Железная дорога

Первая железная дорога в России появилась именно в Петрозаводске — между цехами Александровского завода, при Чарльзе Гаскойне. Но поезда по Карелии пошли только в двадцатом веке, быстро превратив республику в промышленный край. Наш паровоз вперёд летит в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Петрозаводск, стоянка 20 минут. Фото: Игорь Георгиевский

Петрозаводск, стоянка 20 минут. Фото: Игорь Георгиевский

В веке девятнадцатом Петрозаводск был связан с Петербургом водными путями: по Онежскому озеру — реке Свирь — Ладожскому озеру и далее по Неве. Сухопутная дорога была только одна, Олонецкий тракт.

Осенью и весной тракт становился непроходимым (да и зимой его порой заносило). Тогда Олонецкая губерния и Кольский полуостров оставались без всякой связи со столицей государства. Решить проблему могла только железная дорога.

Работа началась в 1914 году, рельсы по территории Карелии прокладывали в годы Первой мировой войны русские, финны, китайцы, пленные немцы.

Подробности (с картами, схемами и уникальными фотографиями) читайте в нашем большом тексте. Обратите внимание на инфографику в конце материала: так выглядела наша железная дорога в 1916 году.

Железная дорога / Raududorogu

Первая мировая и Гражданская войны, иностранная интервенция. Общее протяжение линий, попавших в сферу военных действий, достигло 54 000 вёрст. В результате разрушено 4 345 мостов (в том числе 86 больших), свыше 1 700 вёрст железнодорожных путей, около 5 000 гражданских сооружений.

В ноябре 1918 года на железных дорогах вводится военное положение: железнодорожники считаются призванными на военную службу. За невыполнение приказа — трибунал.

Петрозаводск к этому времени уже не промышленный город. Александровский завод на грани закрытия — нет заказов. Принято решение: перестроить производство под капитальный ремонт паровозов. К заводу прокладывают железнодорожную ветку для перемещения паровозов на ремонт и обратно. Для обучения рабочих в цеха направляют работников паровозного депо.

Первый отремонтированный паровоз выпускают с завода в апреле 1919 года, о чем сообщают самому Ленину. За год отремонтировано еще 6 паровозов, в 1920-м (с января по сентябрь)  — уже тридцать.

Члены местного и революционного комитетов службы пути и материальной станции Петрозаводск Мурманской железной дороги. 1920-е годы. Фото из фондов Национального музея Карелии

Члены местного и революционного комитетов службы пути и материальной станции Петрозаводск Мурманской железной дороги. 1920-е годы. Фото из фондов Национального музея Карелии

«Олонецкая коммуна» от 29 мая 1920 года:

«Решено создать в депо ударную бригаду из числа коммунистов и передовых рабочих, которая служила бы примером высокой дисциплинированности и работала, не считаясь со временем и не щадя своих сил. Только своей мозолистой рукой и крепкой трудовой дисциплиной, сознательным упорным трудом мы выкуем вольную и счастливую жизнь. Твердо помни об этом, каждый рабочий, и становись в ряды ударников.

Наши братья-красноармейцы на фронте, нанося удар за ударом, крушат капитализм, обеспечивая нам свободу. И мы здесь, на трудовом фронте, сомкнем свои ряды и тоже, нанося удар за ударом злому врагу — разрухе, скорее выйдем из тисков голода и страданий. Привет вам, начинатели — кузнецы будущего счастья! Смелей в бой! Дружнее за работу! Это самое лучшее и верное средство покончить с разрухой».

В августе 1922 года по инициативе народного комиссара путей сообщения Дзержинского создано правление Мурманской дороги. Кроме прямых обязанностей (перевозки) правлению поручена «рациональная эксплуатация естественных богатств Карельско-Мурманского края».

Магистраль получает на десять лет в своё распоряжение 3 миллиона десятин земли со всеми богатствами в пределах Карелии и Мурманского округа. И одновременно — исключительное право вложения в специальный фонд дороги всех заработанных денег. В те годы их приносит лес и рыба.

Первомайская демонстрация в Петрозаводске, 1919. Идёт колонна представителей профессиональных союзов мастеровых и рабочих Мурманской железной дороги. Фото: А. Варенцов.

Первомайская демонстрация в Петрозаводске, 1919. Идёт колонна представителей профессиональных союзов мастеровых и рабочих Мурманской железной дороги. Фото: А. Варенцов

Новым этапом стал ввод в эксплуатацию Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината и строительство Беломорско-Балтийского канала. Канал протяжённостью 227 километров с 19 шлюзами и 15 плотинами прокладывали параллельно железной дороге (на участке Медвежья гора — Сорокская).

