Юрий Нивин

Современный герб Карелии, каким мы его знаем, был утвержден в 1993 году. История его создания весьма интересна, но еще более уникальна и необычна жизнь и судьба автора новой государственной символики республики. О карельском гербе и его создателе — враче, прославившем Карелию на весь мир, — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Юрий Нивин. Фото из семейного архива Л.А. Нивиной

Юрий Нивин. Фото из семейного архива Л.А. Нивиной



В конце апреля 1967 года в канадском Монреале открылась Всемирная выставка. «Экспо-67» стала одной из самых успешных за всю историю, ее посетили свыше 50 миллионов человек. Побывали на выставке и мировые знаменитости: королева Великобритании Елизавета II, Роберт и Жаклин Кеннеди, Шарль де Голль, Марлен Дитрих… Самый большой интерес вызвал советский павильон: по посещаемости он обогнал канадский и американский.

Плакетка "Летка-енка". Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Плакетка «Летка-енка». Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Пресса в СССР освещала выставку очень широко. Среди произведений, представлявших советское искусство, были две работы из Карелии: плакетки «Летка-енка» и «Рунопевцы». Их автором был Юрий Нивин, студент-медик Петрозаводского госуниверситета. После этой выставки о молодом талантливом художнике узнала вся страна. Спустя четверть века именно он, Юрий Нивин, станет создателем новой государственной символики Республики Карелия.

Юрий Серафимович Нивин родился в 1945 году в Петрозаводске. Отец был заместителем начальника Кировской железной дороги, мать — учительницей. В 1968 году Юрий Нивин окончил медицинский факультет Петрозаводского госуниверситета и начал трудиться врачом в Республиканской больнице им. В.А. Баранова. Здесь он отработал почти 40 лет, заведовал физиотерапевтическим отделением. Человек удивительно многогранного таланта, он прославился как художник и дизайнер. Еще в 1962 году Юрий Нивин начал работать в системе художественного фонда при Союзе художников, создавал работы из металла, керамики, дерева, в том числе знаменитые плакетки, ювелирные украшения. Разработал более 80 эталонов сувениров и товарный знак для фабрики «Карельские сувениры».

Знаменитый врач, профессор Александр Балашов познакомился с Юрием Нивиным еще в студенческие годы.

— Он тогда уже оканчивал медицинский факультет, учился на шестом курсе, а я был первокурсником. И наше знакомство пришлось как раз на тот период, когда Юрий Серафимович получил первое широкое признание как художник, когда его работы обрели известность не только в Карелии, но и по всей стране. Они были настолько яркими, неординарными, и сам их автор был настолько интересной личностью и так выделялся из студенческой среды, что мы, младшекурсники, относились к Юрию Серафимовичу не просто с уважением, но, можно сказать, с восторгом, — говорит Александр Балашов.

 

 

 

Работы Юрия Нивина, кроме Всемирной выставки, экспонировались также в московском Манеже, на выставке «Советская Россия» — это было одно из крупнейших культурных событий в стране. К молодому художнику приезжали корреспонденты центральных газет, брали интервью, устраивали, как сказали бы сейчас, фотосессии.

При этом Юрий Серафимович был очень скромным и даже закрытым человеком, вспоминает его супруга Людмила Александровна Нивина. Заслуженная артистка КАССР, она долгие годы была солисткой балета Музыкального театра Карелии, затем педагогом-репетитором. Сейчас работает хореографом ансамбля народной музыки «Тойве» в ПетрГУ.

— Его не волновали такие вещи, как признание или известность, он никогда не стремился к каким-то званиям… Юрий Серафимович был по-настоящему творческим человеком, про таких людей говорят: «Бог в темечко поцеловал». Он умел всё, сам разрабатывал дизайн одежды, сам шил, мне — платья, нашим сыновьям — куртки. Полностью сам, без посторонней помощи, обустроил нашу квартиру, своими руками построил дачу в Ангозере. Я тогда в очередной раз уезжала на гастроли. Когда вернулась, он меня отвез на дачу, причем завязал мне глаза, предупредив: будет сюрприз. Когда я сняла повязку, то была поражена: там, где еще недавно был только фундамент, стоял дом, — с улыбкой вспоминает Людмила Александровна.

Александру Балашову также запомнились яркие случаи, связанные с творчеством Юрия Нивина. Вместе они много лет отработали в Республиканской больнице. Юрий Серафимович продолжил дело своих предшественников — развитие физиотерапевтической службы. Вскоре он стал заведующим отделением и главным внештатным специалистом Минздрава.

