелоки. Кожа только натуральная, но все-таки не змеиная, а телячья. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Ключница. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Ключница. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Как выглядит «кожевенный курьез»

«Я заказал в Канаде базовый набор для кожевников. Он довольно простой, но там было всё, чтобы начать. И решил попробовать сделать кобуру для револьвера. Я большой любитель Дикого Запада: ковбои, индейцы, головные уборы, погремушки, украшения. Всё это у меня есть в ассортименте. Делал я свою кобуру по каким-то выкройкам, придумал рисунок, но кожа была абсолютно не предназначена для тиснения. Потом я узнал, что на такой коже узоры не выполняют. Но, тем не менее, вот этот пояс с кобурой я храню как кожевенный курьез. Хотя для человека непосвященного вполне и ничего — выглядит интересно», — поделился мастер.

 

Сейчас мастер работает на заказ, расширяет ассортимент изделий.

«Чаще всего заказывают портмоне и ремни. Ремни с инициалами, со знаками зодиака, например. Я знаю, что есть мастера, которые шьют определенную линейку и это продают. А мне нравится делать для конкретного человека», — говорит Виталий.

Кроме обложек для паспорта, брелоков, кошельков и ключниц мастер делает ошейники для животных, кнуты и нагайки, браслеты, заколки для волос, сумки и многое другое. Кстати, кнуты и нагайки Виталий учился делать у Мухтарбека Кантемирова — актера, известного по фильму «Не бойся, я с тобой», каскадера, руководителя конного театра.

 

Работа с кожей — процесс трудоемкий и не быстрый. Например, чтобы сделать ремень с тиснением: сутки уйдут на покраску кожи, само изготовление может занять целый день, а еще эскиз, подборка и подготовка материала.

«Мастера с художественным образованием сами разрабатывают и рисуют проекты. У меня художественного образования нет, поэтому я принимаю в работу рисунки заказчика или ищу в интернете элементы, компоную их и предлагаю эскиз», — говорит Виталий.

Два основных типа дубления кожи

За кожей мастер ездит в Петербург. Говорит, что важно материал потрогать, почувствовать, а в интернет-магазине этого не сделать.

Для разных изделий используется и разная кожа. Она отличается не только по цвету, но и по такому параметру как дубление. Дубление может быть хромовое (кожа обрабатывается химически с помощью хромовых элементов) и растительное (обработка с помощью отвара дубовой или ивовой коры).

«Кожа растительного дубления, на мой взгляд, выглядит интереснее, она стоит дороже, но для тиснения нужна именно она», — объясняет мастер.

Заготовка. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Заготовка. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Как-то заказал инструменты из Японии. Вместе с набором пришел кусочек кожи. Так вот лучше я ничего не видел. Это просто очень хорошая кожа. Смотришь на работы японцев, китайцев — это потрясающе. Это в древности в Японии люди, занимающиеся обработкой кожи, были не в чести и считались «нечистыми». А теперь всё иначе», — улыбается Виталий.

По словам ремесленника, чтобы достичь хорошего уровня работ, надо постоянно учиться. Начинал Виталий как самоучка, а теперь постоянно повышает мастерство на разных курсах и онлайн занятиях.

Семейный подход

Жена Виталия тоже занимается рукоделием, но не из кожи. При этом поддерживает увлечение супруга, не возражает, что кожевенная мастерская разместилась прямо в их квартире, и даже помогает с маркетингом.

Виталий Герасимов. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Виталий Герасимов. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Без моей супруги этого бы ничего не было. Согласитесь, что не каждая жена на «хотелки» мужа будет выделять немалые средства. Стоит это ремесло очень недешево, скажу я вам. Например, один штамп для тиснения порядка 400-800 рублей. А у меня их около 50″.

Сейчас Виталий работает над сумкой. Сюжет придумал не сам, подсмотрел на американском сайте. Оказывается, у кожевников есть свое сообщество и в сети Instagram, где они знакомятся с работами друг друга.

Сумка. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Для себя я что-то изготавливаю очень редко. Последнее что сделал — это очечник», — говорит Виталий.

Onni в переводе — счастье

Мастерская Виталия Герасимова называется Onni. Это слово и с финского, и с карельского, и с эстонского переводится как счастье и удача.

Брелок. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Я долго думал, как назвать свою мастерскую. Хотелось, чтоб название красиво звучало, чтоб имело смысл и было на карельском языке, так как я родился, вырос и живу в Карелии. И тут я вспомнил, что один мой заказчик рассказал, что, получив мое изделие, он почувствовал, что ему стало везти во всем. Он выиграл судебный процесс, нашел хорошую работу и прочее по мелочам. Я человек не суеверный, скорее всего, это совпадение. Но вдруг? И название пришло само собой — Onni. В каждое свое изделие я вкладываю это пожелание и надеюсь, что моя работа принесет вам оnni», — рассказал Виталий Герасимов.

Браслеты. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Браслеты. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова


Информационное агентство «Республика» благодарит Центр народного творчества и культурных инициатив Карелии за помощь в организации съемки проекта «Делаем в Карелии» и теплый прием в ремесленных мастерских.