Графический дизайнер и иллюстратор Алёна Голубева делает милые вещи. Клиенты, по крайней мере, именно так определяют ее фирменный стиль: душевный и добрый, на первый взгляд простой, но очень узнаваемый.
Вполне ожидаемо, что за ее продукцией часто приходят семьи с маленькими детьми. Но не только: среди заказчиков Алёны есть и любители необычного декора, и предприниматели, причем далеко не только из Карелии.
А началось всё, когда Алёна училась в десятом классе: она тогда увлекалась граффити и пошла учиться на дизайнера, потому что хотела творческую профессию, где могла бы использовать свои навыки. Постепенно она прошла путь от дизайнера в типографии до хозяйки собственного бренда.
«Зайка в домике»
Алёна училась в КГПА на факультете технологии и предпринимательства. Уже когда поступила, поняла, что не совсем правильно представляла себе профессию. Одним из главных открытий стал, например, тот факт, что дизайнеру нужно освоить большое количество технических дисциплин: электротехнику, радиотехнику, теорию машин и механизмов, теплотехнику.
Но учеба оказалась интересной, Алёна втянулась. В 2010 году она получила диплом и отправилась искать работу.
«На тот момент эта профессия была не так популярна и востребована. Сейчас возможностей гораздо больше: можно быть фрилансером, искать заказы онлайн и работать с разными фирмами удаленно, но тогда с этим было сложнее, — рассказывает Алёна. — И я устроилась в типографию, где проработала два года. Эта работа мне многое дала, ведь я там вела заказы от начала до конца: делала макет для заказчика, согласовывала, отправляла на производство, контролировала процесс печати, выносила готовую продукцию клиенту».
Из типографии Алёна ушла, потому что оставалось мало времени на увлечения — игру в КВН, путешествия. Следующим местом работы стало ивент-агентство: там Алёна научилась делать дизайн сайтов, придумывать концепты и оформления для мероприятий — всевозможные декорации, полиграфию.
После агентства Алёна устроилась педагогом по графическому дизайну в Детско-юношеский центр (которым, кстати, является до сих пор). К тому моменту у нее уже была приличная клиентская база, к тому же всё активнее развивалось продвижение услуг через соцсети — без заказов сидеть не приходилось.
Поворотным моментом стало появление у Алёны подруги-напарницы Ирины, которая предложила заняться детской тематикой: оформлением дней рождений, созданием постеров и прочего декора для детских спален. Эта мода пришла к нам с Запада и стала очень популярна у молодых родителей.
«В какой-то момент в интернете стали появляться картинки красивых детских спален с индивидуальным декором. Зайди в Instagram — и ты увидишь кучу фотографий с интересно оформленными комнатами. И подумаешь: «А почему я такое себе не могу сделать?». Для меня это было что-то совершенно новое и непонятное. И когда Ира меня на эту идею натолкнула, я пришла к мысли о создании своего бренда именно в этой нише. Так появился бренд «Зайка в домике», — рассказывает Алёна.
Для бренда художница завела отдельную страницу в соцсетях. Стала выкладывать примеры работ: стикеров и постеров, метрик, игрушек, открыток. Казалось бы, сегодня всё это можно купить в магазине в готовом виде. Но продукт поточного производства не будет именным, не будет учитывать индивидуальные особенности и пожелания заказчика. И именно этот элемент уникальности помогает успешно конкурировать с заводскими изделиями, говорит дизайнер.
«Ко мне, например, как-то обратилась семья, которая попросила семейный постер с тремя ежиками. И когда я увидела их фото, то поняла, что они действительно очень похожи на таких милых, симпатичных ежей. У кого-то ребенок любит динозавров, и родители заказывают на день рождения постер с динозавром и надписью: «Мы тебя любим». Или, например, в семье есть кот, и люди хотят этого кота запечатлеть на плакате в мультяшном виде — пожалуйста, почему нет».
