Дизайн «от зайчика»

Открытки с зайцами и котиками, портрет семьи в виде ежей, оформление детского дня рождения в стиле сафари — для графического дизайнера и иллюстратора Алёны Голубевой нет ничего невозможного. Ведь она по-настоящему любит свою профессию. В новом выпуске «Делаем в Карелии» говорим с Алёной о том, какие преимущества дают соцсети, что позволяет конкурировать с магазинной продукцией и как дудлы помогли в продвижении местной пастилы.

Алена Голубева. Фото: из личного архива

Алена Голубева. Фото: из личного архива

Графический дизайнер и иллюстратор Алёна Голубева делает милые вещи. Клиенты, по крайней мере, именно так определяют ее фирменный стиль: душевный и добрый, на первый взгляд простой, но очень узнаваемый.

Вполне ожидаемо, что за ее продукцией часто приходят семьи с маленькими детьми. Но не только: среди заказчиков Алёны есть и любители необычного декора, и предприниматели, причем далеко не только из Карелии.

А началось всё, когда Алёна училась в десятом классе: она тогда увлекалась граффити и пошла учиться на дизайнера, потому что хотела творческую профессию, где могла бы использовать свои навыки. Постепенно она прошла путь от дизайнера в типографии до хозяйки собственного бренда.

Открытки от бренда "Зайка в домике". Фото: из личного архива Алены Голубевой

Открытки от бренда «Зайка в домике». Фото: из личного архива Алёны Голубевой

«Зайка в домике»

Алёна училась в КГПА на факультете технологии и предпринимательства. Уже когда поступила, поняла, что не совсем правильно представляла себе профессию. Одним из главных открытий стал, например, тот факт, что дизайнеру нужно освоить большое количество технических дисциплин: электротехнику, радиотехнику, теорию машин и механизмов, теплотехнику.

Но учеба оказалась интересной, Алёна втянулась. В 2010 году она получила диплом и отправилась искать работу.

«На тот момент эта профессия была не так популярна и востребована. Сейчас возможностей гораздо больше: можно быть фрилансером, искать заказы онлайн и работать с разными фирмами удаленно, но тогда с этим было сложнее, — рассказывает Алёна. — И я устроилась в типографию, где проработала два года. Эта работа мне многое дала, ведь я там вела заказы от начала до конца: делала макет для заказчика, согласовывала, отправляла на производство, контролировала процесс печати, выносила готовую продукцию клиенту».

Из типографии Алёна ушла, потому что оставалось мало времени на увлечения — игру в КВН, путешествия. Следующим местом работы стало ивент-агентство: там Алёна научилась делать дизайн сайтов, придумывать концепты и оформления для мероприятий — всевозможные декорации, полиграфию.

Алена за работой. Фото: из личного архива

Алёна за работой. Фото: из личного архива

После агентства Алёна устроилась педагогом по графическому дизайну в Детско-юношеский центр (которым, кстати, является до сих пор). К тому моменту у нее уже была приличная клиентская база, к тому же всё активнее развивалось продвижение услуг через соцсети — без заказов сидеть не приходилось.

Поворотным моментом стало появление у Алёны подруги-напарницы Ирины, которая предложила заняться детской тематикой: оформлением дней рождений, созданием постеров и прочего декора для детских спален. Эта мода пришла к нам с Запада и стала очень популярна у молодых родителей.

«В какой-то момент в интернете стали появляться картинки красивых детских спален с индивидуальным декором. Зайди в Instagram — и ты увидишь кучу фотографий с интересно оформленными комнатами. И подумаешь: «А почему я такое себе не могу сделать?». Для меня это было что-то совершенно новое и непонятное. И когда Ира меня на эту идею натолкнула, я пришла к мысли о создании своего бренда именно в этой нише. Так появился бренд «Зайка в домике», — рассказывает Алёна.

Для бренда художница завела отдельную страницу в соцсетях. Стала выкладывать примеры работ: стикеров и постеров, метрик, игрушек, открыток. Казалось бы, сегодня всё это можно купить в магазине в готовом виде. Но продукт поточного производства не будет именным, не будет учитывать индивидуальные особенности и пожелания заказчика. И именно этот элемент уникальности помогает успешно конкурировать с заводскими изделиями, говорит дизайнер.

«Ко мне, например, как-то обратилась семья, которая попросила семейный постер с тремя ежиками. И когда я увидела их фото, то поняла, что они действительно очень похожи на таких милых, симпатичных ежей. У кого-то ребенок любит динозавров, и родители заказывают на день рождения постер с динозавром и надписью: «Мы тебя любим». Или, например, в семье есть кот, и люди хотят этого кота запечатлеть на плакате в мультяшном виде — пожалуйста, почему нет».