— В нашей больнице располагалась кафедра госпитальной терапии ПетрГУ, которой заведовал Иридий Михайлович Менделеев — замечательный врач, мой учитель и наставник. Юрий Серафимович как-то сделал ему подарок: украсил дверь его кабинета удивительной красоты рисунком — изображением головы тигра. Этот изумительный рисунок до сих пор стоит у меня перед глазами, — добавляет Александр Балашов.

 

 

 

В подвале больницы Юрий Нивин обустроил кафе для врачей и медицинского персонала. Заброшенное помещение он превратил в уютное, комфортное место отдыха для коллег, с интересным, необычным по тем временам интерьером. Кафе просуществовало до масштабного ремонта медучреждения, после которого здесь разместилось отделение ультразвуковой диагностики: но даже тогда его врачи постарались сохранить некоторые элементы уникального дизайна.

Создание герба Карелии

Талант, помноженный на огромную эрудицию и постоянное стремление к познанию, — так отзываются о Юрии Нивине все, кто с ним общался. И эти качества в полной мере проявились, когда он работал над созданием новой государственной символики Карелии.

В декабре 1991 года после подписания Беловежского соглашения СССР официально прекратил свое существование. Рождалось новое государство, которому требовалась в том числе новая государственная символика, и процессы эти охватили, разумеется, и регионы. В ноябре 1991-го Карельская АССР была преобразована в Республику Карелия, а 25 декабря Президиум Верховного Совета Карелии принял постановление о проведении конкурса на создание государственных герба и флага.

Александр Пашков. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Александр Пашков. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Это была эпоха безграничной демократизации, и в геральдическом состязании мог принять участие практически любой желающий, от школьников до пенсионеров, отмечает доктор исторических наук, профессор Александр Пашков. Поступило около 60 проектов флага и 20 проектов герба. На первом этапе проекты отбирала комиссия, весьма представительная: в нее вошли известные в Карелии деятели культуры, члены национальных общественных организаций. Ей предстояло отсеять откровенно любительские работы, оставив проекты, созданные согласно правилам геральдики. В первом туре было отобрано пять проектов герба и столько же проектов флага. Эскизы печатались в газетах, широко обсуждались в обществе. В результате во второй тур попали два проекта — Юрия Нивина и художника из Костомукши Виталия Добрынина.

Герб Добрынина фактически повторял проект финского художника Акселя Галлен-Каллелы, созданный еще в 1920 году. Галлен-Каллела поместил в центр изображения фигуру медведя с весури — карельским тесаком, излюбленным инструментом карельских крестьян и лесорубов. Стилизованные «клинышки» по обеим сторонам от изображения медведя символизировали северное сияние, а их количество совпадало с числом волостей (в варианте Добрынина — с числом районов Карелии).

Юрий Нивин представил свой проект, в котором были соблюдены как правила геральдики, так и преемственность, традиции.

Из официального описания государственного герба Карелии:

Государственным гербом Республики Карелия является прямоугольный закруглённый в нижней трети, трижды пересечённый в равных долях цветами государственного флага Республики Карелия щит с изображенным на нем профилем стоящего медведя чёрного цвета. Золотое обрамление щита переходит в стилизованное изображение ели с левой стороны и сосны — с правой. В навершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета.

— Фигура медведя в качестве центральной эмблемы осталась, но он стал более миролюбивым, уже без весури в лапах. Символ восьмиконечной звезды часто встречается в национальной карельской и вепской вышивке. Кроме того, это изображение можно толковать и как путеводную звезду, символ благородных устремлений, — поясняет Александр Пашков.

Ель и сосна, помимо того что подчеркивают природные особенности Карелии, в мировой геральдике являются символами возрождения и вечной жизни.

Юрий Нивин. Фото из семейного архива Л.А. Нивиной

Юрий Нивин. Фото из семейного архива Л.А. Нивиной

Разрабатывая проекты государственной символики, Юрий Нивин изучил огромное количество архивных и исторических источников: материалы этнографов, геральдистов, эпос «Калевала», карельскую вышивку… Специально ездил в Ленинскую библиотеку в Москву, где хранятся уникальные документы. И одновременно старался добиться, чтобы новая государственная символика была не только исторически обоснована, но и актуальна в наше время. И даже провел у себя в больнице опрос среди коллег и пациентов: какие именно цвета у них ассоциируются с Карелией, чтобы отразить их в проекте флага.

В итоге уже в 1992 году Верховный Совет проголосовал за проект герба, представленный Юрием Нивиным. Он победил с большим отрывом: 57 голосов против восьми, поданных за проект Добрынина. Однако принята новая государственная символика была не сразу. Вновь разгорелись споры, на сей раз по поводу флага. Юрий Нивин предложил полотнище из трех цветов, зеленого, белого и синего, украшенное все той же восьмиконечной символической звездой.

