https://eb.utuoy/1tdf0kdbvj0
В производственном цехе «Мясного дома Карелия» вкусно пахнет копченостями. Руководитель отдела продаж Анна Марачук говорит, что этот запах сопровождает ее каждый раз, когда она уходит с работы. То же самое, наверное, могут сказать все 20 сотрудников предприятия во главе с директором, Олегом Кравченко.
Он пришел в этот бизнес практически случайно: в девяностых, чтобы помочь знакомому, вложил деньги в предприятие по производству мясной продукции, и неожиданно для себя стал соучредителем. Ситуация тогда была тяжелая, в какой-то момент дело практически дошло до банкротства. Восстанавливать производство пришлось практически с нуля: выкупать старое оборудование, приобретать новое, по кускам собирать цеха.
— Пришлось возглавить предприятие, чтобы как-то отработать вложенные деньги, — рассказывает Олег. – Тем более что были и перед банками обязательства. Начинали с малого: конкурировать с большими комбинатами мы не в силах. Сделали ставку на качественные продукты местного производства.
Первое предприятие называлось «Карельский колбасный цех». В теперешнем виде «Мясной дом Карелия» работает пятый год. Когда перезапустили производство, пригласили из разных компаний технологов и разработали основной ассортимент – около 50 видов продукции. Это и сосиски, и колбасы, и мясные деликатесы: буженина, грудинка, копченый окорок. На волне увлечения спортом и ЗОЖ на ура идут низкокалорийные продукты – куриные сосиски и колбаса.
— Большим предприятиям сложно запустить новый вид продукции, а мы в этом смысле очень мобильные: мы легко можем что-то новое приготовить, опробовать и поставить на линию. Одно и то же приедается, поэтому мы стараемся время от времени обновлять ассортимент. Стараемся подбирать такие рецепты, чтобы и по ценовой модели нас устраивало, и по вкусу.
Колбасный день
Мясо для производства закупают в разных местах: в янишпольском свинокомплексе, у местных фермеров, поставщиков из Санкт-Петербурга. На предприятии оно проходит полный цикл обработки: замороженное сырье размораживают, отправляют на обвалку, то есть отделяют мясо от костей. Дальше – в зависимости от того, какой продукт хотят получить: под колбасу делают фарш, для изготовления куриных деликатесов тушки нарезают на нужные куски, которые потом отправляют коптиться.
Каждый день в цехе готовят определенный вид продукции. Мы попали на «колбасный» день: к нашему приходу вязальщицы уже набили сервелат и доделывали партию краковской.
Фарш для колбасы делают при помощи куттера – по сути, большой мясорубки. Получившейся массой набивают оболочку, которую потом формуют и закрепляют клипсами. Колбасу вешают на рамы и отправляют в печь. Ну и последний этап – копчение, которое делается на чистых опилках, без использования жидкого дыма.
Работа на предприятии идет практически круглые сутки. Днем работает мясницкая и цех по изготовлению сосисок, колбас и прочих продуктов, ночью на смену выходит варочный цех. К утру продукция остывает, и к работе приступают упаковщики. После этого продукты раскладывают по коробкам и отправляют заказчикам.
Объемы производства зависят от потребностей магазинов – это проблемный момент для всех производителей. Мощность цеха позволяет выпускать 2-2,5 тонны продукции в день, но такого максимума предприятие не достигает — в среднем за смену делают около тонны.
На складе продукция практически не задерживается. Предприятие получает от магазина заказ, делает нужное количество продукции и тут же отправляет ее в торговые точки: ночью колбасу сварили, а утром она уже на прилавке.
— Гиганты колбасной промышленности таким похвастаться не могут, у них гораздо дольше время доставки, — говорит Олег.
Через сети и в розницу
Сначала сосиски и колбасы продавали в розницу в небольших магазинах, сейчас — в основном через федеральные сети. Работать с ними непросто, в первую очередь из-за серьезной наценки. Да и заказывают они обычно от 5 до 15 позиций из всего ассортимента.
Сейчас Олег развивает сеть собственных павильонов. Первый такой уже открылся на Древлянке, там и цены более доступные, и видов продукции гораздо больше. Самая серьезная проблема, как ни странно, – найти грамотных продавцов, которые умеют работать именно с мясными изделиями.
— Столько их прошло, но чтобы человек был ответственным и разбирался в продукции – это большая редкость. Поставишь двоих: один продаст много и ни грамма возврата, другой продаст мало, еще и недостачи появляются. И в нашей сфере своя специфика: человек должен знать, как правильно выложить продукты, чем один сорт колбасы отличается от другого, как сохранить мясо, как правильно разрезать – много нюансов.
Большие заказы делают разные организации: детские сады, гостиницы, столовые, пиццерии. К таким клиентам на предприятии индивидуальный подход.
— Кому-то нужны сосиски в пять сантиметров длиной, кому-то — в десять, кому-то — в натуральной оболочке, кому-то — в искусственной, — говорит Олег. – Все это мы учитываем, делаем под покупателя.
В целом проблемы у «Мясного дома» примерно такие же, как и у большинства предприятий: из-за кризиса денег у людей стало меньше, и продажи несколько просели. Хотя и в этих условиях спрос есть даже на более дорогую продукцию.
— Нужно понимать, что нормальную колбасу за сто рублей не купишь, — объясняет Анна Марачук. – Если килограмм свинины стоит около 250 рублей, то цена на колбасу просто не может быть ниже.
И, конечно, очень хочется помощи от государства, чтобы люди могли чаще покупать натуральные местные продукты.
— Я по образованию очень далек от пищевой промышленности – до пенсии работал в правоохраниетльных органах, — говорит Олег. – Сейчас доволен: мне нравится что-то хорошее делать. По качеству у нас нареканий нет от покупателей – это самое главное.