Дизайнер & иллюстратор

Бренд «Зайка в домике» — любимое детище Алёны, но не главный источник дохода. Она продолжает работать как графический дизайнер и иллюстратор — заказчики приходят со всей России.

Здесь стоит отметить, что эти профессии часто путают. Иллюстраторами обычно считают только тех, кто делает иллюстрации к книгам, а дизайнерами… тут и вовсе варианты могут быть самыми разными.

На самом деле, иллюстратор — это человек, который создает изображения для самых разных целей: для упаковок товаров, наполнения сайтов, рекламной продукции. Иллюстрации используют повсеместно, чтобы как можно эффективнее доносить информацию: человеку проще увидеть одну картинку, чем прочитать 20 слов описания.

Графический дизайнер выполняет проекты, которые формируют имидж того или иного объекта/компании/продукции и привлекают внимание зрителя. Если дизайнер делает логотип, он должен думать, на какую аудиторию он рассчитан, какую идею должен передавать. В зависимости от этого подбирается абсолютно всё, от цветового оформления до размера шрифта. Именно поэтому дизайнеру необязательно уметь рисовать в базовом понятии — например, красками по бумаге. Но важно уметь строить и создавать элементы в компьютерных программах, знать основы цвета, композиции, разбираться в построении букв/шрифтов.

Алёна Голубева умеет и то и другое. И это, говорит она, очень сильно упрощает задачу и позволяет охватить больший круг заказчиков.  За картинками и разработкой дизайна к ней приходят производители товаров, частные школы, разные коммерческие и некоммерческие организации. Очень удобным инструментом здесь опять же являются соцсети: только 20% заказов Алёна получает от карельских предпринимателей, остальное — клиенты из других регионов.

Интернет хорош еще и тем, что не надо специально собирать портфолио: любой желающий может увидеть твои работы и оценить, стоит ли к тебе обращаться, подходит ли ему твоя стилистика.

«У меня в Instagram был проект, когда я 356 дней рисовала дудлы: брала какой-то предмет и дорисовывала, чтобы получался какой-то сюжет или чтобы этот предмет стал частью, например, какого-то другого объекта. И мне эта идея казалась очень классной, но никто из заказчиков ею не загорелся, — рассказывает Алёна. — А потом ко мне пришла предпринимательница по имени Татьяна, которая делала домашнюю пастилу, и сказала, что ей нужна упаковка именно в таком стиле. Она в итоге оказалась очень успешной: у Татьяны хорошо пошел бизнес, а ко мне после этого проекта стали очень много обращаться петрозаводские предприниматели. Упаковка, получается, сделала свое дело».

Дизайн упаковки для пастилы. Фото: из личного архива Алены Голубевой

Дизайн упаковки для пастилы. Фото: из личного архива Алёны Голубевой

Дизайн упаковки для пастилы. Фото: из личного архива Алены Голубевой

Дизайн упаковки для пастилы. Фото: из личного архива Алёны Голубевой

Помимо работ на заказ Алёна создает собственную продукцию, которую можно купить через интернет или на городских площадках вроде «Винтажного цеха». В этом году, например, она участвовала в проекте Национального музея Карелии: дизайнерам предложили взять экспонат и на его основе сделать линейку сувенирной продукции.

«Я выбрала полотенце с традиционной вышивкой. Оно меня заворожило своей сложностью и одновременно простой: появлялось ощущение, что вышито все одной линией. Я стала рассматривать внимательнее, и один элемент напомнил мне мордочку медведя, — рассказывает Алёна. — Я села рисовать, и у меня получился мишка, на основе которого я сделала сувенирную линейку: открытки, календари, игрушки, значки, стикеры, блокноты. Она уже выпущена небольшим тиражом и будет в продаже только в музее. Вообще, в этом году карельская тематика особенно актуальна, потому что столетие Республики Карелия, и Петрозаводск стал столицей российского дизайна».

Мишка, родившийся из карельской вышивки. Фото: из личного архива Алены Голубевой

Мишка, родившийся из карельской вышивки. Фото: из личного архива Алёны Голубевой

Сейчас дизайнер начинает готовиться к Новому году. В это время особенно большой спрос на подарки: игрушки-символы года, открытки, календари.

«У меня есть покупатели, которые каждый год ждут от меня календарь, елочную игрушку, чтобы добавить в свою коллекцию. И уже сейчас у меня начинают спрашивать, когда будет что-то новогоднее».

 

Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.