В конце 30-х годов вступил в строй Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат. Мурманская железная дорога по грузообороту входит в число крупнейших на территории Советского Союза. К этому времени (с 1934 года) дорога уже носит имя Сергея Мироновича Кирова.

В 1938-м проектируется строительство вторых путей от станции Сорокской (сегодня Беломорск) до Мурманска. Разработан проект линии Сорокская — Обозерская, которая должна соединить Кировскую и Северную дороги. Линия предназначалась для перераспределения грузовых потоков, особенно зимой, когда Архангельский порт скован льдами.

До­рога вступила в строй в 1941-м, в годы войны более 80 процентов грузов, которые по ленд-лизу поступали в Советский Союз, прошли по линии Сорокская — Обозерская. Это был единственный выход к Мурманску, к незамерзающему порту.

 

Паровозы Кировской железной дороги (1941-1945):

 

А теперь — вокзал Петрозаводска: именно с него для многих начинается Карелия.

Старый вокзал (станция Петрозаводск) был построен в 1915 году: из бревна, без обшивки — в так называемом избяном стиле, с элементами модерна. В начале 1930-х годов встал вопрос о строительстве нового вокзала — бревенчатое одноэтажное здание не соответствовало столичному статусу города.

Газета «Красная Карелия» в 1935 году обещала: «Новый пассажирский вокзал будет построен на месте разъезда «Голиковка». Широкие магистрали озелененных улиц протянутся от него во все части города. На громадной озелененной площади перед вокзалом будет установлен памятник С. М. Кирову, над проектом которого работает заслуженный деятель искусства скульптор Манизер».

А пока здание вокзала обшили досками, на привокзальной площади разбили сквер.

 

 

После того как в 1955-м в Петрозаводске появился новый, современный вокзал, старое здание использовалось как административное, снесено было в 1965 году. Теперь на этом месте административное здание станции Петрозаводск-товарная.

А мы теперь — из Москвы, из Питера, из Мурманска — прибываем под шпиль. Кому-то он напоминает Петропавловский храм — первую церковь, поставленную в Петровской Слободе царем Петром. Кому-то — шпиль Адмиралтейства. Классика, окутанная городскими легендами.

Вокзал, Петрозаводск. Фото: илья Тимин

Вокзал, Петрозаводск. Фото: Илья Тимин

Пять легенд главного вокзала Карелии

5 марта 1955 года был открыт железнодорожный вокзал столицы Карелии. По поводу его архитектурного облика существует несколько, как говорят специалисты-историки, устойчивых мифов. Что из них правда, а что нет? Проверьте себя.


Строительство здания нового железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фотография выполнена со стороны перрона. 1952, автор съемки Е. Щеглов. Из фондов Национального архива Карелии

Строительство здания нового железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фотография выполнена со стороны перрона. 1952, автор съемки Е. Щеглов. Из фондов Национального архива Карелии

Легенда №1.

Вокзал в Петрозаводске построен по типовому проекту, на территории бывшего СССР существуют его «близнецы».

ПОВЕРИЛИ?
Это неправда. Здание вокзала в Петрозаводске строилось по индивидуально разработанному архитектурном проекту, без копий и повторений в других городах. После Великой Отечественной войны центр Петрозаводска, столицы советской Карелии, застраивался монументальными зданиями. По плану железнодорожный вокзал должен был давать композиционное начало главной улице города — проспекту Ленина. Да, изначально его планировали строить по доработанному типовому проекту. Но руководство КФССР и начальник Управления по делам архитектуры Совнаркома Карело-Финской ССР Дмитрий Сергеевич Масленников эту идею отвергли. И в столице Карелии был построен вокзал по индивидуальному проекту ленинградского архитектора Виктора Ципулина.


5 марта 1955 года, день открытия нового железнодорожного вокзала Петрозаводска. Торжественный митинг. Фото из архива Геннадия Лаптева

5 марта 1955 года, день открытия нового железнодорожного вокзала Петрозаводска. Торжественный митинг. Фото из архива Геннадия Лаптева

Легенда №2.

Дата торжественного открытия вокзала — 5 марта 1955 года, является обычной, ничем не примечательной, выбрана была случайно.

ТАК ЛИ ЭТО?
Формулировка «торжественное открытие» практически не использовалась или использовалась крайне ограниченно. Несмотря на важность события, многолюдный митинг и выступление духового оркестра, все средства массовой информации писали просто: «Новый вокзал сдан в эксплуатацию». Связано это было с тем, что 5 марта 1955 года — вторая годовщина смерти Сталина, которую тогда ещё обозначали как важную дату в истории государства. Именно этой годовщине были посвящены многочисленные собрания, трудовые коллективы Советского Союза брали на себя новые обязательства в честь памяти ушедшего вождя.