Проект флага Карелии, предложенный Юрием Нивиным

Проект флага Карелии, предложенный Юрием Нивиным

Однако депутаты отдали предпочтение проекту судьи Конституционного суда Карелии Александра Киннера. Он взял за основу флаг Карело-Финской ССР 1953-1956 годов.

 

Государственный герб Республики Карелия

Государственный герб Республики Карелия

 

Государственный флаг Республики Карелия

Государственный флаг Республики Карелия

 

В результате только в 1993 году новая государственная символика была утверждена: флаг по проекту Александра Киннера и доработанный с учетом его цветовой гаммы герб по проекту Юрия Нивина.

Кроме герба, Юрий Нивин создал гербовый флаг, настенный штандарт, знак «За заслуги перед Республикой Карелия» — в общей сложности 14 атрибутов государственной власти.


Александр Балашов. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Александр Балашов. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Юрия Нивина как символ Карелии представляет директор медицинского института ПетрГУ, доктор медицинских наук, профессор Александр Балашов:

— Юрий Серафимович Нивин, безусловно, внес неоценимый вклад и в геральдику, и в искусство Карелии. Его творчество всегда отличал неповторимый стиль, с одной стороны, лаконичный, с другой — каждая деталь была настолько тонко прописана, что эти работы сразу же запоминались. У него был уникальный дар схватить суть, самое главное и передать это зрителям.

Убежден, что именно эта грань его огромного таланта помогла ему победить в конкурсе и войти в историю в качестве создателя государственного герба Республики Карелия.

Но мне отдельно хотелось бы сказать о Юрии Серафимовиче и как об очень талантливом, чутком и внимательном враче. С этой стороны я узнал его уже позже, когда возглавил Республиканскую больницу (Александр Балашов был главным врачом больницы с 2002 по 2009 год). Он невероятно бережно относился не только к пациентам, но и к сотрудникам — коллегам, медицинским сестрам, санитаркам, ко всем, с кем ему доводилось вместе работать Доброта к людям у него была необычайная. В последние годы жизни он и сам тяжело болел, но, несмотря на свое состояние, всегда стремился помочь другим, поддержать. Очень тяжело переживал любую несправедливость — не по отношению к себе, а к своему коллективу.

Конечно, медицина была его призванием, он был очень предан своей профессии. Юрию Серафимовичу было присвоено звание заслуженного врача Республики Карелия. Но в народной памяти он все же остался как художник, дизайнер. Есть в медицинском сообществе такое понятие: труэнты. Это врачи, которые, не прекращая свою медицинскую практику, прославились в ином виде деятельности: искусстве, политике, литературе и так далее. Профессор Анатолий Петрович Зильбер, который много лет занимается изучением этой темы, определяет труэнтизм как плодотворное устремление врачей к полезной творческой деятельности вне медицины. Юрий Серафимович был настоящим, классическим врачом-труэнтом. И благодаря своему редкому дару остался в памяти не только людей, которые его знали, но и всей республики.


В январе 2006 году в Музее изобразительных искусств Карелии состоялась большая персональная выставка Юрия Нивина. На ней были представлены произведения декоративного искусства, выполненные в металле, керамике, дереве, авторские графика, дизайн, художественная фотография.

 

 

 

В июле 2007 года Юрий Серафимович Нивин ушел из жизни.

Сейчас работы Юрия Нивина хранит его супруга Людмила Александровна. Сохранилась в квартире и мастерская, в которой он трудился.

— Он ни минуты не мог сидеть без дела, всегда был чем-то занят: если не творчеством, то изучением литературы, материалов по интересующим его темам. Например, когда задумал построить на даче камин, то прочитал все, что было возможно, на эту тему. В его библиотеке была масса литературы об искусстве… Юрий Серафимович очень любил Карелию, обожал ее природу. И часто мне говорил: «Ну какое море, зачем? Посмотри, какая у нас здесь красота!» Он был по-настоящему предан своей малой Родине, своей республике, — говорит Людмила Александровна.

Любовь к Карелии отразилась во всем творчестве Юрия Нивина, ставшего создателем не только государственной символики, но и уникального карельского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Его яркие и оригинальные  работы — гордость Карелии. И сегодня, когда самобытность и национальный колорит особенно актуальны в моде и дизайне, у них наверняка будут появляться все новые и новые поклонники.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Наталья Овсянникова, автор текста
Любовь Козлова, фотограф
Сергей Юдин, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта


Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!