Дизайнер & иллюстратор
Бренд «Зайка в домике» — любимое детище Алёны, но не главный источник дохода. Она продолжает работать как графический дизайнер и иллюстратор — заказчики приходят со всей России.
Здесь стоит отметить, что эти профессии часто путают. Иллюстраторами обычно считают только тех, кто делает иллюстрации к книгам, а дизайнерами… тут и вовсе варианты могут быть самыми разными.
На самом деле, иллюстратор — это человек, который создает изображения для самых разных целей: для упаковок товаров, наполнения сайтов, рекламной продукции. Иллюстрации используют повсеместно, чтобы как можно эффективнее доносить информацию: человеку проще увидеть одну картинку, чем прочитать 20 слов описания.
Графический дизайнер выполняет проекты, которые формируют имидж того или иного объекта/компании/продукции и привлекают внимание зрителя. Если дизайнер делает логотип, он должен думать, на какую аудиторию он рассчитан, какую идею должен передавать. В зависимости от этого подбирается абсолютно всё, от цветового оформления до размера шрифта. Именно поэтому дизайнеру необязательно уметь рисовать в базовом понятии — например, красками по бумаге. Но важно уметь строить и создавать элементы в компьютерных программах, знать основы цвета, композиции, разбираться в построении букв/шрифтов.
Алёна Голубева умеет и то и другое. И это, говорит она, очень сильно упрощает задачу и позволяет охватить больший круг заказчиков. За картинками и разработкой дизайна к ней приходят производители товаров, частные школы, разные коммерческие и некоммерческие организации. Очень удобным инструментом здесь опять же являются соцсети: только 20% заказов Алёна получает от карельских предпринимателей, остальное — клиенты из других регионов.
Интернет хорош еще и тем, что не надо специально собирать портфолио: любой желающий может увидеть твои работы и оценить, стоит ли к тебе обращаться, подходит ли ему твоя стилистика.
«У меня в Instagram был проект, когда я 356 дней рисовала дудлы: брала какой-то предмет и дорисовывала, чтобы получался какой-то сюжет или чтобы этот предмет стал частью, например, какого-то другого объекта. И мне эта идея казалась очень классной, но никто из заказчиков ею не загорелся, — рассказывает Алёна. — А потом ко мне пришла предпринимательница по имени Татьяна, которая делала домашнюю пастилу, и сказала, что ей нужна упаковка именно в таком стиле. Она в итоге оказалась очень успешной: у Татьяны хорошо пошел бизнес, а ко мне после этого проекта стали очень много обращаться петрозаводские предприниматели. Упаковка, получается, сделала свое дело».
Помимо работ на заказ Алёна создает собственную продукцию, которую можно купить через интернет или на городских площадках вроде «Винтажного цеха». В этом году, например, она участвовала в проекте Национального музея Карелии: дизайнерам предложили взять экспонат и на его основе сделать линейку сувенирной продукции.
«Я выбрала полотенце с традиционной вышивкой. Оно меня заворожило своей сложностью и одновременно простой: появлялось ощущение, что вышито все одной линией. Я стала рассматривать внимательнее, и один элемент напомнил мне мордочку медведя, — рассказывает Алёна. — Я села рисовать, и у меня получился мишка, на основе которого я сделала сувенирную линейку: открытки, календари, игрушки, значки, стикеры, блокноты. Она уже выпущена небольшим тиражом и будет в продаже только в музее. Вообще, в этом году карельская тематика особенно актуальна, потому что столетие Республики Карелия, и Петрозаводск стал столицей российского дизайна».
Сейчас дизайнер начинает готовиться к Новому году. В это время особенно большой спрос на подарки: игрушки-символы года, открытки, календари.
«У меня есть покупатели, которые каждый год ждут от меня календарь, елочную игрушку, чтобы добавить в свою коллекцию. И уже сейчас у меня начинают спрашивать, когда будет что-то новогоднее».
Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.