Строительство здания нового железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фотография выполнена со стороны перрона. 1953, автор съемки Е. Щеглов. Из фондов Национального архива Карелии

Строительство здания нового железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фотография выполнена со стороны перрона. 1953, автор съемки Е. Щеглов. Из фондов Национального архива Карелии

Легенда №3.

Шпиль вокзала изготовили заранее, но в связи с начавшимися в СССР гонениями на излишества в архитектуре, его планировали не устанавливать.

А ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ?
Этот миф любят рассказывать в связи с известным посещением Петрозаводска Никиты Хрущева 16 июля 1962 года. По растиражированной легенде, Хрущёв неодобрительно посмотрел на шпиль вокзала, вспомнил об «излишествах», но так как шпиль уже был смонтирован, оставили всё как есть. Но шпиль вокзала был смонтирован еще в 1954 году, а посещение города Хрущёвым состоялось спустя восемь лет. А само Постановление №1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» тоже вышло позже, 4 ноября 1955 года.


Завершается строительство здания вокзала. Газета "Ленинское знамя" от 12 августа 1954 года

Завершается строительство здания вокзала. Газета «Ленинское знамя» от 12 августа 1954 года

Легенда №4.

Навершие (звезда с венком) шпиля вокзала может/раньше могло поворачиваться на ветру.

Думаете, правда?
Было бы красиво, но увы. Навершие шпиля изначально было установлено на шпиле стационарно и никогда не имело никаких механизмов или устройств для его вращения.


Строительство здания железнодорожного вокзала и привокзальной площади в Петрозаводске. 1955, автор съемки П. Беззубенко. Из фондов Национального архива Карелии

Строительство здания железнодорожного вокзала и привокзальной площади в Петрозаводске. 1955, автор съемки П. Беззубенко. Из фондов Национального архива Карелии

Легенда №5.

В 1970-х годах под зданием вокзала планировалась прокладка туннеля — с целью продолжения проспекта Ленина с выходом в район Перевалка.

Впечатляет?
Исследователи истории железнодорожного вокзала в Петрозаводске задавали этот вопрос и Павлу Сепсякову, который с 1969 по 1982 год был председателем Исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета народных депутатов, и Валерию Ефимову, который с 1973 года был заведующим отделом строительства Карельского обкома КПСС и курировал весь строительный комплекс республики. Оба однозначно дали ответ: такой проект никогда не разрабатывался. Хотя, что примечательно, оба слышали эту городскую легенду.

 

Геннадий Лаптев, главный инженер Локомотивного депо Петрозаводска. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Геннадий Лаптев, главный инженер Локомотивного депо Петрозаводска. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Железную дорогу как символ Карелии представляет Геннадий Лаптев, главный инженер Локомотивного депо Петрозаводска:

— Карелия сегодня такая, какая есть, именно благодаря железной дороге. В Олонецкой губернии промышленности практически не было: ни дорог, ни электричества. Глушь полнейшая, хоть и всего-то 400 километров до Петербурга. Именно железнодорожный транспорт стал катализатором превращения республики в промышленный, индустриально развитый регион. Олонецкая, а потом и Мурманская железная дорога дали краю новую жизнь.

Когда в советское время началась так называемая колонизация, а затем индустриализация Карело-Финского края — железная дорога активно участвовала в строительстве Сегежского, Кондопожского комбинатов, развивала лесную и рыбодобывающую промышленность, основывала новые города. Фактически железная дорога сама для себя создавала грузы для перевозки.

А Вторая мировая? Только благодаря железной дороге и можно было оборонять Карелию. Я уже не говорю о том, что в 40-х, 50-х (да вплоть до 80-х) большая часть руководителей городского и республиканского уровня — железнодорожники. Анатолий Прокуев, руководитель Госкомитета по телевидению и радиовещанию; Валерий Ефимов, руководитель строительного комплекса КАССР; Олег Тугарин, строитель Древлянки и Кукковки в Петрозаводске; Иван Лысенко, также руководитель республиканского строительного комплекса — имен много. Потому что железнодорожник — человек ответственный.

Сегодня ОАО «РЖД» — одно из немногих в Карелии крупных предприятий, которое налоги платит по месту, в бюджет республики, активно занимается социальной инфраструктурой. Железная дорога в Карелии — это 1915 километров стальных магистралей, более 9 тысяч сотрудников.

Именно благодаря железнодорожному транспорту Карелия сегодня — промышленная республика. И это не преувеличение, совсем не громкие слова.

 


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, журналист, автор текста
Геннадий Лаптев, главный инженер Локомотивного депо
Игорь Георгиевский, фотограф
Любовь Козлова, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!